ИАЦ «Кабар»: ОСАГО. Как застраховаться и почему это важно

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В Кыргызстане закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) был принят еще в 2015 году и вступил в силу 7 февраля 2016 года. Однако по объективным причинам его внедрение происходило поэтапно, сначала полис ОСАГО должны были приобретать юридические лица, грузовой автотранспорт, пассажирские перевозки и так далее.

Кроме того, полноценному внедрению ОСАГО препятствовало и отсутствие подзаконных актов, которые позволили бы полноценно регулировать и реализовать закон об ОСАГО.

В целях реализации Закона об ОСАГО было принято постановление кабинета министров КР «О внесении изменений в постановление правительства КР «Об утверждении Правил дорожного движения и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2023 года. То есть согласно Кодексу о правонарушениях, с этой даты за отсутствие ОСАГО будет налагаться штраф в размере 3000 сомов.

Как сообщил президент ассоциации страховщиков Садырбек Садыкулов, отсутствие страхового полиса приводит к финансовым затруднениям и долгим судебным разбирательствам потерпевшей стороны с виновником дорожно-транспортного происшествия. В то время как страховая организация осуществила бы страховое возмещение пострадавшей стороне, тем самым исключила бы долгие разбирательства и обеспечила страховую защищенность.

«Цена страхового полиса начинается от 1680 сомов, потом есть небольшие коэффициенты, которые зависят от кубатуры двигателя, вида транспорта и так далее. Это маленькая цена, потому что в случае ДТП надо компенсировать им этот ущерб. Потому что государство устанавливает не только тарифы для страхования, но и ответственность. Например, за смерть человека страховая компания должна выплатить 300 тыс. сомов. Представьте, сколько машин надо застраховать, чтобы выплатить эту компенсацию. Суть страхования в том, чтобы собрать у многих, чтобы помочь одному. Потому что страховка стоит всего 1680 сомов и если эту сумму кому-то выплатить, она ничего не решает, поэтому надо 100, 500, 1000 человек застраховать, чтобы выплатить одному при серьезном ущербе», - пояснил Садыкулов.

Стоит отметить, что в Кыргызстане не развита культура страхования, как и рынок страхования в сравнении с другими странами, где ОСАГО работает уже довольно давно и эффективно.

«Во всем мире практика такая, что страхование развивается там, где развито обязательное страхование, например, как ОСАГО. Когда есть обязательное страхование, появляется культура. Когда заработает ОСАГО, водители начнут понимать, когда начнут сталкиваться со страхованием. Мы надеемся, что ОСАГО потянет за собой культуру страхования», - говорит Садыкулов.

Для того чтобы получить полис ОСАГО, водителям необходимо выбрать страховую компанию (в Кыргызстане их порядка 10), прийти в офис страховой компании, предъявить паспорт, водительское удостоверение и документы на автомобиль. Сама процедура страхования занимает от 5 до 10 минут.

Как пояснил председатель Госслужбы по надзору за финансовыми рынками Улан Сарбанов, ОСАГО позволяет разделить ответственность водителей со страховой компанией.

«На самом деле за небольшую плату страховые компании разделяют ответственность автовладельцев. Я понимаю, у нас не такие большие доходы населения. Но за небольшую плату человек получает возможность, что в случае ДТП он не попадает в безвыходное положение. У него есть время, выход, он делит ответственность со страховыми компаниями», - пояснил Сарбанов.

В марте 2022 года были утверждены минимальные размеры страховых сумм, лимитов ответственности и тарифов страховых премий по ОСАГО.

Согласно постановлению, утверждены:

1) размеры страховой суммы и лимит ответственности по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств:
• за причинение вреда жизни или здоровью каждого потерпевшего и повлекшего смерть потерпевшего - 300 тыс. сомов;
• за установление потерпевшему инвалидности I группы - 200 тыс. сомов;
• за установление потерпевшему инвалидности II группы - 150 тыс. сомов;
• за установление потерпевшему инвалидности III группы - 100 тыс. сомов;
• за установление потерпевшему категории «ребенок-инвалид» - 200 тыс. сомов;
• за увечье, травму или иное повреждение здоровья без установления инвалидности - в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 100 тыс. сомов;
• за причинение вреда имуществу потерпевших - в размере причиненного вреда, но не более 150 тыс. сомов каждому потерпевшему и не более 450 тыс. сомов всем потерпевшим;

2) размер базовой страховой премии по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств - 1 680 сомов.

Утверждены также коэффициенты страховых тарифов для расчета страховой премии по договорам ОСАГО автовладельцев. Размер страховой премии рассчитывается страховщиками как произведение базовой страховой премии и утвержденных постановлением коэффициентов страховых тарифов.

Комментарии

Оставить комментарий