По данным Государственной таможенной службы, за февраль 2023 года было обеспечено поступление таможенных платежей в бюджет страны в сумме более 6,5 млрд сомов, что означает перевыполнение плана на 101,4%. В денежном выражении это больше на 88 млн сомов за аналогичный период прошлого года. В свою очередь за январь текущего года в бюджет страны поступило 6 млрд сомов. Это на 316 млн сомов больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Такой заметный рост дохода таможенной службы обусловлен, прежде всего, политической волей руководства страны в виде бескомпромиссной борьбы с коррупцией, которая пожирала систему последние годы.
Президент Садыр Жапаров с момента вступления в должность одним из приоритетных направлений своей работы отметил именно борьбу с коррупцией на таможне.
В ходе проведения масштабных реформ и внедрения цифровых технологий удалось сделать работу таможни прозрачной.
Результаты реформ не заставили долго себя ждать. Для сравнения: если брать таможенные показатели за январь-февраль последних пяти лет, то отчетливо видно, как показатели сборов увеличились в более чем в два с половиной раза.
Для примера: если за февраль 2017 года сумма доходов составляла 1,9 млрд сомов, то в феврале 2023 года доход составил 6,4 млрд сомов. При этом стоит отметить, что в 2017 году в мире не было пандемии и кризиса, вызванного ею.
Для сравнения: в пик бушевания COVID-19 в феврале 2020 года была собрана примерно такая же сумма в 1,8 млрд сомов. Но уже в постковидный период, когда мировая экономика только начала оживляться, наряду с началом масштабных реформ в таможенной системе показатели сборов начали меняться в геометрической прогрессии. Так, в 2021 году, когда реформы только начали действовать, доход за февраль составил 2,8 млрд, а за аналогичный период 2022 года показатели достигли уже отметки в 4,7 млрд сомов.
По мнению политолога Игоря Шестакова, увеличение доходов с таможни – это наглядный пример того, что в системе ликвидированы серые схемы.
«Тема таможенной сферы в Кыргызстане многие годы была политизированной. Оппозиция одним из главных аргументов при критике властей приводила именно коррупцию на таможне. Не раз говорилось о существующих серых схемах. При этом такое мнение звучало не только внутри Кыргызстана. Как-то я бывал на конференции в России лет десять назад, уже тогда в ходе конференции говорилось, что серая контрабанда Кыргызстана составляет более 6 млрд долларов. Помимо этого, известно, что ранее данные Китая о товарообороте с Кыргызстаном разнились с нашими данными. Если Кыргызстан показывал уровень товарооборота в 1 млрд долларов США, то у Китая было примерно 9 млрд долларов США. Нас называли «серой зоной», очень много товаров проходило без декларации. Конечно, такие данные сами по себе наводили на мысль, что ведомство работает непрозрачно», - сказал он.
Продолжая, Шестаков отметил, что с приходом к власти Садыра Жапарова ситуация на таможне начала меняться в лучшую сторону.
«Положительные перемены на таможне – это, прежде всего, политическая воля властей. Президент Жапаров в своей предвыборной программе уделял особое внимание борьбе с коррупцией на таможне. Сегодняшние показатели роста на таможне – это результат успешных реформ, проводимых главой государства», - заключил он.
Также в Кыргызстане наблюдается активный рост внешней торговли с третьими странами. По данным таможенной статистики по внешней торговле с третьими странами, за январь-февраль 2023 года внешнеторговый оборот составил 1 176,6 млн долларов США, темп роста к факту аналогичного периода 2022 года (768,9 млн долларов США) равен 153,0% или увеличился на 407,7 млн долларов США;
Объем экспорта товаров составил 94,5 млн долларов США, темп роста к факту аналогичного периода 2022 года (92,9 млн долларов США) равен 101,7% или увеличился на 1,6 млн долларов США;
Объем импорта товаров составил 1082,2 млн долларов США, темп роста к факту аналогичного периода 2022 года (676 млн долларов США) равен 160,1% или увеличился на 406,1 млн долларов США.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий