Экономика Кыргызстана претерпевает серьёзные испытания. Основная причина экономичного спада кроется в пандемии коронавирусной инфекции. Но и смена власти в октябре этого года также внесла коррективы в экономические процессы страны.
Как сказал экономист, магистр экономики и управления Артём Левенков, «Кыргызстану сейчас нелегко. Мало того, что пандемия COVID-19 ударила по экономике, но и процессы, связанные со сменой власти в этой стране также предопределили некоторые негативные аспекты. Прежде всего, пострадала сфера иностранного капитала, который работал в республике, а также прямые инвестиции. И практически с октября властям Кыргызстана пришлось выстраивать всё с нуля. Но благо то, что лицо у новой власти очень перспективное и деятельное и я могу сказать, что проблемы, которые наблюдались в первые дни октября сейчас стали потихоньку налаживаться. Но это только начало. И нельзя сказать, что кризис вот так вот сразу отступит. Ту брешь, которую создали некоторые события, будет трудно заполнить. Насколько я знаю, что в решении данной непростой задачи принимают практически все, даже глава внешнеполитического ведомства. Это может взвинтить темпы выхода из сложной экономической ситуации».
Далее стоит заметить, что приток прямых иностранных инвестиций в январе-сентябре 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года сократился на 30,9% и составил 398,4 млн. долларов США, сообщает Нацстатком КР. По данным ведомства, в структуре прямых иностранных инвестиций по сравнению с 9 месяцами прошлого года отмечалось снижение всех составляющих, за исключением прочей кредиторской задолженности.
Основной объем прямых иностранных инвестиций (90,0 процента) направлен в предприятия обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, геологоразведки, сферу финансового посредничества и страхования, а также информации и связи.
При этом, объем инвестиций, направленных в геологоразведку снизился в 3,5 раза, сферу информации и связи – на 21,3 процента, финансового посредничества и страхования – на 8,9 процента, предприятия добычи полезных ископаемых – на 9,5 процента, обрабатывающих производств – на 3,7 процента. Объемы поступления прямых иностранных инвестиций из стран вне СНГ в сравнении с январем-сентябрем 2019 года сократились в 1,5 раза, в основном, за счет их снижения из Канады на 24,5 процента (обрабатывающие производства), Великобритании – в 3,3 раза (геологоразведка), Китая – в 1,9 раза (добыча полезных ископаемых, геологоразведка). Наряду с этим, инвестиции из Швейцарии увеличились в 4,0 раза (добыча полезных ископаемых, финансовое посредничество и страхование), Кореи – в 2,1 раза (строительство) и Турции – на 8,7 процента (строительство). В общем объеме поступивших прямых иностранных инвестиций наибольший удельный вес приходится на Китай (28,5 процента от общего объема поступивших инвестиций), Канаду (21,7 процента), Нидерланды (11,9 процента), Швейцарию (7,1 процента), Турцию (6,9 процента) и Великобританию (5,8 процента). Объемы поступления прямых иностранных инвестиций из стран СНГ в сравнении с январем-сентябрем 2019 года снизились в 1,4 раза за счет их сокращения из России в 2,5 раза (обеспечение (снабжение) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом, обрабатывающие производства) и Узбекистана – в 1,8 раза (оптовая и розничная торговля). Наряду с этим, инвестиции из Казахстана увеличились на 9,0 процента (добыча полезных ископаемых), Азербайджана – в 1,8 раза (оптовая и розничная торговля).
Отток прямых иностранных инвестиций в январе-сентябре 2020 года в сравнении с январем-сентябрем 2019 года увеличился в 1,4 раза и составил 719,1 млн. долларов. При этом, отток превысил уровень притока на 320,7 млн. долларов. В структуре прямых иностранных инвестиций по сравнению с соответствующим периодом 2019 года отмечалось увеличение оттока всех составляющих, за исключением собственного капитала и торговых кредитов. Увеличение оттока инвестиций в январе-сентябре 2020 года наблюдалось из предприятий всех видов деятельности, за исключением сельского хозяйства, обеспечения (снабжения) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом, сферы деятельности гостиниц и ресторанов, финансового посредничества и страхования, образования, а также прочей обслуживающей деятельности. Отток прямых иностранных инвестиций в страны вне СНГ в сравнении с январем-сентябрем 2019 года увеличился в 1,4 раза, в основном, за счет их увеличения в Швейцарию (в 85,5 раза), Корею (в 18,9 раза), Великобританию (в 3,0 раза), Германию (в 2,7 раза), Турцию (в 1,6 раза), Канаду (в 1,6 раза) и Китай (в 1,2 раза).
Отток прямых иностранных инвестиций в страны СНГ увеличился на 11,1 процента, за счет увеличения оттока инвестиций в Россию (в 2,2 раза). Наряду с этим, отток инвестиций в Казахстан снизился в 2,2 раза.
Как видно из этой статистики, дела пока не совсем спорятся. Следует прилагать серьёзные усилия для стабилизации экономики. Важнейшим пунктом должны стать инвестиции и улучшение инвестиционного климата в стране. Как заявил политолог Марк Антонов, «Кыргызстан в очередной раз показал многим своим соседям свой демократический настрой в решении многих наболевших проблем. Новый важный этап в истории страны начинается довольно неожиданно для многих.
Решительность новой политической силы впечатляет. Предстоит вновь решать новые уже экономические проблемы, с которыми Кыргызстан внезапно столкнулся после смены власти. Многие иностранные инвесторы снова насторожились. Инвестиции любят стабильность и прочность, а также гарантии будущего. У Кыргызстана есть огромные возможности и неразвитый до сих пор большой потенциал во многих сферах, но нет пока основного – это политической и общественной стабильности. Хотя новые люди кыргызской политики решительно выправляют ситуацию и пытаются вывести страну из стагнации. Новые политики в лице того же первого вице-премьера, и. о. Премьер-министра Артёма Новикова проделывают большую и эффективную работу. Значит, страну ждёт прогресс».
Также стоит добавить и то, что минэконом Кыргызстана предложил отложить переход на обязательное представление налоговой отчетности в электронном виде с использованием электронной подписи до 1 апреля 2021 года. Законопроект вынесен на общественное обсуждение. Согласно документу, целью проекта постановления правительства КР является поддержка субъектов предпринимательства в условиях пандемии коронавирусной инфекции «COVID-19», а также в связи с обращениями бизнес сообщества.
Следует отметить, что продление срока перехода на обязательное представление налоговой отчетности в виде электронного документа позволит субъектам предпринимательства, особенно регионам, для безболезненной сдачи отчетов в электронном виде. Также необходимо провести разъяснительную работу для его подготовки, в связи с чем Государственной налоговой службе и ГП «Инфоком» усилить работу по разъяснительной работе, а также обеспечить субъектов предпринимательства квалифицированной электронной подписью. При этом отмечаем, что в адрес Министерства поступили обращения бизнес сообщества, в которых отмечены просьбы, продлить срок перехода на обязательное представление налоговой отчетности в виде электронного документа осуществляется налогоплательщиками организациям и индивидуальным предпринимателям с 1 апреля 2021 года. В условиях пандемии коронавируса и объявленной чрезвычайной ситуации, а также в связи с обращениями субъектов предпринимательства разработан данный проект постановления. Бизнес структуры в условиях пандемии и введении ограничительных мер значительно пострадали. Меры, предпринятые правительствами всех стран по нераспространению коронавируса оказывают негативный эффект для субъектов предпринимательства, в частности для малого и среднего бизнеса.
Кроме того, после улучшения эпидемиологической ситуации, наступит восстановительный период.
Надо сказать, что бизнес-омбудсмен Кыргызской Республики Робин Орд-Смит глубоко обеспокоен возросшим давлением на предпринимателей со стороны правоохранительных, фискальных и иных государственных органов, сообщили в пресс-службе бизнес-омбудсмена.
«По данному вопросу я неоднократно высказывал свое мнение правительству Кыргызской Республики. Желание пополнить государственный бюджет вполне понятно, но при этом следует принимать во внимание долгосрочные последствия данных мер. Бизнес и предприниматели по всей стране серьезно пострадали от пандемии и октябрьских событий; многие обанкротились, другие - борются за выживание, многим сотрудникам месяцами не платят зарплату. Усилия по привлечению дополнительных средств в бюджет от субъектов бизнеса несут в себе реальные риски приведения их к банкротству или принудительному закрытию. Действия, которые ставят под сомнение принцип верховенства закона и исполнение надлежащих правовых процедур, будут препятствовать восстановлению экономики, а также вызывать все большую озабоченность бизнеса, нынешних и потенциальных инвесторов. Более подходящим и уместным видится ускорение реформ по упрощению работы бизнеса, созданию благоприятной деловой среды, сокращению бюрократии и расширению предоставляемой предпринимателям помощи для того, чтобы помочь им пережить нынешние тяжелые времена. В этой связи я приветствую образование Совета по экономическим реформам при правительстве КР. Деятельность данного Совета дополнит важную работу, проводимую Комитетом по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете по устойчивому развитию КР, Советом по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага Жогорку Кенеша КР, а также Советом по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР. Надеюсь, что Совет поможет достигнуть общих целей по поддержке и развитию предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также повышению конкурентоспособности экономики», - говорится в сообщении бизнес-омбудсмена.
Бизнес-омбудсмен призывает также отказаться от методов чрезмерного давления в сфере регулирования предпринимательской деятельности и уделить приоритетное внимание реализации экономических реформ.
Экономика и её оживление, это первоочередная задача для новых властей КР, которую необходимо решать. Сейчас кабинет министров прилагает усилия для того, что начать новый год на положительной ноте и задать темп развития всех экономических процессов в стране.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий