В Кыргызстане ряд депутатов Жогорку Кенеша предлагают принять законопроект «О внесении изменений в законы КР «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)». Инициаторами законопроекта являются депутаты Б.Райымкулов, Жылдыз Мусабекова, Б.Турусбеков, У.Примов, У.Кыдыралиев, Евгения Строкова, А.Исмаилова, Марлен Маматалиев.
Согласно документу, предлагается принять нормы, предусматривающие, что некоммерческая организация, осуществляющая деятельность за счет грантовых, бюджетных средств, а также иных денежных средств, предоставленных на безвозмездной основе, ежегодно представляет информацию об источниках формирования и направлениях расходования финансовых средств по соответствующей форме, определяемой правительством КР. В случае нарушения указанных требований предусматривается ответственность в соответствии с законодательством КР. В частности это штрафные санкции.
В свою очередь экспертное сообщество и сами депутаты считают, что открытость некоммерческих организаций (НКО) позволит повысить уровень доверия к ним. По их мнению, Кыргызстан избрал путь открытости и прозрачности и стал членом международной организации «Открытое правительство». На данном этапе идет реализация политики «Открытые данные», которая предполагает обеспечение открытого доступа к определенным видам данных государственных ведомств, учреждений, в том числе и некоммерческих организаций. В этой связи, открытость НКО позволит поменять отношения к себе граждан и повысится уровень доверия к ним.
К слову, в ряде других стран, в числе которых множество европейских, аналогичный законопроект действует уже давно. В Европе вопросы, связанные с иностранным финансированием в бюджетах НПО, решаются преимущественно за счет обязательной отчетности, а также с помощью механизмов саморегулирования. На всем пространстве Совета Европы с 2003 года действует общий рамочный документ – «Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе».
К примеру, в Венгрии в 2017 году Парламент принял закон, усиливающий контроль государства над неправительственными организациями с иностранным финансированием. Согласно закону, неправительственные организации, получающие из-за рубежа финансирование на сумму не менее 24 тысяч евро, должны будут зарегистрироваться в качестве "организаций, получающих иностранное финансирование", и каждый год предоставлять более подробную отчетность. В случае невыполнения этих требований организации могут быть закрыты.
В Германии финансовый контроль за деятельностью НПО осуществляется на общих основаниях, предусмотренных для всех юридических лиц. Организации любой формы собственности, получающая иностранное финансирование (начиная с определенных объемов), и имеющая иностранцев в органах управления, должна сдавать дополнительную отчетность.
Законы, требующие прозрачности и финансовой отчетности деятельности НПО и НКО есть и в ряде африканских стран.
В Египте действует закон, регулирующий образование, финансирование и работу ассоциаций и фондов. Получение средств из внутренних или внешних источников без разрешения Министерства солидарности и социальной справедливости запрещено. Санкции за финансирование без разрешения – тюремный срок до шести месяцев и штраф в размере 2 тыс. египетских фунтов.
В свою очередь, в Эфиопии в 2009 году была принята Декларация по благотворительным и общественным организациям, в соответствии с которой определение «организация-резидент» может применяться к любой НПО, более 10% бюджета которой сформировано за счет иностранных источников. Таким организациям запрещено заниматься защитой прав человека, этническими проблемами, разрешением конфликтов, вопросами демократизации.
Аналогичный закон в 2012 году был принят и в Алжире - «Об общественных объединениях», который запрещает всем ассоциациям получать средства от дипмиссий и иностранных НПО, за исключением «учрежденных должным образом и разрешенных компетентными властями страны или при наличии соответствующего соглашения с компетентными властями». В случае нарушения возможно приостановление деятельности или ликвидация организации по решению суда.
В Бангладеш зарубежное финансирование НПО без одобрения правительства запрещено Правилами регулирования валютной помощи 1978 года. Заявки на получение иностранных средств рассматривает Бюро по работе с НПО, работающее под эгидой Министерства внутренних дел. Сроки принятия решений то и дело нарушаются.
В Израиле в 2011 году Кнессет принял «Закон о прозрачности финансирования НПО». Для всех неправительственных организаций введен единый порядок отчетности о пожертвованиях и штрафные санкции за его невыполнение. Согласно закону, незаявленное финансирование «пропагандистской» деятельности НПО правительствами зарубежных стран расцениваются государством Израиль как нарушение норм и практик взаимодействия между суверенными демократическими нациями. То же самое относится и к финансовой поддержке даже гуманитарной деятельности НПО, если речь, по мнению Государство Израиль, идет о поддержке терроризма.
Все НПО обязаны ежеквартально отчитываться о суммах, полученных из-за рубежа. Собранная информация публикуется в открытом реестре. В брошюрах, листовках, рекламных роликах и печатной продукции, во время публичных выступлений, подготовленных в рамках проектов с иностранным финансированием, организации обязаны информировать об этом аудиторию.
В настоящее время в Израиле ведется дискуссия о значительном ужесточении действующего законодательства в отношении НПО, тайно получающих средства из-за рубежа. В частности, предлагается налагать крупные штрафы, а в отдельных случаях приостанавливать их деятельность. Помимо прочего, некоторые НПО, получающие финансирование из-за рубежа, по решению властей планируется облагать повышенным налогом (45%).
Северная Америка
Правительства государств, практикующих жесткое регулирование деятельности НПО в вопросах иностранного финансирования в ответ на комментарии международных организаций о чрезмерном давлении на сектор гражданских инициатив, часто ссылаются на опыт США. В итоге принятый в 1938 году Foreign Agents Registration Act (FARA) стал сегодня, пожалуй, самым известным в мире законом об «иностранных агентах». И это несмотря на то, что в результате многочисленных корректировок уже с середины 1960-х годов FARA, распространяющий свое действие на организации разного типа собственности, тем не менее в первую очередь направлен на контроль иностранного бизнес- и политического лобби.
Согласно закону, иностранным агентом считается физическое или юридическое лицо, которое действует «по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала» и при этом занимается «политической деятельностью в интересах иностранного принципала». Главное — если в суде не доказано, что имеют место отношения «агент-принципал», что организация отстаивает конкретные интересы конкретного заказчика по его заданию, никто не вправе называть ее «иностранным агентом».
Максимальное наказание за нарушение FARA – 5 лет лишения свободы или штраф до 10 тыс. долларов США. Но внесенные в 1966 году поправки существенно расширили перечень доказательств для уголовного преследования. В итоге за всю историю существования закона вынесено лишь четыре обвинительных приговора.
В целом мировая практика и опыт ведущих государств, показывает что законопроект, контролирующий финансовую деятельность НКО и НПО Кыргызстану нужен, финансовые операции, где есть иностранные вложения, должны быть строго учтены. Данный метод лишь залог национальной безопасности государства. Прения сторон в данном вопросе должны вестись относительно норм прописанных в законе, но не противоречить самому закону.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий