ИАЦ «Кабар». ЕАЭС 10 лет – С соседями нужно строить общее будущее

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Евразийский экономический союз формируется, как самодостаточный и независимый полюс многополярного мира. В условиях геополитического шторма организация продемонстрировала устойчивость и сохраняет положительную динамику развития. Доктор экономических наук, профессор Международного университета Кыргызской Республики Толонбек Абдыров в интервью ИА «Кабар» рассказал о перспективах развития ЕАЭС и Кыргызстана в рамках этого интеграционного объединения:

- Евразийский экономический союз демонстрирует устойчивые темпы развития не смотря на сложную геополитическую обстановку. Валюты в дружественных странах стабильны, инфляция снижается, продовольственная безопасность обеспечена, ВВП в плюсе. За счёт чего ЕАЭС удается сохранять устойчивость и уверенность в достаточно сложный период, который переживают международные отношения?

- ЕАЭС действительно показывает хорошие темпы развития при том, что в мире происходят очень серьезные изменения, не только в плане политики, но и переделе логистических путей, перераспределении товарных потоков. В связи с этим, в ряде стран действительно наблюдаются кризисные явления, но Евразийский союз оказался готов к преодолению этих трудностей.

Если посмотреть на результаты 2023 года, то несмотря на то, что в мире обострились конфликты и идет санкционное давление, экономическая составляющая в ЕАЭС прибавила 3,7%. Это очень хороший показатель. ВВП участников организации превысило 2 триллиона 400 миллиардов долларов.

Объемы торговли внутри ЕАЭС достигли 90 миллиардов долларов, а товарообмен с третьими странами уже приблизился к одному триллиону $. Во всех странах союза России, Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане динамика положительная. Экономика нашей страны выросла по итогам прошлого года на 6,2 процента.

Помимо этого, в ЕАЭС проводится серьезная работа по регулированию цен на продовольственные и промышленные товары. Благодаря этому мы видим, как снизились темпы инфляции, более чем в два раза по сравнению с 2022 годом. Это достигается эффективным и достаточно быстрым товарообменом, взаимодействием на межгосударственном уровне. То есть скажем так, наша коллективная продовольственная безопасность обеспечена в полном объеме.

На этот счет в ЕАЭС была разработана концепция, где предусмотрены различные варианты по взаимной поддержке, кооперированию и реагированию на изменения по самым чувствительным категориям товаров. Это касается и сельского хозяйства, и продуктов животноводства.

В Кыргызстане финансируются производственные кластеры по 9 таким товарам, имеющим социальное значение. На развитие каждого направления было выделено по миллиарду сомов, и теперь мы видим, что результат есть. В этом плане очень показателен пример с куриными яйцами. Если раньше в Кыргызстане производилось только 44% процента от нашей потребности, то сейчас этот показатель составляет уже 80%. По мясу такая же ситуация. В целом все показатели улучшаются. А по ЕАЭС если есть необходимость, то перекрываются все проблемные моменты, если они возникают. Мука сахар, или растительное масло, любая из стран союза может их получить в необходимом объеме от партнёров по квотам и фиксированным ценам. При этом платежи, в том числе за ГСМ, внутри союза производятся преимущественно в национальных валютах, так проходит 89% взаиморасчётов.

Такая взаимная поддержка и позволяет нам в рамках ЕАЭС уверенно сохранять стабильность в экономике, и социальной сфере.

- Очень много внимания в ЕАЭС уделяется развитию новых транспортных коридоров. Диверсификация грузопотоков во многом позволила быстро и эффективно перенастроить просевшую под санкциями логистику. Получается, что сложности открыли для нашего региона новые возможности?

- Грузопотоки переориентируются в принципе и это глобальный процесс. Если старая логистика рухнула, то ей на замену должна прийти новая, более надежная и диверсифицированная. Эти изменения касаются и Кыргызстана, причем в значительной степени.

ЕАЭС торгует со всем миром, поэтому логично, что транспортные коридоры развиваются и диверсифицируются, и некоторые из них пройдут через нашу страну. Россия разворачивается на Восток, Китаю тоже очень важны новые сухопутные транзитные пути, все это географически завязано на Центральную Азию.

Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, как раз такой инфраструктурный проект, который для нас крайне важен. Он принесет пользу и всем нашим партнёрам. Сейчас в этом направлении пошли очень хорошие сдвиги. Эта магистраль открывает пути и в Европу, и на Ближний Восток, в обратном направлении через Китай мы выходим на купную транспортную систему Юго-восточной Азии.

Ежегодно по этой железной дороге будет перевозится от 7 до 13 миллионов тонн грузов. В бюджет Кыргызстана это дополнительно даст 200 миллионов долларов, только за транзит товаров. Кроме того, наличие такого пути привлечет в нашу экономику значительные инвестиции в создание торгово-логистических центров, к тому же — это серьезный стимул для развития промышленности. Все эти направления продвигаются и развиваются в формате дружественного, взаимовыгодного и устойчивого пространства ЕАЭС. Без доверительных отношений между соседями и традиционными союзниками, реализация таких масштабных проектов невозможна.

- Сейчас в экспертных кругах активно обсуждается вопрос о сопряжении интеграционных процессов в ЕАЭС с инициативой Китая «Один пояс, один путь». Эту тему на саммите в Москве поднимал президент Кыргызстана Садыр Жапаров, обсуждалась она и в Пекине на недавних переговорах Си Цзиньпина и Владимира Путина. Каким вам видится будущее ЕАЭС в контексте тесного взаимодействия с КНР?

- Инициативе «Один пояс, один путь» уже более 10 лет. Она предусматривает очень серьезные инфраструктурные проекты. При этом долгое время оставался открытым вопрос о строительстве железной дороги через Кыргызстан, что позволило бы нам интегрироваться в этот глобальный проект.

Последние два года мы видим, что движение пошло. Сопряжение ЕАЭС и инициативы Китая «Один пояс, один путь» создаст в Евразии большое пространство развития. На мой взгляд это намного ускорит поиск средств для строительства железной дороги, но и многое другое. КНР уже финансирует создание в Кыргызстане солнечных электростанций, я думаю, что будут подкреплены серьезными инвестициями в раскрытии гидроэнергетического потенциала нашей страны.

Взаимодействие ЕАЭС и Китая открывает практически безграничные возможности, на много десятилетий вперед.

- То есть в Евразии выстраивается большое пространство сотрудничества. Какие плюсы из этого может извлечь для себя Кыргызстан? Сейчас важно вписать наши крупные национальные проекты такие как железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, ГЭС «Камбар - Ата -1» в новую региональную инфраструктуру. Какие перспективы имеет такая интеграция?

- Для реализации региональных инфраструктурных проектов, нужны надежные источники финансирования. Если объекты будут приносить пользу и полезны нескольким государствам, то и необходимые финансовые ресурсы при поддержке партнеров, Кыргызстан найдет. Они конечно же будут поддержаны.

Центральной Азии будет необходима энергия для развития. Требуется новая логистика для торговли. Поэтому те проекты, которые мы вынашивали в течении 25 лет и даже больше, в сотрудничестве со странами ЕАЭС и Китаем будут реализованы. С соседями нужно строить общее будущее.


ИАЦ «Кабар»

Беседовал Кирилл Степанюк

Комментарии

Оставить комментарий