Что же такое медиаграмотность? Медиаграмотность - это совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах.
В основе медиаграмотности лежит модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают. Медиаграмотность позволяет потребителям анализировать медиасообщения с тем, чтобы видеть там пропаганду, цензуру, или однобокость в новостях и общественных программах, а также понимать структурные элементы, такие как владелец медиа, их модель финансирования, которая собственно влияет на информацию. Стоит отметить, что медиаграмотность имеет целью сделать людей опытными создателями и продюсерами медиасообщений, облегчить, а также понимать преимущества и ограничения каждого вида медиа, а также создавать независимые медиа.
Как рассказала лектор Университета Западного Онтарио, консультант ЮНЕСКО в области медиаграмотности Кэролин Уилсон, «медиаграмотность, прежде всего, затрагивает вопросы критического мышления, глубокого анализа средств массовой информации, качества подаваемого продукта, его правдивость и достоверность. Медиаграмотность учит не поддаваться эмоциям, а взвешенно анализировать получаемую информацию. Надо признать, что процесс обучения весьма трудный. Ведь мы сильно зависим от психологических аспектов: традиций, культуры, менталитета, воспитания, среды нашего общения. Но хочется сказать, что людям становится интересно в процессе самого обучения. Поэтому я вижу мою миссию весьма продуктивной».
Что же ещё входит в задачи медиаграмотности? Это трансформация медиапотребления в активный и критический процесс. В свою очередь, данная трансофрмация помогает людям лучше осознать потенциальную манипуляцию. Особенно это применимо в рекламе и в области PR. Также медиаграмотность помогает людям понять роль СМИ и гражданских, совместных медиа в построении взглядов на реальность.
«Медиаграмотности следует обучать всех и чем раньше, тем лучше. В Канаде этому вопросу уделяется большое внимание. Данный предмет уже вводится в начальную школу, чтобы дети смогли различать правдивость той или иной информации, уметь перепроверять факты и проводить анализ. Мы живём в очень сложном мире, где с каждым днём растёт влияние телевидения, интернета, и особенно социальных сетей. Поэтому стоит обучать своих детей и не только их, но и взрослое поколение медиаграмотности, умению анализировать информацию всяческого характера. По сути, это наша с вами безопасность», - отметила эксперт.
Медиаобразование появилось как инструмент защиты от вредных эффектов и трендов медиа. Первой страной, которая использовала эту парадигму, была Великобритания в 1930-х годах. В 1960-х с отрицания медиа переключились на возражения и критику различных видов медиа и популярной культуры. В 1980-е пришло понимание, что идеологическая сила медиа пришла с натурализацией изображения; конструируемые сообщения исчезли, так как подпали под категорию натуральных. Стоит добавить, что в Великобритании и Австралии медиаграмотность – это отдельный курс в комплексе гуманитарных предметов.
В других странах Европы медиаобразование принимало различные формы. В Финляндии оно вошло в перечень предметов средней школы в 1970 году, а в вузы - в 1977 году. Но только в начале 1990-х этот курс трансформировался в медиаобразование в современном понимании. В Швеции он является обязательным с 1980 года. Во всех скандинавских странах к началу 1990-х медиаобразование отошло от морализаторства к исследовательскому подходу и поставило в центре личность ученика.
Как видим из всего вышесказанного, медиаграмотности во многих странах мира уделяется пристальное внимание.
«Мы все являемся потребителями информации, в какой-то степени мы даже зависим от неё. А для того, чтобы обезопасить себя в современном мире нужно правильно воспринимать информацию. Главное, следует выработать целый комплекс мер, который вам поможет отличить фейковые новости от правдивых. Сегодня фейки стали сильным оружием. Многие деструктивные силы умело пользуются этим. И здесь хочется выделить вот какой момент. Мы можем быть заложниками традиций. Что я подразумеваю под этим? Старшее поколение склонно думать, что они-то знают, как отличить ложь от правды. Мы со своей стороны также будем верить этим стереотипам. Отсюда рождается цепочка, по которой будет гулять фейковая информация. Но не стоит базироваться на культуре, особенностях менталитета, или традициях, следует самостоятельно перепроверять информацию, источник, а также, кто стоит за этим источником. В таком случае есть шанс того, что вы сможете преодолеть ход тернистых событий, которые распространяются через масс медиа», - говорит Кэролин Уилсон.
Следует также заметить, что медиаграмотность, это не журналистика. Это несколько иной формат, который включает в себя комплекс знаний и навыков, которые позволяют любому человеку научиться правильно, оценивать, анализировать материалы в разных СМИ, отличать пропаганду от рекламы.
Как рассказала Кэролин Уилсон, «медиаграмотность представляет собой набор аналитических инструментов, благодаря которым идёт процесс отделения ложных новостей от правдивых. В основе лежит взвешенное мнение о тех или иных СМИ. Медиаграмотность это постоянная проверка фактов. Важно изучать информацию полностью. В последнее время некоторые средства массовой информации склонны к такому приёму, как делать новости, или публиковать комментарии, которые были изначально вырваны из общего контекста. Как раз для этого и нужны инструменты медиаграмотности. Они позволят вам найти исходный источник и не поддаться на провокации».
Но в то же самое время медиаграмотный человек способен и сам писать, создавать материалы в разных форматах для средств массовой информации. Это может пригодиться очень многим. Если вы готовите материал, то на вас лежит большая ответственность за его содержимое.
Как раз о большой зоне ответственности говорила и Кэролин Уилсон. «Информация не должна быть приукрашенной, она не должна нести в себе элементы пропаганды, или дезинформации. Каждый, кто садится за перо, должен отдавать себе отчёт в том, что на его плечах лежит большая ответственность, ведь та или иная информация может послужить поводом для формирования общественного мнения. Поэтому, прежде всего, я хочу выделить то, что в медиаграмотности важна большая доля ответственности, уход от шаблонных стандартов, а подача информации должна избегать различных форм клише».
Стоит особенно подчеркнуть то, что нынешнее время, когда информация распространяется с невероятной скоростью важно обладать медиаграмотностью, чтобы обезопасить себя и своё окружение от влияния различного рода информации.
«Получать образование должно быть приятно. Медиаграмотность – это новый формат нашей с вами образованности, который продиктован особенностью времени. При получении той или иной информации важно не только её проанализировать, но и то, как дальше мы способны ею распорядиться. Я искренне надеюсь, что мой опыт и мой первый визит в Кыргызстан придаст большой толчок к получению подобного образования», - заключила специалист в области медиаграмотности Кэролин Уилсон, которая посвятила этому процессу более 30 лет.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий