• 87
  • 91.46
  • 0.84
  • 0.17

История Победы: 4.Кровавая резня в Нанкине

История Победы 0

Читайте и смотрите нас в

Многие считают, что в истории ХХ века самыми жестокими и кровожадными были немецкие фашисты. Ведь на их совести миллионы зверски замученных и убитых евреев в концентрационных лагерях. Десятки тысяч заживо сожженные советские люди. Но по каким-то неизвестным причинам, до сих пор умалчиваются кровавые расправы японской военщины. Хотя, по сравнению с жестокостью японцев, немецкие фашисты могут показаться намного гуманнее. Кровавая резня японскими солдатами в Нанкине китайских военнопленных и мирных жителей перед началом Великой Отечественной войны не имеет аналогов, по своей жестокости и зверства.

По разным оценкам, японцы истребили намного больше китайских мирных жителей во Второй японско-китайской войне, чем немецкие фашисты – около 4 миллионов человек. А если вспомнить, что их жертвами пали не только китайцы, а еще корейцы, малазийцы, индонезийцы и другие народы Юго-Восточной Азии, то картина станет намного ужаснее и кровавой. Японцы безжалостно уничтожали азиатов, но почему-то не трогали евреев, хотя были союзниками фашисткой Германии. Видимо оттого, что японцы долгое время осознавали себя как нацию, занимающую особое положение в Азии.

Кровавое безумие, охватившее человечество началось не во Второй мировой войне, как было принято считать долгие годы, а гораздо раньше. Осенью 1937 года, в период первого этапа Японо-китайской войны, когда экспедиционные силы Японской милитаристской империи высадились на побережье Китая. После тяжёлых кровопролитных боёв, японская армия заняла город Шанхай. Китайская армия была разбита и вынуждена была отступить, хотя отчаянно обороняла город. Несколько недель спустя японские войска осуществили массовую атаку Нанкина – столицы Китайской Республики.

По дороге к Нанкину японские военные творили невиданное зверство. Двое лейтенанта – Тосиаки Мукаи и Цуёси Нода затеяли соревнование – кто первый отрубит сто голов китайских военных. В погоне за первенством, оба воина сильно превысили свой счёт: Нода убил 105 человек, а Мукаи 106. Поскольку оба не смогли определиться, кто же набрал сто голов первым, они решили провести ещё одно соревнование. На этот раз взяли цель – отрубить 150 голов. Жестокое соревнование и фотография двух военных друзей с мечами вышла на обложке Osaka Mainichi Shimbun и дочерней газеты Tokyo Nichi Nichi Shimbun, затем была продолжена в четырёх номерах. Здесь с восторгом рассказывалось об их достижениях. Две статьи даже были переведены на английский язык. После капитуляции Японии оба лейтенанта были казнены. Они на допросах факта убийств не отрицали…

Убийства и изнасилования пленных и гражданских практиковались в японской армии повсеместно, но в Нанкине это достигли небывалого размаха. На протяжении шести недель было убито по разным данным от 100 до 500 тысяч человек. Особенно бесчинствовали японские военные в первые пять дней оккупации города.

Солдаты Японской армии отличались беспрецедентной жестокостью. 16 декабря захватчики собрали около 5000 мирных жителей и пленных солдат и офицеров на берегу реки Янцзы, расстреляли их из пулеметов, а тела выбросили в воду. Через день японские солдаты устроили еще одну массовую казнь. Здесь были расстреляны нескольких десятков тысяч человек. Выживших они добивали штыками, затем облили трупы керосином и сожгли. Особенностью массовых убийств и издевательств было то, что японские солдаты не стреляли – берегли боеприпасы, всех убивали и калечили холодным оружием.

Преступления японской армии поразили даже видавшего виды генерала Иванэ Мацуи, который вернулся к командованию фронтом после болезни. Он даже сказал своему помощнику, что испытывает глубокую депрессию и не может даже радоваться победе. Однако, остановить происходящую вакханалию Мацуи уже не мог. Японские воины насиловали женщин всех возрастов. Как в одиночку, так и группами, как однократно, так и много дней подряд. Затем, практически всех убивали с надругательствами: вспарывали животы, отрезали груди, вставляли в половые органы штыки, палки, бутылки. Особенно преследовали беременных женщин с большими сроками беременности. Издевательства над ними были особо жестокими, но всегда заканчивались вспоротым животом и убитым зародышем. Зачастую жертв распинали на ближайших воротах или заборах. Многие из тех женщин, кого пощадили японцы, позже кончали жизнь самоубийством, так как не могли вынести такого позора. По данным международного трибунала, после Нанкинской резни были зафиксированы тысячи самоубийств несчастных жертв извергов.

Лишь только когда мировая общественность стала давить на японское правительство, насилие стало постепенно стихать. Резонанс от преступлений в Нанкине был огромным. В конце концов, в феврале 1938 года генерал Иванэ Мацуи и генерал-лейтенант принц Ясухико Асаха были отозваны в Японию. Поскольку скрывать произошедшие в Нанкине события было уже невозможно, японские власти отреагировали отстранением генералов от командования. Причем генерал Иванэ Мацуи, который, по большому счету, вообще не имел отношения к резне, был уволен в отставку. Принц Асаха остался в составе Высшего военного совета, но более не занимал командных постов в вооруженных силах. Именно он – командующий силами японской армии в городе Нанкин, приказал уничтожить всех военнопленных в городе. Этот приказ снимал ограничения по обращению с военнопленными. Китайские военные, даже дети, женщины, старики – все они были подвержены тотальному истреблению.

В Нанкине жертв было бы значительно больше, если бы не Йон Рабе. Именно он приложил огромное усилие, чтобы спасти китайское мирное население от зверств распоясавшихся японских воинов. По его инициативе был организован международный комитет. Вместе с американскими и европейскими миссионерами организовал «Зону безопасности». Оградил большой участок, на котором нашли убежище около двухсот тысяч китайцев. Используя свое членство в НСДАП, Рабе добился от оккупационных властей статуса неприкосновенности для «Зоны безопасности». Кроме того, он также пустил людей на свой участок. Чтобы спасти их и себя от бомбардировок, Рабе натянул над своим участком огромный флаг со свастикой – под ним спаслись еще 650 человек.

Расследование кровавого безумства

После окончания войны власти Китая провели расследования преступлений японцев в Нанкине. Были собраны свидетельские показания, фотодокументы, обнаружены места массовых захоронений. Хотя, точное число погибших не удалось установить.

Даже спустя много десятилетий в Нанкине находят неизвестные захоронения. Более того, японцы во время капитуляции постарались уничтожить документы и свидетельства, имеющие хоть какое-либо отношение к трагедии. Но, как говорят, нельзя огонь сжечь, воду утопить, ветер задушить, а правду уничтожить. Правда о кровавых зверствах японской военщины, конечно, всплыла. Чудовищные снимки из личных архивов и с фотографии иностранцев остававшихся в городе, стали немногими яркими свидетельствами Нанкинской резни.

В настоящее время существуют разные оценки погибших – от 40 до 500 тысяч человек. По оценке Международного военного трибунала для Дальнего Востока 1948 года были убиты более 200 тысяч китайцев, не считая детей и стариков. Было признано изнасилованными не менее 20 тысяч женщин и девочек. Официальная позиция КНР говорит о более чем 300 тысячах и базируется на оценке Нанкинского трибунала по военным преступлениям 1947 года. Американцы, в ранее засекреченной информации, полученной из архивов Третьего рейха, признавали число погибших в 500 тысяч.

Долгие годы Япония отрицала самого факта резни. Затем официально было признано несколько сот или тысяч погибших, но не гражданского населения, а комбатантов. Насилие, мародерство и прочие изощренные издевательства, Япония не признает до сих пор.

Ассоциация ветеранов японской армии (Kaikosha) в конце прошлого века интервьюировала японских солдат, проходивших службу в городе в 1937-1938 годах. Она пыталась опровергнуть обвинения в военных преступлениях в Нанкине. Но вместо опровержения обвинений, ветераны подтвердили, что массовые убийства и бесчинства имели место. Бывшие солдаты открыто описали их, признавшись в своём участии.

15 августа 1995 года, в день пятидесятой годовщины капитуляции Японии, премьер-министр страны Томиити Мураяма впервые извинился за действия Японии во время войны. Он извинился и выразил соболезнование перед народом Азии за японскую агрессию и страдания.

В тот же день император Японии произнес траурную речь. На токийской арене «Ниппон Будокан» Акиохито выразил свои соболезнования и надежду, что подобные жестокости никогда не повторятся. Несмотря на это, в последующие годы, японские официальные лица вновь начали отрицать факт резни в китайском городе Нанкин…

Справедливое возмездие

Поражение Японии во Второй мировой войне заставило союзников вспомнить все военные преступления токийского режима. Разумеется, не была обойдена вниманием и Нанкинская резня. Офицеры императорской армии Тосиаки Мукаи и Цуёси Нода, участники кровавого «Состязания в убийстве ста человек мечом», были экстрадированы в Китай, где их судил Нанкинский трибунал. Они приговорены к смерти и казнены в 1948 году. Генерал Иванэ Мацуи, к тому времени уже почти десять лет находившийся в отставке, был арестован войсками союзников и обвинен в военных преступлениях на территории Китая. Его судил на Токийском процессе Международный военный трибунал по Дальнему Востоку. Бывший генерал Иванэ Мацуи был приговорен к смертной казни через повешение. Спустя одиннадцать лет после трагедии в Нанкине, семидесятилетний Иванэ Мацуи был повешен в Токийской тюрьме.

Однако, принц Ясухико Асаха, который осуществлял непосредственное командование японскими войсками, полностью избежал какого-либо наказания. Таким образом, главный виновник Нанкинской резни остался безнаказанным.

Судьба Йона Рабе – человека, спасшего от смерти более 200 000 мирных жителей Нанкина, сложилась трагически. В 1938 году по распоряжению главы фирмы «Сименс» Рабе возвратился в Берлин. Здесь он пытался привлечь внимание общественности к преступлениям японцев, даже написал письмо Адольфу Гитлеру с просьбой повлиять на союзника. К сожалению, именно это обращение сыграло с ним злую шутку. Вместо ожидаемой помощи, его арестовали и три дня продержали в гестапо, подозревая шпионаж в пользу Китая. Гестаповцы конфисковали киноплёнку с записями, сделанными Рабе в Китае, и запретили ему рассказывать об увиденном. После войны Рабе, как бывший член НСДАП, опять попал в опалу. В начале его арестовали советские войска – как члена НСДАП. Затем советское командование его отпустило. Зато вскоре он был арестован британскими оккупационными властями. Они проверяли его на причастность к военным преступлениям, но затем также отпустили. Хотя, позже его заслуги на гуманитарном поприще были учтены, но работу на прежнем уровне найти ему так, и не удалось. Рабе умер в нищете и был похоронен на одном из кладбищ Берлина.

Но, все же есть в жизни Высшая справедливость. Древний мудрый китайский народ не забыл доброе дело Йона Рабе, когда-то спасшего от верной смерти сотни тысяч мирных людей. Благодарные китайцы поставили в Нанкине памятник в честь Йону Рабе. О нем снято ряд фильмов, написаны статьи и книги.

Вызывает справедливое чувство возмущение то, что о прошлых «подвигах» японцы предпочитают попросту не вспоминать. В наши дни в Японии этой кровавой главе своей истории придают все меньшее значение. В отличии от Германии, здесь нет «культа вины» за поступки предков. Японцы подчёркнуто дистанцируются от событий и действий Японской Империи. В японских учебниках истории все больше говорят о подвиге японских военных стремившихся спасти Корею и Китай от западной агрессии.

Безусловно, война есть война. Здесь случаются всякое–жестокость, бесчеловечность и зверства. Но, у японцев решительно не было объективных причин устраивать систематический геноцид китайцев.

Годы спустя японцев, участвовавших в убийствах, спрашивали, почему они так поступали. Интересно то, что никто не мог дать вразумительного ответа. Каждый говорил, что просто выполнял приказы и действовал: "Как все". Как говорится, «любишь чужую бороду драть, люби и свою подставлять». Каждый народ несет ответственность за свое историческое прошлое. Конечно, не стоит сегодня слишком заострять внимание на кровавые страницы истории, которые с высоты сегодняшнего дня смотрятся средневековой дикостью. Но в то же время нельзя, словно страус, спрятав голову в песок, делать вид, что ничего такого не произошло, и умалчивать об этом. Надо помнить. Хранить память. Чтобы впредь не повторилась такая жестокая история. Никогда и нигде.

Возможно, люди что-то могут забыть или не хотят вспоминать. Но земля всегда помнит. Сотни тысяч костей, которые до сих пор лежат в земле Нанкина, служат мрачным напоминанием о человеческой жестокости и безумстве.

Болотбек Жумабаев

Комментарии

Оставить комментарий