ИАЦ «Кабар»: Образование – главная сила государства

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Любые изменения в жизни общества неизменно влекут за собой изменение духовной культуры, представленной системой образования и науки. Задача государства в том, чтобы эти изменения были направлены в созидательное русло. Но любой исторический период не следует рассматривать однобоко. За последние годы в Кыргызстане система образования была пущена на самотёк. Предыдущие Президенты за годы их правления не уделяли этой сфере достойного внимания. В отличие от своих предшественников, Сооронбай Жээнбеков поднял этот вопрос на самый высокий уровень, и теперь надо полагать образованию будет уделяться повышенное внимание.

Как отметила литературовед и завуч средней школы имени З. Кайназаровой Татьяна Тележкина, «образование – это стратегическая отрасль и политика государства должна быть направлена на обеспечение всего самого необходимого. Главное же, стоит, наконец, отработать мотивирующие факторы закрепления обученных кадров. Простыми словами, чтобы профессия учитель вновь, как в советские времена стала престижной и почётной нужна финансовая мотивировка. Если при СССР учитель был представителем интеллигенции, и его престижность измерялась лишь этим, то в современной жизни, главной мотивацией для любого профессионала служит стабильный и высокий заработок. Особенно остро стоит вопрос в регионах. Именно из-за того, что в сельских школах заработная плата учителя низкая никто не хочет браться за это дело. Я не говорю уже о том, что после окончания педагогических институтов заманить в село талантливого учителя практически невозможно».

Из всего этого можно сделать промежуточный итог. Школы остаются без педагогов. Недоученные дети идут в ВУЗы, а за несколько лет обучения в университетах и институтах выправить недостаток знаний, недополученных в школе, да еще сформировать специалиста трудно, ввиду того, что сегодня преподавательский штат многих ВУЗов функционально слаб. Так теряются бюджетные средства дважды. В системе рынка государство предоставляет возвратную финансовую поддержку, предполагается, что специалист отработает государству затраченные средства. Но в Кыргызстане при свободном распределении специалистов, несмотря на то, что расходуются бюджетные средства, выпускники в школы работать не идут.

Это стало осознавать нынешнее руководство страны во главе с Президентом Жээнбековым. Недавно он встречался с руководством столичных вузов и ПТУ, преподавателями и студентами. «Мы страна, которая строит своё будущее не с помощью богатств недр, не количеством населения, а за счет ума и знаний!», — заявил президент КР.

Это явно говорит о том, что Сооронбай Жээнбеков проявляет решительное стремление к тому, чтобы вывести страну из тьмы необразованности, реформировать систему самого образования и поставить реальные цели и задачи по достижению высокого уровня образовательного процесса, причём сделать это нужно повсеместно.

Положение в сфере образования не такое, как бы нам хотелось. Значит, требуется проведение системных реформ в этой сфере. Министерству образования и науки были даны соответствующие поручения, работа ведется. Цели и приоритетные направления образования определяются реализацией следующих задач. Во-первых, уделять особое внимание раннему развитию детей и дошкольному образованию. Это значит улучшение дошкольной подготовки и обеспечение одинакового жизненного старта каждому ребенку.

Во-вторых, все страны мира работают над реализацией реформ в системе образования.

Сегодняшняя ситуация перестала отвечать требованиям завтрашнего дня. Мы тоже должны провести реформы. Число учеников в Кыргызстане с 2012 года выросло на 18 процентов. За эти годы число детей, учащихся в городе выросло на 25 процентов, в селе — на 14 процентов. Поэтому мы строим новые школы, спортзалы, дополнительные учебные корпусы. Финансирование сферы образования из республиканского бюджета растет из года в год. В этом году самая большая доля бюджета — более 20 процентов была направлена на образование. Несмотря на это, ухудшилось качество образования.

Особенно снижаются показатели по таким предметам, как химия, физика, математика.

Сегодня неотложной задачей является улучшение качества школьного образования.

Основные два направления — вовлечение каждого ребенка в получение образования и улучшение качества образования — задачи, которые волнуют всех нас. Это самое необходимое условие для развития регионов, фактор, который составляет фундамент будущего» - заявил Президент.

«У нас есть прекрасный исторический опыт. Им следует воспользоваться, по-крайней мере, следует взять оттуда самое ценное и полезное. В советский период финансирование сферы образования и науки направлялось на подготовку кадров высшей квалификации, в том числе, на экспериментальную работу, своевременную публикацию результатов научных исследований, информационное обеспечение научной деятельности, регулярное повышение квалификации научно-педагогических кадров», - отмечает эксперт.

Однако в XXI веке научные технологии изменились кардинально и в исследованиях важен междисциплинарный подход, поэтому необходимо изменить парадигму развития науки и образования – от теорий к практике. Это говорит о том, что гуманитарный подход к образованию сегодня важнее, чем просто конкретный подход, это касается и подготовки кадров. Сегодня при развитии информационных технологий, нанотехнологий изменяются и подходы к науке и образованию, они должны совмещать и естественнонаучные и гуманитарные исследования. Если страна смотрит в будущее, то и образование должно быть приоритетом.

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков этот год начал также очень активно. 2019 год – это Год развития регионов и цифровизации страны. Но без надлежащего внимания системе образования и наличием школ и квалифицированных ВУЗов путь к практическому развитию невозможен. 6 февраля, Президент КР ознакомился с состоянием столичных общеобразовательных школ. Глава государства посетил две школы — №69 и №12, где осмотрел школьные классы, побеседовал с учениками. Ему продемонстрировали, как проходят уроки географии, математики, немецкого языка, музыки и рисования. В школе №12 мэр столицы Азиз Суракматов представил презентацию по недостаточной либо переукомплектованной ситуации в столичных школах. Президент, выслушав информацию, отметил, что в некоторых школах укомплектованность составляет лишь 40%, в других же школах переукомплектованность доходит до 300%, что необходимо проанализировать, и принимать соответствующие меры.

На встречах был, затронут ещё один важнейший вопрос – переполненности учебных классов. Жээнбеков в беседе с коллективами школ отметил, что внутренняя миграция коснулась в основном города Бишкек и Чуйской области, по этой причине школы в этом регионе переполнены учениками.

«Этот вопрос стоит у меня на особом контроле. В прошлом году был открыт специальный счет, куда перечисляются деньги от борьбы с коррупцией. Эти средства будут направлены на строительство школ в Бишкеке и Чуйской области. Мэрии столицы и Министерству образования и науки было поручено сделать анализ по школам. В районах, где ощущается нехватка школ, будут построены новые школы. В переукомплектованных школах будут построены дополнительные корпуса», — подчеркнул Жээнбеков.

«Сфера образования Кыргызстана должна готовить специалистов, востребованных на внешнем и внутреннем рынках труда. В этих целях необходимо максимально использовать имеющийся потенциал профессионально-технических учебных заведений», — подчеркнул Президент КР.

В рамках Года развития регионов и цифровизации страны, предполагается то, что будет уделяться большое внимание обучению молодежи из регионов, проводятся постоянные тренинги для преподавателей из региональных профтехучилищ.
Президент Жээнбеков с удовлетворением отметил, что такую практику необходимо применять по всей республике.

Глава государства привел статистические данные, согласно которым всего в стране 98 профессиональных учебных заведений, в которых не укомплектованы учащимися по республике 74 процента, а в Бишкеке — 67 процентов. В эти профессиональные учебные заведения всего поступают 30 процентов выпускников школ.

«Конечно же, все мы стремимся получить высшее образование и хотим, чтобы наши дети учились в высших учебных заведениях. Но мы должны поменять отношение к профессионально-техническим учебным заведениям. Сегодня, в век новых технологий и быстрых изменений, чтобы молодежь нашла свое место в жизни, требуется быстро освоить профессию», — подчеркнул Жээнбеков.

Глава государства отметил, что профессионально-технические учебные заведения имеют возможность готовить именно таких специалистов, которые востребованы на рынке труда, являются конкурентоспособными. Именно поэтому система профтехобразования в сфере подготовки специалистов должна быть широко распространена по всей стране.

Стоит упомянуть и то, что Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков подписал Указ о создании Национальной академии «Манас» и Чынгыза Айтматова. Целью Указа является сохранение и популяризация, всестороннее и углубленное исследование эпоса «Манас», кыргызской эпической культуры в целом, художественного, гуманистического, философско-этического наследия Чынгыза Айтматова, имеющего всемирное значение.

В деятельности Академии рекомендовано предусмотреть содействие научным, техническим и искусствоведческим исследованиям. Распространению и популяризации тех непреходящих духовных, моральных и этических ценностей, содержащихся в эпосе «Манас», кыргызской народной эпической культуре, творческом наследии Чынгыза Айтматова. Организацию, проведение и участие в научно-практических, научно-технических конференциях, проектах, конкурсах, симпозиумах и других мероприятиях, в том числе международных. Издание научно-исследовательских, научно-популярных трудов, периодических и серийных тематических публикаций, изготовление аудиовизуальных, учебно-просветительских, познавательных материалов.

Те инициативы в системе образования, которые Президент очертил, как основополагающие могут придать большой импульс в развитии страны в целом. Образование – это главная сила государства, и когда речь идет о развитии страны, невозможно изолированно брать только развитие экономики и других отраслей, так как развитие – это синтез системы управления, практической деятельности, совершенствования образования и научных изысканий.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий