• 87.45
  • 90.05
  • 0.85
  • 0.17

Готов ли Кыргызстан к исполнению закона о пробации?

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

С 1 января 2019 года вступает в силу новые законы по судебной реформе – уголовный кодекс, уголовно-процессуальный кодекс, уголовно-исполнительный кодекс и закон о пробации.

Что такое пробация?

Пробация это современный, новый институт нашего государства, который сочетает в себе меры государственного принуждения с ярко-выраженным социальным характером. Отмечено, что это гражданская служба, не военизированная. Этот институт будет исполнять наказания не связанные с лишением свободы. Сюда входят такие виды наказания как общественные, исправительные работы, ограничения поведения, а также меры принуждения в отношении детей (эта мера не связана с изоляцией от общества), а также освобождение от наказания с применением пробационного надзора.

«Это новая мера нашего уголовного законодательства, а именно – работа по оказанию помощи как влиться в общество. Предстоит большая работа. К сожалению, после выхода закона о пробации прошло уже 1,5 года и государственные органы не сумели хорошо подготовиться и осталось буквально 2 месяца до вступления этого закона в силу, а пробелов осталось много», - сказал региональный эксперт Управления ООН по наркотикам и преступности Батыр Сапарбаев.

Специалист уверяет, что система пробации это не только система наказаний, а работа всех институтов, включая органы здравоохранения, социальной зашиты, образования, местной администрации, мэрии. Одним словом, комплексная работа, направленная на то, чтобы помочь осужденному жить по законам нашей республики. Если человек не хочет и не принимает данные условия, тогда его вновь отправляют в места лишения свободы.

Согласно анализу, лица, освобожденные из тюрем, не имеют документов, паспорта, жилья и навыков работать на себя. И если в первые 3 месяца, когда человек встает на путь исправления, не помочь ему, он снова совершит преступление, от которого страдает все общество. И как раз таки закон о пробации взаимодействует помощь, как госорганов, так и самих людей в целом для помощи этому человеку.

Что осталось доработать?

Как известно, институт пробации в Кыргызстане «закреплен» за Государственной системой исполнения наказаний (ГСИН). Проблема в том, что в этом институте некому работать. Численность штата в ведомстве, а именно в органах пробации всего лишь 99 человек. Этого мало для проведения работы с 4,5 тыс. осужденных по всей республике.

«Сможет ли эта группа людей проводить надзор на ними – контроль за тем, чтобы он после 20:00 не посещал кафе, рестораны, был дома, чтобы он утроился на работу? Конечно, нет. Тем более учитывая то, что на эту службу возлагаются задачи по ресоциализации. К тому же им необходимо будет готовить досудебный доклад на каждого осужденного в пробационный период для информирования судьи об условиях жизни, работы, учебы человека. Делается это для того, чтобы судья решал применить к нему наказание в виде лишения свободы или нет», - сказал эксперт.

А как известно, такую задачу должен выполнять уже не сотрудник ГСИН, а социолог, психолог, религиовед. Изначально предполагалось, что ежегодно системе исполнения наказаний будут выделяться 40 штатных единиц в социальной области.

Как сказал Сапарбаев проблема в отсутствии условий для такой работы. Ведь нужно, чтобы у каждого специалиста во всех регионах нашей страны было помещение, необходимая техника – средство связи, транспорт и так далее, но пока этого нет.

Кто из осужденных сможет попасть под закон о пробации?

Предусмотрены 3 категории людей – потенциальных «клиентов» закона пробации.

Первая – лица, которым уже назначено судом наказание, не связанное с изоляцией от общества. Например – общественные, исправительные работы, ограничение свободы.

Вторая – лица, которые из мест лишения свободы условно-досрочно, а также лица, которые готовятся к освобождению.

Третья – лица, в отношении которых судом назначается подготовка пробационного доклада. Касается это только осужденных за менее тяжкие преступления, срок наказания которых составляет менее 5 лет.

Батыр Сапарбаев отметил, что под эти категории людей попадают и лица, осужденные по статьям экстремистского и террористического характера, не связанные и связанные с насилием.

«Каждый случай будет рассматриваться индивидуально, но они и их семьи могут попадать под этот закон и получать реабилитационную помощь, кроме осужденных за акт терроризма и создание террористической группы. К сожалению специалистов, которые смогут работать в этом направлении очень мало, сейчас их только 8 человек. Набор открыт и принять участие могут все желающие специалисты», - сказал Сапарбаев.

Специалист подчеркнул, что сейчас ведется масштабная работа, ведь времени осталось совсем немного. «Мы разработали закон, проводим обучение людей и готовы оказать техническое содействие, но пока негде», - заключил эксперт.

Напомним, что подобные программы и законы разработаны в рамках гуманизации. Новые законы будут действовать с 1 января 2019 года. Кыргызстан ждут огромные перемены, но насколько мы к ним готовы?

КНИА «Кабар»
Елена Цой

Комментарии

Оставить комментарий