• 89.51
  • 96.93
  • 0.97
  • 0.2

Возникновение и ограничение мирового фейкового медиапространства

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Всемирная Ассоциация журналистов 25-26 апреля текущего года провела очередную ежегодную Конференцию, посвященной современным проблемам в мировом информационном пространстве, уделив особое внимание проблеме фейковых новостей. Директор КНИА «Кабар» Кубанычбек Таабалдиев выступил на Конференции со своим видением проблемы, которая волнует мировое сообщество. Ниже предлагается полный текст его выступления на Конференции, которая прошла в онлайн формате с участием более 200 журналистов из более, чем 50 стран мира.

Мы являемся свидетелями стремительного роста влияния медиапотока на большую политику. Недавние события в мире полностью подтверждают такие выводы. До сих пор считалось, что политические игроки используют СМИ в своих интересах, специально направляя поток информации в нужном им направлении. Другими словами, политика была первична, а информационные ресурсы следовали в заданном направлении. Эта система стабильно давала определенные результаты в пользу той или иной политики. Однако со временем, когда люди вступили в так называемую «эпоху Интернета», стало очевидно, что информационные потоки способны подняться над политикой. Стало больше сфабриковыванных новостей, а их авторы распространяли собственные версии событий, которые были им выгодны. Это была эпоха Web 1.0, связанная с ростом влияния Интернета на все аспекты жизни мирового сообщества. Так продолжалось дюжину лет, в течение которых информационные технологии продвинулись настолько далеко, что появились социальные сети. Нет предела росту этих разнообразных платформ. Все мы хорошо помним, когда появился Facebook, что инициировал создание нового информационного общества. Сначала не все понимали значение этой сети, но постепенно начали ее ценить, пока Facebook не стал одной из важнейших социальных и информационных площадок. Его участники могли получать и распространять широкий спектр новостей и историй, а также мнений и интерпретаций. Информационный поток на платформе значительно увеличился, когда в платформу была введена функция формирования групп, что позволило многократно увеличить аудиторию единого источника. Это привело к созданию бесчисленных групп, объединенных разными интересами — социальными, экономическими и, конечно же, политическими. Известны случаи, когда группы Facebook очень эффективно использовались в избирательных процессах в отдельных странах на разных уровнях. В частности, это хорошо доказывает пример Кыргызстана во время политических событий 2020 года, когда произошла смена власти, во многом организованная группами со своими страницами в Facebook.

Вскоре стали появляться и работать параллельно с Facebook аналогичные платформы с различными дополнительными функциями — Twitter, Instagram, Telegram, YouTube для видеоинформации. Китай также запустил множество собственных платформ в Интернете. Наиболее эффективной новой формой обмена информацией на данный момент является TikTok, платформа, которой пользуется большое количество молодых людей, которые сами становятся авторами различных информационных потоков. Новые возможности IT-технологий, несомненно, продолжат создавать новые формы и решения для распространения информации среди очень широкого круга людей.

В этих условиях становится практически невозможно отследить достоверность информации, что привело к большому количеству фейковых новостей. Эти сообщения можно разделить на два типа. К первому типу относятся непреднамеренные фейковые материалы, когда авторы распространяют их, не осознавая их недостоверности. Поэтому вопрос медиаграмотности среди молодежной аудитории в Сети сейчас становится очень актуальным. Как никогда важно научить их отличать правду от лжи.

Второй тип состоит из целенаправленно созданной и преднамеренно распространяемой фейковой информации. Воздействие таких материалов на общественное сознание во всем мире с каждым днем ​​становится все сильнее. Основная причина распространения фейковых новостей — неограниченный рост платформ в Web 2.0. Социальные сети в значительной степени не регулируются, за исключением возможности их владельцев в некоторой степени управлять участниками платформы. Однако и они уже попадают в зависимость от большой политики. Последние события в мире это достаточно наглядно доказывают.

В целом можно сделать вывод, что время актуальности традиционных медиа среди населения, а через них и в большой политике, к сожалению, ушло в прошлое. Такие традиционные СМИ сами все больше уходят в социальные сети, тем самым также становясь активными участниками новой тенденции безудержного распространения информации. Более того, журналисты теряют авторитет среди аудитории, потому что их информация не популярна, хотя и более достоверна. Публика желает и ожидает сенсаций и скандалов. Это негативно влияет на доверие к СМИ и повышает популярность социальных сетей.

Мировому сообществу необходимо поощрять и обучать людей, особенно молодое поколение, традиционным ценностям СМИ. Это может быть очень сложно, но это необходимо сделать. В противном случае мы окажемся в мире с совершенно ненадежным, фейковым информационным пространством. Образованное общество должно уметь разбираться, где правда, а где ложь.

Спасибо.

Кубанычбек Таабалдиев,

Директор КНИА «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий