Центрально-азиатский регион является одним из самых привлекательных с геополитической точки зрения. Но потенциал государств пока также не используется в полную силу. Ситуация немного изменилась после того, как Казахстан, а затем и Кыргызстан стали членами ЕАЭС. Благодаря новому экономическому объединению у стран Центральной Азии, пока не всех, но появился большой шанс вывести собственное развитие на более высокую орбиту. Большой интерес к этому региону проявляют практически все крупные игроки мировой политики и экономики: Россия, США, ЕС, Китай, а также страны арабского региона. И это не случайно.
Как отметил профессор, политолог Вадим Тутлис, «Центральная Азия является стратегически важным регионом, поэтому пристальный интерес со стороны мировых держав к современному положению дел является вполне объяснимым делом. Более того, Центральная Азия считается одним из регионов мира, где пересекаются интересы целого ряда государств, которые рассматривают регион как зону своих национальных интересов, притом, что и степень этого интереса, и возможности его обеспечения у всех этих геополитических игроков различны».
Ни для кого не секрет, что в Центральной Азии сосредоточены богатые природные ресурсы, прежде всего энергетические. Кроме того, Центральная Азия представляет собой важный стратегический транспортно-коммуникационный узел для развития экономических взаимоотношений, соответственно, все происходящие процессы в Кыргызстане непосредственно затрагивают интересы граничащих соседних государств, в том числе основных стратегических партнеров, таких как Россия и Китай.
«Что касается исламских государств, то здесь необходимо отметить, что непосредственный интерес демонстрируют мусульманские региональные лидеры, такие как Турция, Иран и ряд арабских стран Аравийского полуострова. Следует констатировать тот факт, что Кыргызстан с арабскими государствами связывают непосредственно религиозные, а также исторические и культурные связи, которые образовали и образовывают свои экономические взаимоотношения, благоприятно влияющие на экономическую ситуацию в стране. В этой связи Кыргызстану важно развивать и укреплять свои позиции с исламскими государствами, в частности со странами арабского мира»,- сказал эксперт.
На протяжении долгих лет независимости страны расширялось взаимовыгодное сотрудничество Кыргызстана со странами Аравийского полуострова в лице Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, как на межгосударственном, так и на межведомственном уровне. Эти обстоятельства мотивировали формирование нового типа основных партнерских взаимоотношений как важнейшего фактора, представляющего собой опыт развития молодых государств, которые за свою короткую историю становления совершили стремительный скачок в современность, заняв прочные позиции в мире.
«Сегодня страны Аравийского полуострова являются одними из самых политически стабильных и экономически развитых государств в мире. Существует большая инвестиционная активность. Наряду с этим также можно выделить и ту грамотную социальную политику, которую проводят многие страны данного региона. Страны Аравийского полуострова имеют богатый опыт в освоении, добычи и переработки нефти и газа. Подобный опыт странам Центральной Азии может быть очень полезен. Стоит добавить и то, что доходы в настоящее время на душу населения сравнимы с показателями развитых стран Западной Европы. Страны Аравийского полуострова превратились в один большой флагман финансового благополучия. Поскольку страны Центральной Азии имеют потенциал во многих отраслях, этот фактор может быть ключевым в системе будущего привлечения арабского капитала, который будет работать на развитие стран ЦА», - заявил политолог.
Следует подчеркнуть, что феномен глав арабских монархий во многом заключается в умении их руководства с максимальной отдачей использовать на благо своей страны нефтяные богатства для решения проблем народа, тем самым обеспечивая большой запас прочности в экономических, политических и прочих областях.
«Взаимоотношения Кыргызстана и других стран региона, в условиях границ единого таможенного пространства стран Евразийского экономического союза с государствами Аравийского полуострова, в лице Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, при всей географической отдаленности, рассматриваются как идентичные и близкие по религиозным и социально-культурным ориентирам. Единая внешнеэкономическая политика Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива имеет сходство с Таможенным союзом стран ЕАЭС, что является важной составляющей общего рынка. Как в странах Залива, так и в странах Таможенного союза применяются единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Поиск новых форм эффективного экономического и политического взаимодействия региона с арабскими странами в условиях ЕАЭС имеет большое значение в эпоху глобализации», - отмечает эксперт.
Добавим, что Кыргызстан является членом влиятельной Организации исламского сотрудничества, участие в которой целесообразно для получения финансовой поддержки от Исламского банка развития с целью развития экономических реформ в стране.
«Рассматривая восточный вектор экономического развития Казахстана со странами Аравийского полуострова, следует отметить, что Астана имеет свои дипломатические и консульские представительства в таких государствах-членах ОИС, как Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Ливия, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. Данные контакты Казахстана с этими странами носят весьма устойчивый и регулярный характер. Показательно и то, что именно в Казахстане 28 июня 2011 года решением состоявшейся в Астане 38-й сессии Совета министров иностранных дел Организация исламской конференции была переименована в Организацию исламского сотрудничества», - подчеркнул Тутлис.
Что же касается Узбекистана, то после того, как страну возглавил Шавкат Мирзиёев, ситуация по поиску новых контактов начала меняться в положительную сторону. Динамика активности во внешнеполитическом плане заметна, как никогда. Надо отметить то, что Узбекистан с первых лет независимости провозгласил сотрудничество со странами Ближнего Востока в качестве одного из приоритетов внешней политики. В Ташкенте осуществляют свою деятельность такие диппредставительства, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Египет, Бахрейн, Оман, Катар и Иордания.
Экономическое же сотрудничество Кыргызстана со странами Аравийского полуострова взаимоувязано как с проведением различных дней культуры ряда арабских монархий на территории республики, так и дней культуры Кыргызстана на просторах арабских стран, и имеют для страны, в первую очередь, историческое значение, поскольку открывает арабский мир и их культуру. В свою очередь, арабская религиозная элита стран Залива заинтересована в развитии сотрудничества с Кыргызстаном, учитывая важное стратегическое положение республики в составе ЕАЭС.
Как рассказал эксперт, «взаимоотношения Кыргызстана непосредственно со странами арабского региона обусловлены не только религиозным фактором, но и культурными и экономическими связями. Республике необходимо более активно расширять экономические связи, а политическое сотрудничество выводить из декларативного характера на уровень двусторонних встреч и участия в международных форумах».
Надо отметить, что основные аспекты взаимоотношений стран центрально-азиатского региона со странами арабского мира необходимо акцентировать на политическом направлении с целью обеспечения мирного сосуществования. В частности, Кыргызстану стоит динамично развивать экономические взаимоотношения с арабскими государствами Аравийского полуострова, такими как Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, Оман, а также заниматься последовательным изучением складывающейся политической ситуации на Ближнем Востоке на институциональном уровне. Состояние взаимоотношений между Кыргызстаном и странами Совета сотрудничества арабских государств стран Залива, за годы независимости улучшилось, реализуются инвестиционные проекты в сфере экономики. В условиях единого таможенного пространства стран ЕАЭС Кыргызстан взял курс на увеличение производства экологически чистых продуктов и постепенно наращивает данную тенденцию. Также очень важно отметить, что Кыргызстан имеет колоссальный запас чистой питьевой воды. Страны арабского региона остро нуждаются в ней. В этой связи, необходимо последовательно изучать возможность обеспечения государств Аравийского полуострова кыргызской горной питьевой водой.
Если рассматривать сотрудничество стран Центральной Азии с государствами Аравийского полуострова как одно из приоритетных направлений, то через призму комплексного взаимодействия можно достигнуть серьёзных результатов. Имеющийся потенциал следует использовать в переговорных процессах и привлекать арабский капитал для полноценного развития региона в целом, и каждой страны в отдельности.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий