Видная узбекская ученая, журналист, публицист, опытная наставница молодежи, «Отличник народного образования Узбекистана», кандидат филологических наук, доцент Узбекского Госуниверситета мировых языков Наргис Косимова в течение многих лет занимается исследованием актуальных проблем теоретических и практических аспектов экологии в общественной науке, и в частности в журналистике.
Большая поклонница произведений великого писателя Н.Косимова с большим удовольствием поделилась с корреспондентом «Кабар» о нравственных аспектах экологических проблем в произведениях Ч.Айтматова, а также об их значениях в формировании экологического сознания, культуры подрастающего поколения.
Я с детства зачитывалась произведениями Чингиза Айтматова. Еще будучи школьницей плакала под одеялом, читая роман «Плаха», где описывается варварская облава на сайгаков. Поводом для проявления такой жестокости послужило всего лишь затруднение с планом мясосдачи государству. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» вылилось в страшную трагедию: «...по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса».
Писатель мастерски описывает страх волчицы, которая жила до прихода людей безмятежно и воспитывала своих волчат. Но пришли люди и погубили природу, живность. В эпизоде, где Чингиз Айтматов описывает избиение сайгаков, страх всего живого читателю он показывает глазами волчицы Акбары: «Страх достиг таких апокалипсических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце ... тоже мечется и ищет спасения, и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам...». В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья Акбары не кончились: еще пятеро волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: «Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву».
Волчица, оставшись одна по вине человека, все же тянется к людям. Свою материнскую любовь она хочет перенести на человеческого детеныша. Это обернулось трагедией, но на этот раз и для самого человека. Отец ребёнка, не понимая поведение Акбары, стреляет в нее, но промахнувшись, убивает своего сына. Через образ волчицы писатель показывает простую правду: пока человек не трогал природу, она помогала ей, давала пищу, но человек сам нарушил это хрупкое равновесие. Автор хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это — элементарная алчность, борьба за собственное благополучие, оправдываемое чуть ли не государственной необходимостью. Историей волчьей пары Айтматов как бы предупреждает человечество о том, что жестокость и неразумное отношение к природе, ко всему живому в ней рано или поздно обернется бедой для самого человека. Сжигая степи, мы сжигаем свой дом, убивая животных, мы, прежде всего, убиваем самих себя и своих детей. Роман «Плаха» - призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.
Проблема экологической катастрофы отображена во всех произведениях Чингиза Айтматова. Автор показывает ее в купе с проблемой человеческой безнравственности. Один из знаменитых произведений Ч. Айтматова - это повесть «Белый пароход». Читая книгу, нельзя оставаться равнодушным к жизни героев. Мальчик, главный герой повести, живет в ней как бы в двух измерениях. В конце мальчик уплыл по реке рыбой, а мы остались на берегу, растерянные, оглушенные, словно пассажиры белого парохода, подхваченного ураганом. Финал повести Чингиза Айтматова действительно потрясает своей неожиданностью.
Сегодня, по вине человека, практически высох Арал, который на протяжении многих веков кормил, обувал, одевал человека. Человечество не только Центральной Азии, но и всего мира стоит на грани экологической катастрофы. Но пока еще не все осознали всю серьезность этой проблемы. Сегодня человек должен осознать, что нельзя только брать, ничего не отдавая взамен. Эту мысль можно увидеть в повести писателя «И дольше века длится день». Существование и разрушающее действие ядерного оружия, освоение космоса в военных целях, оставляющая желать лучшего экологии - все напоминает и предупреждает о возможной катастрофе всей цивилизации. Никто никого не победит, никто не уцелеет в одиночку. Как отметил первый Директор-исполнитель Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) Морис Стронг «Или мы умрем, или выживем все вместе».
В центре сюжета - небольшой железнодорожный разъезд, расположенный в глухой степи средней Азии. Местные жители ведут здесь спокойную, размеренную жизнь. Единственная связь с внешним миром - разъезд, на котором время от времени проносятся громыхающие поезда. Начинается произведение с описания переезда, где читатель знакомится с главным героем романа - Едигеем, который везет тело своего мудрого друга Казангапа на древнее родовое кладбище, дабы исполнить последнюю волю умершего и отдать дань заветам предков.
Прибыв на место, герой обнаруживает, что на месте кладбища, на прахе многих поколений народа Едигея, построен ракетный полигон. На обнесенный колючей проволокой космодром Едигея не пускают. В романе описываются разные пласты времени: прошлое, настоящее и будущее. А в центре их пересечения - человек, главный герой романа Едигей Жангельдин, Буранный Едигей, проживший безвыездно сорок лет на полустанке, фронтовик, настоящий трудяга, труженик. Как писал сам Айтматов, «он один из тех, на которых, как говорится, земля держится... Он сын своего времени». И рядом с ним в центре романа верблюд - сырттан (сверхсущество), ведущий свой род от белоголовой верблюдицы Акмал, как воплощение самой Природы, ее равенства с человеком. Между ними, человеком и верблюдом, лежит пласт мифов: предание о кладбище Ана-Бейит, легенда о трагедии манкурта, о том, как Найман-Ана пыталась воскресить любовью память у сына-манкурта и как летает теперь над степью птица Доненбай с воззванием к людям: «Вспомни имя твое! Твой отец Доненбай!..».
Автор, заканчивая роман, который иногда называют романом-предупреждением, рисует страшную картину апокалипсиса: «Небо обваливалось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и, дыша, каждый новый взрыв накрывал их с головой пожаром всеохватного света и сокрушающего грохота вокруг». Но будет ли так, роман не дает однозначного ответа. Гуманизм может победить только в том случае, если люди не потеряют историческую память, не уподобятся манкуртам. Манкурт не сможет спасти ни себя, ни семью, ни родину, ни природу. Поэтому каждый из нас должен всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего родного края в будущем.
Болея всей душой в каждом произведении за свой любимый край, ее природу, исчезающих животных и растений, Чингиз Айтматов показывает, как не безразлична ему судьба снежных барсов («Когда падают горы»). Основное действие романа происходит высоко в тянь-шаньских горах, где пересекаются трагические пути двух страдающих существ - человека и барса. Желание мести приводит Арсена Саманчина, известного журналиста, в родное селенье, где для саудовских нефтяных магнатов организована охота на снежных барсов… Герой приезжает в горы, еще не зная, что встретит здесь свою последнюю любовь, а, возможно, и смерть. И все драматическое повествование пронизывает легенда о Вечной невесте, которая чудесным видением появляется на заснеженном горном перевале.
В каждом произведении Чингиза Айтматова есть символ, который олицетворяет природу. Это одинокий могучий тополь из повести «Первый учитель», заросли кустарника из повести « Джамиля». Это олени и рыбы из повести «Белый пароход», это «Пегий пес, бегущий краем моря». Верблюдица с верблюженком из произведения «И дольше века длится день». Волчица из «Плахи», скакун из произведения «Бег иноходца» и многие другие. Много действий разворачивается у героев писателя на кыргызских джайлооо, у горных хрустальных рек, у жемчужины Кыргызстана Иссык-Куль. Читая роман «Материнское поле», можно увидеть, что истоки любви ко всему живому на земле находятся в отчем доме и кроются в любви матери, научившей нас любить свой край и уважать свой народ.
«Самое трудное для Человека - быть каждый день Человеком!», - писал Чингиз Айтматов. Он спрашивает: «Как человеку Человеком быть? Кто навязал нам это спор? Кто ниспослал нам вечный спор - Как человеку Человеком быть?». И дают ответы на эти вопросы нам его герои.
Проблемы экологии, поднятые в произведениях Чингиза Айтматова, к сожалению, обостряются с каждым днем. Многие районы нашего региона давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, загрязненный Иссык куль, вымирающие виды животных...
Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. В каждой строке своих повестях и романов автор предупреждает нас об экологической и нравственной катастрофе. К сожалению, эти понятия очень связаны друг с другом. Поэтому писатель проблемы экологии рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Ведь от нее зависит наше будущее и будущее наших детей. И все мы являемся героями писателя, и каждый из нас должен наконец-то задать себе вопрос. Что я сделал, чтобы остановить это варварство, сберечь природу?
По мнению Н. Косимовой, для решения этой проблемы необходимо обратить внимание на изучение произведения великого писателя именно с точки зрения экологии. Очень важно проводить тематические литературные вечера в посвященные творчеству Чингиза Айтматова, так как именно в его произведениях поднимаются экологические проблемы, присущие странам Центральной Азии. А также широко освещать и анализировать в средствах массовой информации идеи и экологические проблемы, поднимаемые в произведениях Чингиза Айтматова.
Справка:
Косимова Наргис Суннат кизи родилась в 1969 году в городе Джизаке, выпускница факультета журналистики МГУ, в 2009 году году - факультета философии Узбекского Национального университета, кандидат филологических наук.
Свою трудовую деятельность начала в 1986 году в областной газете в качестве курьера. За прошедние годы прошла все ступени журналистской и педагогической деятельности. В настоящее время работает заведующей кафедрой “Аудиовизуальной журналистики и масовой коммуникации” факультета международной журналистики УзГУМЯ.
Н.Косимова также является тренером Центра переподготовки журналистов, международных организаций, аккредитованных в Узбекистане - ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮСАИД, ОБСЕ, Общественного фонда поддержки печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана, ОДМ “Камолот”.
С 2006 года становилась победителем международных и республиканских конкурсов в сфере журналистики. В 2010, 2013, 2015 годах победитель в различных номинациях национального конкурса в сфере журналистики “Олтин калам”. Обладатель нагрудного знака “Отличник народного образования Узбекистана”.
Н.Косимова автор свыше 1000 статей, написанных в различных жанрах журналистики и опубликованных в печатных СМИ республики. Она также автор 56 научных статей, 13 учебных пособий и сборника детективных повестей и рассказов “Гаройиб ечим” (“Удивительное решение”).
Толонбай Курбанов,
ИА “Кабар”,
Ташкент, 29 июня, 2018 г.
Комментарии
Оставить комментарий