В начале XXI века структура мировой политики стремительно усложнилась. Все более значительную роль в процессах глобального управления начали играть негосударственные участники межгосударственных и международных отношений. Особое место среди них занимают международные неправительственные организации (МНПО). И хотя мировая политическая система все еще основывается на принципе доминанта государств, к началу третьего тысячелетия глобальные неправительственные организации заслуженно и правомерно утвердились как влиятельные участники международных отношений.
Как отмечает политолог Александр Наумов, «в связи с этим представляется, что изучение роли и значения международных неправительственных организаций в процессах глобального управления, это насущная необходимость современной политологической науки. Международная неправительственная организация, как правило, это форма объединения представителей общественности различных стран мира, связанных единой внутренней целью. Стоит отметить, что все они должны соответствовать духу и принципам Устава ООН и нормам международного права».
В отличие от межгосударственных, неправительственные организации не учреждаются на основе договора между государствами и создаются путем объединения физических, а также юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств.
«Фактически МНПО создается на основании учредительных документов, зарегистрированных в соответствии с национальным законодательством одного государства, но в строго юридическом плане деятельность международных НПО регулируется нормами именно международного права, что достигается путем предоставления им консультативного статуса со стороны Организации Объединенных Наций», - отмечает Наумов.
Роль МНПО в решении проблем глобального управления проявляется в различных формах. Сегодня эти структуры активно занимаются вопросами гуманитарной помощи, защиты прав человека и охраны окружающей среды, обеспечения мира и безопасности, участвуют в образовательных программах, спортивных проектах и во многом другом.
Как рассказал политолог Владимир Жамнов, «хочу отметить, что НПО и НКО хоть и играют весомую роль в области международных и межгосударственных отношений, но по-прежнему являются довольно слабым звеном. Зачастую эти организации являются глашатаями идей тех, кто, как говорится «заказывает музыку». В частности могу с уверенностью заявить, что НПО и НКО на постсоветском пространстве, и это ни для кого не секрет, являются марионеточными созданиями. Как правило, неправительственные организации активно создаются на территориях тех государств, которые пока не имеют большого международного авторитета, или не имеют сильную политическую систему. Я не могу говорить абсолютно обо всех подобных акторах, но большинство НПО и НКО не снискали положительного имиджа в странах бывшего Советского союза».
Что касается международной практики, то именно неправительственные организации доводят до сведения правительств и мировой общественности нужды и чаяния обычных людей, осуществляют гражданский контроль за деятельностью государственных органов и содействуют активному участию масс в общественно-политической жизни на местном и международном уровнях. «Они обеспечивают анализ и экспертную оценку самых разных, в том числе глобальных проблем, действуют в качестве механизма «раннего оповещения» и помогают осуществлять контроль за выполнением международных соглашений. МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений, которые в дальнейшем передаются на рассмотрение национальных правительств и межправительственных организаций. Все больше возрастает роль глобальных НПО в обеспечении соблюдения норм международного права. Наконец, значительное влияние МНПО оказывают на формирование международного общественного мнения и выработки повестки дня мировой политики», - заявляет политолог Наумов.
Надо добавить, что эксперт отмечает и то, что большинство неправительственных организаций созданы с целью решения конкретных проблем. Это могут быть экологические («Гринпис», Всемирный фонд дикой природы), гуманитарные (Международный Комитет Красного Креста и Красного Полумесяца, «Врачи без границ»), организации в области защиты прав человека («Международная Амнистия», «Хьюман Райтс Уотч»), специализированные научные (Пагуошское движение, Римский клуб), спортивные (Международный Олимпийский Комитет), религиозные (Всемирный Совет Церквей).
Стоит также добавить и то, что большое внимание в работе гуманитарных МНПО уделяется и адресной благотворительной помощи, которая, как правило, выделяется на нужды людей, испытывающих физические и эмоциональные спады и материальные трудности. В зависимости от ситуации это могут быть продукты питания, предметы первой необходимости, одежда, медикаменты, жилье и многое другое, необходимое для поддержания жизнедеятельности.
Но вместе с тем необходимо заметить, что весьма противоречивый характер имеет деятельность гуманитарных организаций в сфере науки, культуры и образования, официально объявляющих целью своей деятельности благотворительность, но в реальности имеющих социально-политическую направленность.
Как рассказал Александр Наумов, «сфера образования и науки является приоритетной для крупных международных НПО со штаб-квартирой в США, Германии, Великобритании и других западных странах. Центры данных НПО являются, по сути, очагами распространения западной культуры, образа мышления и жизни. Признавая определенную полезность такой образовательной деятельности, отметим, что именно через участие в этих программах специалисты из самых различных стран становятся сторонниками демократии западного типа, начинают ориентироваться на те сферы деятельности и проблемы, которые наиболее актуальны не для собственных стран, а для развитых государств, откуда происходят и финансируются эти структуры».
С этой спецификой сталкиваются и страны СНГ, в частности Кыргызстан. «Я довольно часто слышу критику, а иногда и откровенную брань в адрес многих НПО и НКО, которые осуществляют свою деятельность в таких странах, как Белорусь, Россия, а также в центрально-азиатском регионе. Было бы здорово, если бы подобные организации работали в конструктивном ключе и бок обок с государственными институтами, а также официальными властями. Любое сотрудничество может нести в себе благо, как для государства, так и для НПО. Но почему-то зачастую эти организации выступают на полярной стороне и занимаются излишней критикой властей. Сами же детально находятся далеко от понимания той или иной ситуации в стране. Поэтому любые НПО и НКО, будь то регионального или международного масштаба должны ставить перед собой цель налаживания тесного контакта с государством. Следует искать совместный диалог. В таком случае, эффективность взаимодействия будет нести в себе конструктивность, которая никому бы не помешала, особенно в современном быстроменяющимся мире, который регулярно стал переживать различного рода кризисные проявления», - подчеркнул Жамнов.
Но, несмотря на критические замечания, которые имеют место быть можно выделить и положительный опыт в международном масштабе. Гуманитарные МНПО ежедневно спасают тысячи жизней и помогают обездоленным во всем мире. В последние годы эти организации сыграли большую роль в оказании гуманитарной помощи населению, пострадавшего от военных конфликтов в Сомали, Косово, Боснии, Конго, Либерии, Руанде и Дарфуре, а также от многочисленных стихийных бедствий.
«Работа международных правозащитных НПО находится в центре внимания еще и потому, что именно здесь филантропия вторгается в политику и именно сюда идут крупные финансовые потоки. Эти структуры тесно сотрудничают с политически ангажированными правозащитниками и радикальными молодежными группировками. Официально глобальные правозащитные неправительственные структуры занимают подчеркнуто аполитичную позицию. Формально они критикуют нарушения прав человека, независимо от взглядов или политической принадлежности тех, кто несет какую-либо ответственность, однако в реальности их деятельность нередко имеет явный политический подтекст», - также отмечает Наумов.
Можно привести конкретный пример и яркую иллюстрацию деятельности крупнейшей международной правозащитной НПО «Хьюман Райтс Вотч». Статистика отчетов этой транснациональной структуры демонстрирует явное пристрастие, которое она питает к некоторым странам, в первую очередь, к России, странам Центральной Азии, Китаю, к странам бывшей Югославии, Беларуси, Ираку и ряду других государств.
«Поэтому следует внимательно следить за деятельностью различных неправительственных организаций, анализировать их деятельность, но лучше призывать их к тесному диалогу с властными структурами тех или иных государств. Будем откровенны, что страны бывшего СССР до сих пор воспринимаются как испытательный полигон для различных веяний философского, политического, гуманитарного, экономического характера. А ряд НПО и НКО ненавязчиво осуществляют свою деятельность, которая мало способствует интеграции мнений по решению многих краткосрочных, или долгосрочных проблем. Я выступаю за конструктивизм. Каждая работа должна быть уважительной к каждой стороне, а также хорошо бы всем изучать структуру и деятельность разных НПО, а им в свою очередь, без утайки идти на контакт с официальными властями. Такая практика существует за рубежом. Пора бы и на постсоветском пространстве наладить уровень качественного взаимодействия», - подытожил Жамнов.
В обозримом будущем глобальные НПО вряд ли будут способны заменить на мировой арене национальные государства и серьезно поколебать международный порядок, основанный на постулате суверенных государств, но представить без них современный мир уже невозможно.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий