• 86.5
  • 91.43
  • 0.87
  • 0.17

ИАЦ "Кабар": Достойное образование для будущего страны

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В Кыргызстане состоялся V Съезд учителей и работников образования стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). На данное мероприятие, открытие которого состоялось в Госрезиденции «Ала-Арча» и состоялась 11 - 12 октября, приехали около 400 специалистов всех ступеней системы образования из постсоветского пространства и Кыргызстана.

Основной темой обсуждения станет развитие образовательных систем в контексте целей устойчивого развития.

Ожидается, что Съезд будет способствовать созданию условий для развития интеграционных процессов, активному поиску новых форм и механизмов взаимодействия государств-участников СНГ в области образования.

По итогам обсуждений указанных выше тем Съезд примет итоговую резолюцию.

Особые акценты в вопросе развития образования

В своем теплом приветствии специалистов из стран постсоветского пространства, Сооронбай Жээнбеков особо уделил внимание необходимости формирования новой системы образования.

Глава Кыргызстана также отметил, что страны СНГ, как и в былые советские времена представляют самую образованную часть планеты и не должны останавливаться на этом.

Кроме того, Сооронбай Жээнбеков указал на то, что странам СНГ необходимо продолжить строительство общей образовательной среды, что по мнению главы Кыргызстана поможет общему развитию стран Союза независимых государств.

«Ведь образование — один из главных, ключевых вопросов, определяющих будущее наших стран. А в глобальной конкуренции могут выдержать только образованные общества. И в этих условиях с каждым годом значение учителя будет возрастать», - сказал Сооронбай Жээнбеков.

По его словам, государство всегда будет поддерживать учителей, поскольку повышение престижа профессии педагога является приоритетной задачей власти.

В этой связи создание образованного общества в Кыргызстане является не только желанием отдельных лиц, а делом государственной важности.

И по этой причине, говорит глава государства, есть необходимость, чтобы система образования Кыргызстана давала гражданам страны не только возможность получать знания о мире, но и использовать их для развития государства. А реформы, проводимые в настоящее время в стране для строительства современной модели образования, должны отвечать названным им требованиям.

Президент Кыргызстана не обошел стороной важность значения знания государственного языка всеми гражданами страны, что не только входит в задачу государства, но и выполняет функцию национального единения.

«Кыргызский язык как государственный язык Кыргызской Республики должен выполнять функцию национального единения. В Кыргызстане созданы все условия для сохранения и развития языков, традиций всех национальностей, проживающих в нашей стране», – указал президент.

Поэтому в многонациональном Кыргызстане через образование должна происходить гармоничная интеграция ценностей разных культур и языков, этнических и религиозных сообществ. А для этого в Кыргызстане созданы все условия для сохранения и развития языков, традиций всех национальностей, проживающих в стране.

«В нашей Конституции закреплен принцип владения нашими гражданами государственным, официальным и одним из мировых языков», - отметил президент.
Глава государства также подчеркнул, что русский язык занимает важную роль в обществе, имея статус официального языка.

«Кыргызстан является одной из стран, где граждане свободно говорят на языке Пушкина и Достоевского. Мы считаем это духовным богатством нашего общества. Я убежден, что это достояние мы должны беречь и умножать», - добавил Жээнбеков.

Глава Кыргызстана выразил надежду на то, «здесь, на земле великого просветителя прошлого Жусупа Баласагына, который нашел мудрые ответы на вызовы времени, вы будете черпать вдохновение из его наследия для плодотворной работы съезда».

Актуальность сказанного

Актуальность слов Сооронбая Жээнбекова действительно отражают нынешнее положение образования в части необходимости улучшения системы образования для соответствия требованиям времени не только в стране, но и на всем постсоветском пространстве. Ведь с Советских времен система образования не имела столь высокой поддержки на государственном уровне, а проводимые реформы в различных странах по разному касались общего состояния системы образования. Ведь, как говорят эксперты из серы образования, упор делался на облике образования, но не на его качестве. И поэтому прилагаемые усилия государства должны быть направлены улучшению как качества образования, так и его соответствия требованиям времени.

«Кыргызстан будет развиваться через образование и чем образованнее общество, тем выше качество жизни», - говорит профессор, социолог Нурбек Омуралиев.

По его словам, последний мониторинг образовательных процессов в Кыргызстане показал эффективность программ развития, проводимых Министерством образования.

«Например, программа дошкольной подготовки «Наристе» привела к тому, что уровень подготовки детей в регионах поднялся до уровня подготовки детей в городах и столице. Они сейчас практически на одном уровне, а где-то даже выше. Причем программа «Наристе», это бесплатная программа», - отмечает Омуралиев.

По мнению социолога, в целом уровень образования очень сильно определяет будущее страны.

«Если раньше кыргызские мигранты ездили на заработки в другие страны на малооплачиваемые должности, где они работали дворниками, строителями и так далее, то с повышением образованности людей, сейчас уже вижу наших мигрантов, работающих врачами, юристами и менеджерами. То есть, уровень их образования позволяет нашим мигрантам работать на одном уровне с российскими специалистами», - делится наблюдениями Омуралиев.

Социолог поддержал слова Президента в вопросе того, что знание государственного языка, наряду с русским и иностранными языками будет только большим плюсом.

«Вообще моя мечта, чтобы к 2040 году каждый выпускник умел разговаривать на достаточно хорошем уровне на кыргызском и русском языках, а также на иностранном языке. Чтобы в этнических районах еще и на родном языке говорили. Вот тогда у нас будут квалифицированные кадры, умеющие разговаривать, как минимум на четырех языках. И они будут востребованы практически по всему миру», - говорит Омуралиев.

Со своей стороны, экс-министр образования Кыргызстана, профессор, доктор педагогических наук Ишенгуль Болджурова отмечает, что политическая воля Президента является верным шагом на пути улучшения образования в Кыргызстане.

«Политическая воля и зрячая позиция Президента вокруг проблем в системе образования страны, дают хорошие прогнозы на скорейшее улучшение системы и проведение нужных реформ. Все эти меры, на мой взгляд, направлены на то, что бы вытащить образование в стране в приоритетные ряды», - сказала экс-министр образования КР.

По наблюдениям Болджуровой, система образования, к сожалению, как в Кыргызстане, так и во многих странах СНГ идет позади прогресса и вызовов глобализации. В такой ситуации, считает профессор, есть необходимость видеть существующие проблемы в системе образования и выстраивать ее таким образом, чтоб ученики, студенты и в целом будущее поколение могло, опираясь на свое образование, противостоять мировым вызовам.

«И сегодня на этом фоне главная задача любого государства – это воспитать и вырастить образованную молодежь, которая только силами знаний, креативным и критическим мышлением сможет противостоять подобным вызовам. Меня радует и вызывает огромную надежду позиция Президента в вопросах образования. Главное - Президент видит то, какие нужны реформы и стратегия перемен в системе образования», - сказала И.Болджурова.

Говоря о стратегии образования И.Болджурова отметила, что образование в Кыргызстане должно быть передовым и стойким именно современным вызовам, а также оно должно сопрягать в себе и национальную идентичность и ее сохранение, традиции кыргызского народа, потому как в век высоких технологий и глобализации, самое главное не забыть свои корни, обычаи, традиции и свои национальные ценности.

Положение дел в дошкольном и школьном образовании

Как правило, образование ребенок начинает получать в семье, затем в детском саду ребенок получает первые знания того, как надо писать, читать, считать и выражать себя. По этой причине дошкольное образование является базисом в подготовке детей к противостоянию к современным вызовам и требованиям на следующем этапе - школе. Но для того, чтобы обеспечить ребенка всеми этими навыками необходимо поднять уровень охват образованием.

Из отчета Минобразования можно увидеть, что первоочередной вопрос обеспечения достаточным охватом дошкольного образования в республике в 2018 году составил 24% и в сравнении с прошлым годом рост составил почти 2%. В цифровом выражении получается, что в настоящее время почти 187 тысяч детей посещают 1390 детских сада, из которых 1248 государственные и муниципальные детские сады и – 14 частные. В прошлом году в Кыргызстане функционировало 1294 детских сада, которые охватывали 173 тысячи детей.

При этом в МОН отмечают, что увеличение рождаемости привело к росту количества детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования и предшкольной подготовки. Так, если в 2012 году детей от 2 до 6 лет было 590 259 человек, то в 2017 году – уже 779 тысяч детей.

Важным механизмом обеспечения доступности к дошкольному образованию стало внедрение электронной очереди, которая была разработана и внедрена в рамках общенациональной идеи «Таза Коом» и Программы «Открытое Правительство». Главная цель программы - обеспечить прозрачные и одинаковые условия приема детей в дошкольные организации и устранить коррупцию.

Благодаря нововведению, с февраля по июль 2018 года граждане подали 9079 заявок в электронную очередь, а 1176 детей получили места в детских садах.
Стоит также особо отметить, что программой предшкольной подготовки за 2017-2018 учебные годы было охвачено 116 тыс. детей, не посещающих дошкольные организации. Это практически 100% детей в возрасте от 5,5 до 7-летнего возраста, что на 21 тысячу детей меньше, чем в 2016-2017 уч. Году. Причина этого - увеличение числа детских садов и повышение охвата дошкольным образованием.

Отдаленные села труднодоступных районов страны не остались в стороне и в 2017-2018 гг. были открыты 120 детских сада с кратковременным пребыванием c охватом порядка 10 тысяч детей. Для обучения этих детей было подготовлено и сертифицировано 310 воспитателей.

Стоит также отметить, что в результате оптимизации помещений общеобразовательных организаций в настоящее время функционирует 100 ДОО при школах. Благодаря данному шагу государству удалось охватить дошкольным образованием еще 7 358 детей.

Таким образом, за счет предпринятых государством мер, охват различными программами по дошкольному образованию в общей совокупности составил 39% детей дошкольного возраста.

Для обеспечения учебного и воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях утвержден учебно-методический комплекс «Балалык». Детские сады также обеспечены 70 наименованиями пособий и развивающими материалами на кыргызском и русском языках, включая - дополнительную литературу для педагогов, - сборники для чтения, сказки, - дидактические и развивающие материалы.

Школьное образование, как было указано выше Нурбеком Омуралиевым не остается в стороне, и Министерством образования КР был разработан Государственный образовательный стандарт школьного общего образования, основывающийся на овладении учащимися ключевыми и учебными компетентностями. В целях реализации данного постановления МОН КР разрабатываются предметные стандарты, учебные программы и учебно-методические комплексы (УМК) с учетом интеграции учебных предметов.

В 2018-2019 учебном годах учащиеся 5-6 классов будут обучаться по новым предметным стандартам с использованием новых учебных программ и УМК. А разработанные предметные стандарты для учащихся начальных классов и 7-11-х классов проходят экспертизу для рассмотрения Коллегией МОН. В последующие годы планируется обучение по новым предметным стандартам учащихся начальных классов, 7-9 класс, а затем 10-11-х классов.

Министерство образования и науки КР продолжает проводить системную работу по оптимизации Базисного учебного плана. Так например, если в 2017-2018 учебном году было увеличено количество часов на изучение иностранного языка с 2х часов в неделю до 5 в 5-х классах, то в 2018-2019 учебном году изучение иностранного языка в 6 классе увеличивается с 2х до 4х часов в неделю.

Также в этом учебном году в 5-6 классах вводятся новые предметы: «Информатика», «Человек и общество».

Стоит отметить, что оптимизация БУПа проводится путем интеграции предметов, что является мировым передовым опытом таких стран, как, например, Финляндия.

Не менее важным является и то, что высвободившийся час астрономии передан на изучение государственного языка в 11 классе на подготовку обязательного теста по кыргызскому языку на ОРТ.

В виду того, что одним из основных компонентов в развитии системы образования в стране является оценка ее качества, то для этого, в 2018 году была проведена аккредитация 1936 школ, из которых 1078 школ (или 55,6%) были аккредитованы на 5 лет и 858 школ (или 44,3%) аккредитованы условно на 1 год. Аккредитованы условно школу в течение года будут охвачены повышением потенциала на всех уровнях, а через год вновь пройдут аккредитацию. Такое новшество позволит качественно улучшить качество образования по стране.

Благодаря обновлению и пополнению библиотечных фондов общеобразовательных организаций КР, которое осуществляется ежегодно за счет средств республиканского бюджета, а также дополнительной поддержки донорского сообщества, обеспеченность школ учебниками за 2010-2017 годы возросла с 58% до 83,6%.
При этом обеспеченность школ по языкам обучения в 2017-2018 учебном году составила: с кыргызским языком обучения - 87,2 %; с русским языком обучения - 55,0 %; с узбекским языком обучения - 84,1 %; с таджикским языком обучения - 64,9 %.

Для решения вопроса недостаточной обеспеченности учебниками Правительством КР было принято постановление «О поэтапном введении арендной платы учебников в общеобразовательных организациях КР».

И теперь с начала 2018-2019 учебного года арендная плата за учебники будет введена для учащихся 5-6 классов всех общеобразовательных организаций КР.
Помимо обеспечения школ учебниками ведется также работа по повышению качества их содержания. УМК, предназначенные для апробации отбираются экспертами Координационного совета по стандартам и качеству образования при МОН.

В настоящее время ведется тиражирование 32 УМК нового поколения для 5-6 классов в количестве 3 330 810 экземпляров на 4-х языках обучения.

Помимо бумажных версий учебников электронные версии учебников в открытом доступе регулярно размещаются в Национальном репозитории открытых образовательных ресурсов на платформе www.lib.kg.

Наряду с этим, в рамках формирования образовательных кластеров, включая города – «точки роста» создано 60 электронных библиотек на базе школы каждого района и города.

Таким образом можно сказать, что образованию в Кыргызстане уделяют особое внимание на государственном уровне и прилагают всевозможные усилия для его улучшения до мировых стандартов. Кроме того, государство совместно с международными институтами прилагает усилия для улучшения питания учащихся дошкольных и школьных общеобразовательных организаций страны, что также должно поспособствовать повышению уровня восприятия образования.

ИАЦ Кабар»
Эрмек Абдрисаев

Комментарии

Оставить комментарий