• 89.02
  • 94.77
  • 0.95
  • 0.2

ИАЦ «Кабар»: Госполитика в религиозной сфере. Состояние и перспективы

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

4 мая в столице состоялся круглый стол на тему «Государственная политика Кыргызской Республики в религиозной сфере: текущее состояние и перспективы». Мероприятие было организовано Фондом Ханнса Зайделя в ЦА в рамках диалоговой программы Административные реформы в регионе, на которое были приглашены депутаты ЖК КР, представители правительства, МСУ, эксперты, а духовенства.

Открывая мероприятие, глава Фонда Зайделя доктор Макс Георг Майер поздравил участников круглого стола и народ Кыргызстана с священным месяцем Рамазан. Он также выразил соболезнование семьям погибших, в ходе вооруженного нападения на Баткенскую область, а также народу республики, пожелав скорейшего выздоровления получившим ранения.

По словам доктора Майера, цель мероприятия в том, чтобы установить диалог и обсудить ситуацию в религиозной сфере в стране, а также понять, что происходит в этом вопросе. «Спасибо за то, что проявили интерес к мероприятию», - сказал глава Фонда, пожелав участникам плодотворного обсуждения.

С презентацией на тему «Государственная политика Кыргызской Республики в религиозной сфере» выступил эксперт Закир Чотаев.

По его словам, было три периода развития религиозной ситуации в КР: период развала Советского союза, период с 2001 по 2010 годы и после 2010 года. «Период после 2010 года можно назвать более-менее современный этап развития религиозной ситуации в КР», - отметил он.

Рассказывая о первом периоде Чотае указал на отмену в 90-году закона о единой Коммунистической партии, в результате чего начали открываться различные политические партии, в том числе на религиозной основе. Одним из таких примеров - Астрахань, где в 1990 году была основана партия Исламского возрождения Советского союза, а позже на территории Таджикистана и Узбекистана были открыты ее филиалы.

«Но они не были зарегистрированы, так как после развала Союза и образования новых независимых государств, многие страны в своих Конституциях и законах ввели норму о принципе светкости и невозможности создания политической партии на религиозной основе», - сообщил докладчик, отметив, что с 90-го года, еще в период Советского союза, были сняты ограничения на свободу вероисповедания. Поэтому, сказал эксперт, этот период можно назвать пост-атеистическим, во время которого активно начали работать различные религиозные организации на постсоветском пространстве и в частности Кыргызстане.

Далее эксперт отметил, что с принятием в 1993 году Конституции, в Кыргызстане были созданы наиболее либеральные условия для деятельности религиозных организаций. «И до сих пор мы имеем данный факт», - подчеркнул Чотаев.

Говоря о втором этапе докладчик сообщил, что с периода 2001 года или уже к концу первого периода 1999 - 2000 годов, выделяется именно Баткенскими событиями, произошедшими на юге Кыргызстана, когда после окончания гражданской войны в Таджикистане некоторые группы боевиков, которые с 1996 года называются Исламским движением Узбекистана, выступили против политической власти в Узбекистане и пытались пройти через Баткенскую область в Узбекистан. Это, по словам эксперта, ознаменовало новый факт - развитие тенденции, когда международная тенденция начинает влиять на ситуацию в религиозной сфере КР.

«Тем не менее, второй период в Кыргызстане проявляется повышением интереса к религии, и мы видим мировую тенденцию усиления активности радикальных и экстремистских организаций», - говорит Чотаев, добавив, что именно с этого периода появляются первые попытки ограничения свободы вероисповедания с целью предотвратить распространение радикальных и экстремистских взглядов на территории КР.

Как объяснил эксперт, вместе с религиозными вероучениями, под этим предлогом распространяются нетрадиционные, радикальные, более фундаментальные взгляды, которые пришли в КР из заграницы.

Чотаев подчеркнул, что после 2001 года наблюдается активизация политической партии Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, которая в 2003 года была запрещена судом Кыргызстана на территории страны.

С другой стороны, говорит эксперт, данный период был охарактеризован принятием нового закона, новой концепции госполитики в религиозной сфере, и 2006 и 2008 гг нового закона о свободе вероисповедания и религиозных организаций, которые действуют на сегодняшний день в стране.

«Важно отметить, что эти новые стратеги - государственный и закон – они очень жестко подходили к вопросу ограничения свободы вероисповедания. Потому что проблема, которая у нас появилась от соседних государств, в мировой тенденции, это угроза распространения экстремизма и терроризма в нашей стране тоже», - рассказал докладчик.

Говоря про третий этап Чотаев указал, что с 2010 года наступил современный период в развитии религиозной ситуации в КР. В этот период были приняты новые стратегии и новые программы, которые на сегодняшний день активно работают и активно реализуются в Кыргызстане.

Текущая ситуация

Согласно данным соцопроса от 2016 года, который проводился при участии Госкомрелигии и ООН, приведенным Чотаевым, около 90% из числа опрошенных – мусульмане. Из них 29% - «практикующие мусульмане». 5% граждан - православные христиане, остальные опрошенные (5%) придерживаются других религий или являются атеистами.

По данным на конец 1 квартала 2021 года в Государственной комиссии по дела религий Кыргызской Республики зарегистрировано 3445 религиозных организации:

  • 3026 организаций исламского толка,
  • 410 – христианского,
  • 1 - иудаистская община,
  • 1 – буддийская,
  • 12 общин бахаи.

Отмечается, что статусом религиозной организации обладают как сами религиозные организации, так и религиозные учебные заведения, миссии зарубежных религиозных организаций, мечети, церкви и другие религиозные субъекты, и объекты.

Актуальные проблемы на сегодняшний день

Проблема низкой грамотности населения в сфере религии остается на сегодняшний деть актуальной проблемой. По словам докладчика, несмотря на 6-летнюю реализацию концепции 2014 года, проявляются такие тенденции. От отметил, что в данном аспекте речь идет не только о религиозном аспекте, а в целом о населении, которое имеет мало знаний о религии. Некоторые религиозные деятели, по словам Чотаева, имеют недостаточный уровень религиозных знаний.

Другой проблемой является проявление не толерантного отношения и дискриминации к представителям других религий.

Третьей проблемой является угроза дальнейшей политизации ислама, что может привести к дестабилизации ситуации и угрозе потери светского характера государства.

Проблема распространения идей фундаментализма и экстремизма на религиозной почве, проблема выезда граждан в зоны конфликта и их возвращение на родину детей и женщин, также является еще одной проблемой

Деятельность государственных органов КР: стратегические программы и документы

Чотаев указывает, что Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 года, где была заложена одна из задач срочного реформирования госполитики в религиозной сфере является одним из таковых документов.

Решения Совета обороны (с декабря 2016 г. Совет безопасности) КР от 3 февраля и 3 ноября 2014 года тоже относятся к деятельности госорганов в этой сфере. В частности, 3 февраля состоялось заседание, где была образована рабочая группа по реформированию религиозной сферы. А именно с целью проведения анализа функциональных обязанностей госорганов, разработки новой Концепции госполитики в религиозной сфере, анализа деятельности муфтията, выработки рекомендаций по улучшению их деятельности, а также внесений изменений и дополнений в законодательные акты. «3 ноября на заседании Совета обороны, а ныне Совета безопасности, была принята новая Концепция утвержденная президентом КР, на период 2014-2020 гг.», - говорит эксперт.

В 2017 году, по словам эксперта, была принята программа правительства КР по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 гг. Также был разработан соответствующий план. В программе имеются краткие разделения, в которых указаны что есть экстремистская деятельность и есть религиозная. Поэтому говорит эксперт, необходимо активно работать религиозным организациям и деятелям, чтобы не дать распространиться экстремизму.

«На сегодня разработан проект новой Концепции государственной политики КР в религиозной сфере на 2021-2026 годы. Предыдущая Концепция была окончены в прошлом году. Новая Концепция находится в аппарате президента КР», - рассказал докладчик.

Основные направления Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы

К основным направлениям эксперт отнес:

- Развитие взаимодействия государства с религиозными организациями и реализация светской модели Кыргызской Республики;

- Реформирование и упорядочивание системы религиозного образования;

- Развитие взаимодействия со средствами массовой информации с целью корректного и объективного освещения религиозных вопросов;

- Информационно-просветительские и профилактические мероприятия по предупреждению радикализма и экстремизма на религиозной почве.

В вопросе деятельности государственных органов в указанном выше направлении Чотаев отметил, что очень активно проводятся следующие моменты:

  • Информационно-просветительские мероприятия, встречи, лекции и семинары по разъяснению норм действующего законодательства, традиционным ценностям ислама в нашем регионе, а также вопросам предупреждения и противодействия радикализму и экстремизму на религиозной почве.
  • Развитие государственно-конфессионального и межконфессионального диалога.
  • Совершенствование систем предоставления религиозного и религиоведческого образования.
  • Работа по внесению изменений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики. Например, проект закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в закон Кыргызской Республики О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике», проект положения О порядке предоставления религиозного образования в Кыргызской Республики, проект временной инструкции «О порядке захоронения» и другие.

Проблемные аспекты

Несмотря на положительные сдвиги в процессе продвижения межконфессионального диалога, равноправия и предупреждения дискриминации,

-среди населения и религиозных деятелей продолжают развиваться и распространяться взгляды о превосходстве одной религии над другой,

-утверждения и общественные споры о правильности атеистического или религиозного подходов

«Данная ситуация обусловлена человеческим фактором, а также направленной работой определенных радикальных групп», - говорит Чотаев.

Эксперт также указал на необходимость проведения комплексных мер, которые с одной стороны обеспечивают продвижение прав и свобод человека, а с другой стороны не допускают нарушение действующего законодательства страны.

Участники мероприятия также смогли узнать о законодательных основах в сфере обеспечения свободы вероисповедания, предупреждения дискриминации, какие статьи отражают обсуждаемый вопрос в Конституции, а также ответственности за нарушения
законодательства КР.

Докладчик также рассказал о том, какие нормы Закона КР «О противодействии экстремистской деятельности», санкциях в Кыргызском законодательстве, и проблемных местах Кодекса «О нарушениях», а именно статье 92. за нарушение законодательства о религиозных объединениях, где предусмотрена административная ответственность 4 категории (7,5 тыс. сомов).

В ходе обсуждения участники смогли задать вопросы Закиру Чотаеву и поделится своими взглядами по теме. Представители законодательного органа, духовных организаций и академической среды дополнили обсуждение интересными фактами о том, что делается государством в вопросе госполитики в религиозной сфере, как видится эта сфера ДУМК и РПЦ.

В заключении глава Фонда Зайделя в ЦА доктор Макс Георг Майер сказал, что религия и государство является очень значимой темой. «Она значима везде, в Германии, в мире и в Кыргызстане», - сказал он.

Глава Фонда объяснил, что было бы хорошо, если выпускники Академии знали бы и имели представление о том, как взаимодействуют религия и государство, поскольку религия имеет возможность поспособствовать развитию регионов. Для примера доктор Майер привел Германию, где после Второй мировой войны для развития регионов и сельской местности были сделаны два значимых шага. По его словам, это было достигнуто за счет совместной работы глав местных управ и глав духовенств, которые могут влиять на людей благодаря своему авторитету и чьи слова не оспариваются.

Он также привел местный пример, где представитель одной из партий прошел в горкенеш Оша, при этом без какой-либо агитации или рекламы. Это, по словам доктора Майера, является хорошим примером того, как влияние религии может поспособствовать на работу государства, и что если имамы будут находится в органах госвласти на местах, то это окажет значимое положительное влияние на развитие страны.

«Нужен чистый Ислам. И это я думаю является основным принципом. Поэтому чистый Ислам - это очень хорошо, но политический Ислам – это уже плохо», - заключил свою речь глава Фонда Зайделя в ЦА, добавив, что подобные обсуждения будут продолжены в последующем.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий