• 86.96
  • 91.03
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Кыргызстан и ОБСЕ: перспективные пути развития сотрудничества

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В последние годы всё чаще мы можем наблюдать картину того, что некоторые страны, целые регионы находятся в поисках интеграционных процессов. Экономическая нестабильность в мире, сложная ситуация с безопасностью, вызовы и угрозы, связанные с международным терроризмом заставляют иначе выстраивать свою внешнюю и внутреннюю политику некогда самостоятельным регионам. Кыргызстан в последние годы также проявляет активность на международной арене. Направление сотрудничества на платформе ЕС и ОБСЕ является одним из самых перспективных.

Стоит сказать, что за последние несколько лет страны Центральной Азии и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе прошли сложный путь от больших ожиданий и оптимистических надежд до критической сдержанности и необходимости пересмотра центрально-азиатской стратегии ОБСЕ. Разность ментальной культуры и исторических предпосылок осложнил пути соприкосновения европейского гена с центрально-азиатским менталитетом. Это говорит ещё и об исторической силе самоидентификации. Но сотрудничество, в частности с ОБСЕ, будет продолжено и нет сомнений в том, что оно будет продуктивным с учётом всех интересов региона, прежде всего.

Как отмечает эксперт Виктор Черных, «конец ХХ столетия ознаменовался в мировой истории распадом Советского Союза и социалистического лагеря и пересмотром политики конфронтации. На политической карте мира появились молодые государства. Обретение независимости выдвинуло перед новыми странами множество задач, важнейшими из которых стали поиск самоиндентичности, выбор социально-экономического и политического пути развития, а также формирование модели внешней политики и безопасности. Провозглашение курса на демократическое развитие становилось надежным гарантом материально-финансовой помощи, инвестиций, политической поддержки и признания со стороны развитых стран Запада».

Экономическая привлекательность, прежде всего с точки зрения инвестиций, подтолкнуло страны Европы начать новый и активный диалог со всеми странами центрально-азиатского региона без исключения. Мотивацией для этого стало всестороннее развитие всеми имеющимся ресурсами, а также обеспечение норм безопасности и целенаправленной борьбы с терроризмом. Кыргызстан также проявляет активность развивать всесторонние контакты, как на уровне государств, так и с различными международными организациями.

В частности, в рамках участия в СМИД ОБСЕ в Братиславе состоялись двусторонние встречи министра иностранных дел КР Чингиза Айдарбекова с главой МИД Греции Николасом Дендиасом, заместителем премьер-министра, главой МИД Ирландии Саймоном Карбери Ковени и государственным секретарем Министерства иностранных дел, Европейского Союза и сотрудничества Королевства Испания Фернандо Валенсуэла.

В ходе встречи с главой МИД Греции отмечена необходимость развития двустороннего сотрудничества между странами во всех сферах, представляющих взаимный интерес. Обсужден вопрос проведения политических консультаций между внешнеполитическими ведомствами в 2020 году.

Также рассмотрены вопросы сотрудничества Кыргызской Республики с Европейским Союзом, включая взаимодействие стран в рамках новой Стратегии ЕС по Центральной Азии.

Как заявил политический обозреватель Евгений Донченко, «Центральная Азия в последние годы находится в объективе многих крупных фигур мировой политики. В связи с тем, что роль России, Китая, а также такой организации, как ШОС, и регионального союза ЕАЭС с каждым годом возрастает, Европейский Союз тоже не хочет остаться в стороне. Ведь не будем забывать и о давнем интересе США к данному региону. Не исключаю того, что следующий ход сделают именно Соединённые Штаты Америки. Наверняка в госдепартаменте идёт работа по разработке стратегии, тем более, что Евросоюз немного опередил американскую сторону в этом действии. В новой же стратегии ЕС хочет не только напомнить о себе, но и активно внедрить своё видение развития стран региона, путём доверительного и взаимовыгодного сотрудничества по всем ключевым направлениям во многих секторах экономики. Экономический интерес рассматривается ЕС, прежде всего. И в новой стратегии именно этим вопросам уделяется повышенное внимание».

Надо отметить, что в документе, презентованном в Брюсселе, отмечается, что страны Центральной Азии «могут доверять» ЕС как ведущему донору и заинтересованному партнеру в процессе реформ и экономических преобразований, стороннику их интеграции в мировую торговую систему, источнику качественных инвестиций и современных технологий. Новая стратегия ЕС направлена на создание «более прочного, современного и неэксклюзивного партнерства со странами Центральной Азии» в интересах развития региона как устойчивого, процветающего и тесно взаимосвязанного экономического и политического пространства.

«Как обычно вопросам безопасности в новой стратегии уделяется пристальное внимание. Эта тематика в новом веке не перестаёт терять своей актуальности. Существуют проблемы на таджикско-афганской границе и непрекращающегося потока наркотиков из Афганистана. Эту проблему необходимо решать. Конечно, наркотрафик за последние годы сократился вдвое, но проблема эта осталась и актуальности не утратит. Это главный вектор направления содействия в предотвращении распространения наркотиков и соответствующего трафика. Европа давно проявляет беспокойство распространением наркотиков в своих странах. Поэтому участие ЕС в Центральной Азии именно в этом направлении – это также интересы собственной безопасности. Только борьбу с этим злом в Евросоюзе хотят переместить на поле соперника», - отмечает эксперт.

Донченко рассказал и том, что вопросам кибербезопасности в документе также уделяется большое внимание. Это актуально в связи с тем, что в странах Центральной Азии развитие интернета достигает большой высоты. «Для того, чтобы предотвратить взлом систем безопасности финансовых государственных структур и оборонных ведомств, Европейский Союз также может посодействовать внедрению новых технологий по предотвращению подобных рисков, а также делиться опытом между специалистами», - подчеркнул эксперт.

Эксперт добавил, что вопросы участия европейского капитала в Центральной Азии также не теряет актуальности. Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан являются привлекательными с точки зрения привлечения инвестиций. Потенциал у каждой страны огромен. Кыргызстан богат водными ресурсами, а гидроэнергетический потенциал не раскрыт в должной мере. Кыргызская Республика располагает большими сельскохозяйственными угодьями, которые ещё с советских времён приносили большие урожаи, особенно в зерновых культурах. Казахстан располагает запасами нефти и газа в прикаспийском регионе, а также имеет большой угольный потенциал. «Что касается Узбекистана, то здесь успешными вкладами могут считаться: развитие лёгкой промышленности, переработки. Машиностроение тоже является перспективным направлением», - говорит Донченко.

В продолжение тематики, стоит сказать, что глава МИД КР встретился со своим коллегой из Ирландии. На встрече с главой внешнеполитического ведомства Ирландии обсуждены вопросы дальнейшего развития двустороннего и многостороннего сотрудничества, укрепления договорно-правовой базы, развития межпарламентского сотрудничества и взаимодействия в рамках ООН и других международных организаций.

На встрече с государственным секретарем Министерства иностранных дел, Европейского Союза и сотрудничества Королевства Испания стороны обсудили широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес, включая вопросы развития экономических и культурно-гуманитарных связей. Отмечена важность наполнения двусторонней договорно-правовой базы.

«Все эти новые контакты способствуют одному, привлечению внимания к такой стране, как Кыргызстана, попытки заинтересовать новых участников международных процессов и показать экономическую и инвестиционную привлекательность. Это правильная международная стратегия. Следует работать на многовекторной основе. Только универсализм в международных отношениях может принести хорошие результаты», - подчёркнул эксперт.

Надо отметить, что стороны обсудили предстоящие в 2020 году совместные между ЕС и ЦА мероприятия и наметили конкретные пути взаимодействия.

Также в Братиславе были проведены немало важные встречи с генеральным секретарем ОБСЕ Томасом Гремингером, Верховным Комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств Ламберто Заньером и представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлемом Дезиром. Как сообщает пресс-служба МИД КР, главами институтов Организации заверено, что ОБСЕ продолжит оказывать поддержку Правительству Кыргызской Республики в реализации приоритетных задач в рамках реализации национальных стратегических документов развития страны. Министром высказаны предложения по совершенствованию эффективности проектной деятельности ОБСЕ в КР и обозначены перспективные направления сотрудничества. Стороны обсудили актуальные вопросы, касающиеся свободы выражения и свободы СМИ, национальных меньшинств, стоящих на повестке дня 26-го заседания СМИД ОБСЕ.

Странам Центральной Азии нужно быть готовыми к тому, что подобные встречи могут увеличить нагрузку. Это обусловлено тем, что данный регион действительно имеет огромный потенциал для осуществления различного рода инициатив, проектов практически по всем направлениям. Туризм в этом ряду стоит особняком. Всё чаще можно замечать то, что по этой линии интерес к странам ЦА возрастает с каждым годом.

Кыргызстан же находиться в фазе своего динамического развития и подобные встречи укрепляют доверие со стороны мирового сообщества. Это, в свою очередь, может отразиться в конкретной тесной и взаимовыгодной работе, которая способна изменить в лучшую сторону все внутригосударственные, а также внешнеполитические процессы.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий