В ходе заседания фракции «Онугуу-Прогресс», которое состоялось 27 января 2017 года, министр экономики Арзыбек Кожошев отметил, что действующая редакция документа обновилась более чем на 50%.
В виду того, что с момента принятия в 2008 году в Налоговый кодекс было внесено свыше 760 различных изменений или большая часть его была изменена, то теперь согласно законотворческой технологии, появилась необходимость введения новой редакции.
Как отметил глава Минэконома КР, введение нового Налогового кодекса предусмотрено в рамках концепции фискальной политики на 2015-2020 годы.
«Мы собрали все изменения воедино. При этом сам концепт документа остается прежним. Там нет никаких новых видов налогов. Введены механизмы работы по товариществам и ассоциациям», - сказал депутатам А.Кожошев.
Необходимо добавить и то, что в условиях участия Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе подобная надобность еще больше подтверждается. Также возникает вопрос относительно соответствия действующего Налогового кодекса Кыргызской Республики иностранным типам финансирования, например, таким как исламское.
Чтобы узнать больше о причинах и необходимости принятия нового Налогового кодекса и будет ли он работать, агентство «Кабар» обратилось к непосредственным участникам новой рабочей группы, состоящей из представителей бизнес-сообщества и Министерства экономики КР, на которое возложена задача разработки и внесения изменений в Налоговой кодекс КР.
По словам председателя комитета по промышленной политике и содействия экспорту Торгово-промышленной палаты КР, советника министра экономики на общественных началах КР Кубата Рахимова есть две основные причины необходимости внесения изменений и дополнений в действующий Налоговый кодекс. «Первая - мы вступили в ЕАЭС и нужна адаптация, а вторая – экономические реалии, с которыми сталкивается страна и которые периодически показывают расхождения с реалиями. Этих вот ошибок в последнее время стало более 700 и их совокупный вес изменений и дополнений по тексту Налогового кодекса составил более 60%. Поэтому юристы правительства стали настаивать на необходимости принятия нового Налогового кодекса КР», - объяснил экономист.
По словам К.Рахимова, можно было вместе с бизнесом обсудить и внести изменения в старую версию Налогового кодекса, но вместо этого началось написание новой редакции Налогового кодекса. «Нельзя было в отношении Налогового кодекса игнорировать мнение бизнеса. С другой стороны, был проведен конкурс, нанят консультант, который при содействии Палаты налоговых консультантов сделали свое дело», - считает экономист.
К.Рахимов также подчеркнул, что в вопросе подготовки нового Налогового кодекса сыграл еще один фактор – PR и самопиар некоторых представителей бизнес-сообщества и возникшее непонимание государства с бизнесом в насущном вопросе.
«Видя, что процесс продолжается и их голос не услышан, некоторые представители бизнеса не пошли обсуждать с министром вопросы, касающиеся нового Налогового кодекса, а наоборот начали писать во все инстанции. То есть между государственным органом и бизнесом возник определенный информационный вакуум», - говорит он.
20 января на встрече с бизнес-сообществом, говорит К.Рахимов, - министром экономики КР было предложено снять противоречия по всем вопросам нового Налогового кодекса, но не был отозван текст Кодекса как таковой. «Процедурно там ничего не нарушено, чтобы отзывать его. Нарушены были, скажем так, негласные договоренности между государством и бизнес-сообществом – Налоговый кодекс очень важный и значимый документ, чтобы его обсуждать келейно. Поэтому предложение обнулить претензии было весьма разумным шагом со стороны А.Кожошева. На этой встрече также было предложено создать новую рабочую группу, в рамках которой будет сделан анализ регулятивного воздействия и изменены некоторые моменты, с учетом интересов государства, бизнеса и простых граждан», - добавил К.Рахимов.
По мнению председателя комитета Торгово-промышленной палаты КР, теперь настала необходимость возвратиться в рабочую плоскость, поскольку дальше предстоит трудный и долгий процесс серьезного и кропотливого анализа нововведений и предложений.
«Есть различные интересы со стороны бизнес-сообщества, которые не желают двигаться вперед – их все устраивает, они приспособились к действующим правилам игры, а есть здоровое реформаторское крыло, которое понимает, что новый налоговый кодекс – это инструмент стимулирования тех или иных отраслей, чтобы можно было переходить в иное качество, чтобы получить значимые реальные прорывы в экономическом развитии, а не достижения на бумаге. Принцип такой - выйти на осмысленный результат диалога и все же согласовать новую редакцию налогового кодекса с учетом интересов всех сторон», - заключил К. Рахимов, на кого была возложена роль модератора между государством и бизнесом в новой рабочей группе.
Исполняющий директор аналитического центра «БизЭксперт» Айнура Чекирова на этот счет считает, что необходимость нового Налогового кодекса возникла из порученческого акта в адрес Минэконома еще год назад.
«Сейчас просто эта работа публично заявлена. Год назад была потребность гармонизировать с требованиями налогового администрирования ЕЭС», - говорит она.
По ее словам, в ходе работы по гармонизации члены рабочей группы пришли к выводу, что надо выходить за рамки поставленной задачи по гармонизации.
Относительно того, что предложено внести в новый Кодекс А.Чекирова говорит, что со стороны бизнеса предлагаются различные моменты – это вопросы, затрагивающие СЭЗ, ювелирной сферы, нефтетрейдеров, торговли и прочего.
А.Чекирова считает, что новый Налоговый кодекс будет работать, если итоговый документ обеспечит баланс интересов бизнеса, государства и общества, а также получится преодолеть опасения потерять поступления в бюджет. «Также будет работать, если будет стабильность во всем законодательстве КР, потому как стабильность Налогового кодекса в контексте нестабильности других актов страны может создать ситуацию неактуальности налогового кодекса по отношению происходящих изменений в законодательстве», - отмечает глава «БизЭксперт».
Заместитель исполнительного директора Международного делового совета Данияр Медеров считает, что необходимость в разработке новой редакции Налогового кодекса появилась в связи с необходимостью гармонизации внутренней налоговой системы с нормами Евразийского экономического союза. «В правоприменительной практике появились разночтения в применяемых терминах, понятиях и процедурах администрирования со странами - участницами ЕАЭС. Кроме того, появилась необходимость в стандартизации и унификации данных правил и процедур во взаимоотношениях с третьими странами, не являющимися сторонами экономического союза», - поясняет он.
По словам заместителя исполнительного директора МДС, в последующем разработчики документа, видимо из сложившейся практики, поняли, что действующая редакция Налогового кодекса несет в себе пробелы, которые приводят к разному пониманию норм должностными лицами Налоговой службы и предпринимателями. «Этот факт в значительной степени отрицательно влияет на качество администрирования налогов, что неизбежно приводит к росту налоговых споров в наших межрайонных судах по экономическим делам», - отметил Д.Медеров.
Относительно того, что предлагается в новый Налоговый кодекс и будет ли это работать заместитель исполнительного директора МДС говорит, что проведенный анализ новой редакции Налогового кодекса показал, что изменений коснулись около 60% статей документа. «Мы видим, что в новой редакции Налогового кодекса усилены полномочия налоговой службы в части проведения проверок, добавлены новые виды проверок. Мы считаем, что вопрос либерализации законодательства очень важен и количество проверок, наоборот, необходимо сокращать», - подчеркнул Д.Медеров.
Однако, по мнению МДС очень много вопросов вызывает сокращение перечня предпринимательской деятельности по патентам. Это по словам представителя МДС приведет к тому, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, например, те же крестьяне, фермеры и т.д., должны будут вести сложный бухгалтерский учет. «Где вы найдете такое количество бухгалтеров на армию лиц, задействованных в таких секторах экономики?», - вопрошает Д.Медеров.
Касаемо земельного налога нового Налогового Кодекса Д.Медеров отмечает, что тут есть «две стороны медали». «С одной стороны, инициатива увеличивает налоговое бремя по земельному налогу, с другой - в Кыргызстане существует практика, когда огромные площади земельных участков не используются по прямому назначению, а собственник только и ждет, как бы выгодней продать землю для извлечения личной выгоды», - говорит он. По мнению заместителя исполнительного директора МДС тут, конечно, необходимо прописывать стимулы, чтобы мотивировать собственника либо налаживать экономическую деятельность на участке, либо предоставить возможность осуществлять такую деятельность другим. «Здесь очень важен баланс, чтобы налоговое бремя по земельному налогу не ухудшало положение тех собственников, которые используют земельные участки в полном объеме по целевому назначению», - считает он.
Кроме того, представитель МДС указывает на то, что есть много вопросов к налоговой отчетности. Формы отчетности, говорит он, чрезмерно усложнены и это не только создаст неудобство для предпринимателей, но и заложит основы к коррупционным проявлениям.
«Вопросов на самом деле много, поэтому сегодня достигнута договоренность, что бизнес будет принимать активное участие при разработке анализа регулятивного воздействия к Налоговому кодексу и постатейному рассмотрению комментариев бизнес-сообщества к документу», - добавил Д.Медеров.
Заместитель исполняющего директора МДС Д.Медеров особо подчеркивает, что конструктивный диалог, который позволил бы с учетом полярности взглядов на проблемы выработать документ, который будет удовлетворять потребностям государства и бизнеса очень важен.
В заключение Данияр Медеров сказал, что условия к такому подходу со стороны государства созданы и все настроены на реализацию общих целей и задач.
Позиции всех сторон, описанные выше могут служить подтверждением того, что между государством и бизнес-сообществом найдены точки соприкосновения и сделаны выводы в ходе предшествовавшей работы, что теперь позволит довести до логического конца начатую инициативу по написанию новой редакции «Конституции для бизнеса» как образно назвал Налоговый кодекс министр экономики. А в результате республика получит полноценный и действенный прописанный механизм, который позволит устранить прежние ошибки и улучшить экономическое положение за счет понятности и эффективности нового законодательного акта.
Эрмек Абдрисаев
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий