Почти 30 лет независимости Кыргызстана выявили одну серьезную проблему – неэффективность системы госуправления. По большей части, это и привело к плачевному экономическому состоянию населения республики и самого государства, к трем революциям и так далее. Ярким примером этого является размер госдолга Кыргызстана, который на 30 сентября 2020 года составил 4 млрд 826,46 млн. долл. США. На долю внешнего долга из всей указанной суммы приходится целых 4 млрд 171,13 млн. долл. США. Основным кредитором Кыргызстана является китайский «Эксимбанк», которому государство задолжало 1 млрд 778,18 млн. долл. США, что в процентном выражении к валовому внутреннему продукту составляет 42,5% от всего внешнего долга. Согласно данным Нацстаткома КР, ВВП в январе-сентябре 2020 года составил 400,2 млрд сомов, снизившись по сравнению с январем-сентябрем прошлого года на 6%. Без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» объем ВВП сложился в размере 350,4 млрд сомов и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился на 7,1%. Другими словами - государство уже давно живет не по средствам и не может обеспечить положительную динамику доходной части госказны. Ну а если заходить дальше в цифры, то можно найти еще больше подтверждений этому как то, что доходы республиканского бюджета в 2020 году должны были составить 163 млрд сомов, но ожидается выпадение примерно 30 млрд сомов, при этом расходы бюджета еще будут расти в связи с таким новыми вызовами как пандемия. И есть вероятность того, что прогнозы правительства будут пересматриваться еще раз. Экономисты же прогнозируют падение экономики на 4% по итогам 2020 года. И как мы видим, положение не из лучших для Кыргызстана и это все не произошло бы если нечистые на руку чиновники работали все эти годы независимости страны на благо Кыргызстана. Другим показателем является частая сменяемость исполнительной власти, министров, глав ведомств и прочих органов власти, что в результате ведет к постоянной непоследовательной реализации госполитики и далее нестабильности во власти и экономике.
Экспертное сообщество также указывает на неэффективность госуправления в стране и утверждает, что одним из главных решений в этом вопросе должна стать люстрация, которая позволит очистить ряды госчиновников от тех людей, которые за годы нахождения или «припровождения» у власти не смогли сделать ничего путного для государства и его населения, наоборот стали одной из основных причин нынешнего состояния Кыргызстана, когда вместо экономических реформ и адекватного госуправления занимались лишь повышением и увеличением налогов, поиском внешних источников заимствований и выстраиванием коррупционных схем для вывода средств из бюджета.
Примечательно то, что о необходимости люстрации во власти было сказано экс-и.о. президентом Кыргызстана, экс-премьер-министром страны Садыром Жапаровым. По его словам, люстрация обязательно будет проведена, а также то, что там будет много критериев. «Люстрация необходима, и мы ее проведем. Критериев много, сейчас нет времени про все рассказывать, но, безусловно, люстрация нужна стране», — отметил он журналистам 16 октября 2020 года.
Жапаров также указал, что будут меняться только те кадры, которые не справляются со своими обязанностями. «Путем арестов и заключений мы не сможем провести люстрацию, этим вопрос не решить. Поэтому мы идем на конституционную реформу. Мы намерены изменить систему правления», — сказал Садыр Жапаров во время пресс-конференции, добавив, что изменения будут во всех госструктурах, системе управления.
По мнению доктора юридических наук, профессора Кайрата Осмоналиева, как правило, вопрос люстрации ставится, когда происходят революции и есть необходимость почистить политическую власть от каких-то ангажированных с прошлым режимом личностей.
«Люстрация эффективна, когда происходят какие-то структурные изменения. Это такой механизм, при котором можно обеспечить гарантии эффективности этих изменений. К примеру, в 2010 году я предлагал издать декрет о том, что все лица, которые занимали высшие политические должности в период с 2005 по 2010 год, а их перечень определен в соответствующем реестре государственных должностей, начиная от правительства, ЖК, включая даже айыл окмот, вся эта категория людей временно на 2-3 года ограничивалась на назначения на высшие политические должности. Таким образом, безболезненно можно было бы провести люстрацию. За это время на эти позиции приходят новые люди, которые, соответственно, будут менять страну», - говорит Осмоналиев.
В то же самое время доктор юридических наук отмечает, что при проведении люстрации главное - это не упустить время и при этом ее следует проводить аккуратно, чтобы она не коснулась действительно специалистов в своей области.
Активист «Таза Кыргызстан» Тилек уулу Мыктыбек также считает, что в Кыргызстане в ближайшем будущем обязательно нужно начать процесс люстрации над чиновниками и кадрами, чьи имена связаны с коррупцией, чехардой и серыми схемами. Иначе, как отметил активист, цели и задачи, которые выдвигал народ 5 октября текущего года, не будут достигнуты.
По его словам, в правительстве по-прежнему много чиновников и кадров, репутация которых под серьезным сомнением и Кыргызстану обязательно нужно очиститься от них. «Нам нужно сегодня избавиться от тех, кто последние 30 лет грабил страну, вел ангажированную политику. В целом необходимо очиститься от тех, кто не сделал ничего для развития страны, находясь на ответственных постах», - считает активист.
Говоря о правовой стороне люстрации, активист отметил, что важно принять закон, который будет охватывать все стороны вопроса.
Председатель народного движения «Люстрация» против государственной коррупции Лира Усубалиева считает, что закон о люстрации станет одним из основных эффективных инструментов, который поможет Кыргызстану в борьбе с коррупцией. А закон о люстрации, отмечает она, это требование народа уже на протяжении долгого времени и, что поменять государственную систему без люстрации не получится, поскольку одни и те же люди будут оставаться у власти, не давая изменить систему изнутри.
«Сейчас нет другого действенного механизма исключить коррупционеров. Поэтому люстрация просто необходима. И народ созрел, чтобы принять это. Если они сейчас не примут этот закон, народ будет поднимать этот вопрос. И коррупционеры уже не будут свободно ходить, народ сам будет от них очищаться», - говорит Усубалиева.
Стоит отметить, что первые шаги в рамках люстрации госуправлении уже предпринимаются. Так, 18 ноября 2020 года, руководитель аппарата правительства-министр КР Бактыбек Аманбаев провел заседание Межведомственной рабочей комиссии по разработке предложений по реформированию системы государственных органов. На нем рукаппарата отметил, что в настоящее время система государственного управления неэффективна, поэтому необходимо создать такую государственную систему, которая, по мнению Аманбаева, будет отвечать всем современным требованиям и позволит повысить уровень работы всех ветвей исполнительной власти.
По словам кандидата политических наук Алмаза Ибраева, на сегодня у властей есть политическая воля, чтобы провести люстрацию. Но, как отметил политолог, необходимо идти строго в рамках закона.
«И. о. президента, премьер-министр Садыр Жапаров в своих речах говорит, что готов провести люстрацию. Это говорит, что у руководства страны есть политическая воля. Но, как известно, у нас часто бывает, когда просишь отрубить руку - рубят голову. Поэтому в данном случае законность выходит на первый план. Люстрацию необходимо проводить поэтапно: от самых верхов и до отраслевых подразделений. В конечном итоге ввести как требование при наборе на работу», - заключил Алмаз Ибраев.
Мнение экспертов наглядно демонстрирует, что вопрос люстрации на сегодня очень актуальный, поскольку это, как было отмечено самими экспертами, один из эффективных механизмов очищения госуправления страны и приведения государств к стабильности. Кроме этого, благодаря люстрации в Кыргызстане перезапустится не только система госвласти, но также страна встанет на путь стабильности во всех сферах жизнедеятельности государства. Поэтому вместе с люстрацией необходимо провести конституционную реформу, в которой будет дана возможность и законные основания для принятия закона о люстрации в Кыргызстане и его воплощении в жизнь.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий