Ia-centr. Вышедшая в начале января статистика по экономическому развитию Кыргызстана за 2016 год удивила многих: страна продолжила наращивать внутренний валовый продукт со значительным опережением своих партнеров по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Так, за прошлый год ВВП Казахстана вырос на 0,8%, в Армении – на 0,5%, а в России и Белоруссии снизился на 0,2% и 2,6% соответственно. В Кыргызской Республике этот показатель увеличился на 3,8% при том, что в 2015 году он также показал рост в 3,9%.
В настоящее время Кыргызстан является аграрно-индустриальной экономикой с развитой сферой услуг. Согласно статистике, в 2016 году вклад промышленности в ВВП составил 17,5%, сельского хозяйства – 13,2% и сферы услуг – 49,8%. Объем экономики Кыргызстана, по сообщению Национального статистического комитета, оценивается примерно в 638 млн долл.
Однако директор Центральноазиатского института по развитию Алибек Тусупбеков считает, что не следует переоценивать позитивные тренды в экономике Кыргызстана. «Да, в Кыргызской Республике наибольший рост показателя ВВП среди стран ЕАЭС за 2016-й, но за счет каких прямых и косвенных факторов мы смогли добиться этого? Во-первых, за счет увеличения на 20% объемов денежных переводов от кыргызских трудовых мигрантов, что связано с нашим вступлением в ЕАЭС. Сейчас экономика Кыргызстана сильно зависит от трудящихся за рубежом граждан: переводы от них составляют до 30% ВВП», - отмечает эксперт.
Важным фактором роста кыргызской экономики стала внешняя финансовая помощь и кредиты от международных доноров и стран. К примеру, в прошлом году активно заработал Российско-Кыргызский Фонд развития (РКФР), который был создан для смягчения «первого шока» от членства в ЕАЭС и поддержки индустриального развития КР.
Еще один драйвер роста экономики носит противоречивый характер – продолжается контрабанда товаров из Китая, которая даже выросла из-за снятия таможенных барьеров с Казахстаном. «Данные об объемах завозимого в Кыргызстан товара из КНР, которые предоставляют кыргызские таможенники в пять раз ниже, чем цифры их китайских коллег. Хотя недавно было заявлено, что эта разница возникает из-за разночтений в методике подсчетов товарооборота, есть основания полагать, что на кыргызско-китайской границе и сегодня процветает контрабанда. Вполне возможно, что она даже увеличивается из-за снятия таможенного контроля между Кыргызстаном и Казахстаном», - подчеркивает Тусупбеков.
Таким образом, рост ВВП пока не сильно связан с развитием реального сектора экономики. Отдельного внимания при этом заслуживает тема снижения объемов выпуска в легкой промышленности, которая традиционно считается сильной в Кыргызской Республике. «Спад в легкой промышленности связан с тем, что наши “швейники” получают сырье из Китая и Турции, а готовую продукцию отправляют в страны Евразийского экономического союза. Повышение пошлин на ввозимые ткани и рецессия в государствах ЕАЭС привели к тому, что в 2015 году объемы производства одежды в Кыргызстане сократились в два раза. Для решения этой проблемы необходимо, в первую очередь, решить вопрос с сырьем, то есть наладить свое производство тканей и фурнитуры. Постепенно это и происходит. В рамках льготного кредитования, предоставляемого РКФР, буквально месяц назад была открыта текстильная фабрика, которая будет выпускать 10 тонн тканей в сутки. Также планирует открыть свою фабрику в Кыргызстане известная турецкая компания. После окончания кризиса в России и Казахстане и восстановления там покупательской способности кыргызская текстильная отрасль может получить новый импульс к развитию», - уверен эксперт.
Кризис в России и Казахстане действительно оказал серьезное влияние на экономику Кыргызской Республики. Планировалось, что после вступления в Евразийский союз Кыргызстан получит возможность провести реиндустриализацию и запустить новые отрасли, в частности, строительство малых ГЭС, тепличных комплексов и т.д. - теперь реализация этих проектов переживает дополнительные трудности. Тем не менее пока открылась текстильная фабрика с персоналом на 150 человек – на данный момент это наиболее крупный успешный проект, связанный с деятельностью РКФР и членством в ЕАЭС. Кроме того, на сайте фонда размещена информация, что были профинансированы бизнес-проекты в строительстве, производстве соков, одежды, в пчеловодстве и других отраслях сельского хозяйства, но результаты этих вложений можно будет оценить лишь через несколько лет.
Наибольшие перспективы вступление КР в ЕАЭС создает для аграриев, которые занимаются поставками продукции в государства-члены Евразийского экономического союза. «Традиционно Кыргызстан является поставщиком продуктов животноводства – мяса, яиц, молока. В частности, до 90% молока уходило на экспорт в Казахстан. Но сейчас, из-за сложной эпизоотической ситуацией в Кыргызстане, Казахстан не спешит снимать ветеринарный контроль на границе. Перспективным рынок России и Казахстана являются для поставщиков овощей и фруктов. Еще одна экспортоориентированная сельхозкультура – это фасоль. Кыргызские аграрии уже достаточно давно экспортируют ее в Турцию и могут освоить и рынки Европы. Так как Кыргызстан получил статус “ВСП+” от Европейского союза, что позволяет получить преференции при поставке своей продукции», - отмечает эксперт.
Можно также выделить и некоторые промышленные отрасли, которые получат второе дыхание в рамках ЕАЭС в скором будущем. «Крупным промышленным проектом является добыча золота на месторождении «Кумтор», обеспечивающая 7-8% ВВП. Можно также отметить деятельность РКФР, который финансирует средний и крупный бизнес. Что касается нефтеперерабатывающих заводов, есть надежда, что после отмены российских пошлин для КР на сырую нефть удастся запустить на полную мощность НПЗ», - подытоживает Тусупбеков.
Комментарии
Оставить комментарий