Государственный секретарь Кыргызстана Суйунбек Касмамбетов дал интервью политологу Шерадилу Бактыгулову, в котором затронуты вопросы идеологии, концепции развития государства и иные темы.
- Добрый день, Суйунбек Сапарбекович! Искренне благодарим Вас за то, что нашли время в Вашем плотном графике работы для того, чтобы встретится с нами и ответить на ряд вопросов интересующих широкую общественность. За последние 30 лет было много споров, идей, концепций и разного рода предложений о том, какой страной является Кыргызстан. Президент Садыр Жапаров провозгласил идею – «Новый Кыргызстан», чем данный подход отличается от предыдущих концепций?
- Добрый день! Думаю важно, чтобы наша общественность получила информацию, как говорится, из первых рук о происходящих в стране процессах.
Прежде всего, надо начать с основ, с теории. Как вы знаете, общепризнанного определения термина «идеология» не существует. Автор фундаментальной работы «Идеология» Терри Иглтон (Eagleton) приводит свыше двадцати дефиниций понятия идеологии, и он был убежден, что никто еще не дал единственного адекватного определения идеологии. Норвежский исследователь Арне Нэсс насчитал свыше 30 определений этого понятия, а польский ученый Ежи Вятр предлагает многоуровневую типологизацию дефиниций идеологии. Тем не менее, разные ученые из разных стран сходятся в том, что политическое государство, нация, национальная идея, идеология – все эти понятия прочно связаны друг с другом.
В целом, идеологии уделяется большое внимание практически во всех научных дисциплинах. Например, в юриспруденции рассматривают правовую идеологию и правовую психологию для решения широкого круга проблем, так как эти два компонента влияют на правовое сознание, как юриста, так и законодателя в процессе правотворчества. В этом процессе большую роль играют народные эпосы, которые опосредованно передают дух нации при решении правовых проблем. Особое место в этом занимает эпос «Манас», который является самым объемным как по своему содержанию, так и по глубине смыслов.
Идеологические вопросы – это часть огромного материала, ожидающего вдумчивого анализа в таком многоаспектном феномене, как эпос «Манас». В основе формирования правового государства лежит правовая идеология и национальная идеология, которые берут свое начало в заповедях Манаса, исходящих, в первую очередь, из заботы о своем народе, о каждом человеке.
Материалы эпоса «Манас» знакомят нас с мировоззрением людей того времени, с истоками формирования их философии понимания мироустройства, основных этических и правовых установок, влияющих и регулирующих общественные отношения. Поэтому эпос «Манас» позволяет провести сравнительный анализ формирования этих явлений в современном обществе для того чтобы понять насколько современный человек продвинулся в своих основных суждениях, догмах и миропонимании, и на основе такого анализа выстроить основы правового государства.
Идеология для государства служит компасом, долговременной стратегией развития. Поэтому, в Конституции Кыргызской Республики 2021 года заложены основы для разработки идеологии (философии) развития государства. Принимаемые в стране программы и стратегии развития страны основываются на Конституции страны и направлены на решение задач, вытекающих из конституционных положений.
Также, следует отметить, что идея «Новый Кыргызстан» и другие страновые стратегии, концепции и программы принятые с 2021 года имеют одно кардинальное отличие от ранее принятых документов. Это отличие заключается в том, что эффективная государственная политика требует признания мира таким, какой он есть, а не выдумывания того, каким он мог бы или должен был бы быть. Такой подход широко применяется в процветающих странах Запада и Востока. Данный подход основан на полезности идей и подходов для решения реальных проблем реального мира. Именно такой подход мы стремимся применять в Кыргызстане. На этой основе мы, в конце концов, придем к созданию свободного, демократичного и процветающего Кыргызстана.
- Решение реальных, а не надуманных задач действительно является серьезным отличием нынешних концепций, стратегий и программ от предыдущих подходов. Не могли бы Вы более подробно рассказать о направленности поставленных задач.
- Прежде всего, хотелось бы отметить, что идеология государства – это сложноорганизованная система, поскольку каждая из ее компонентов может сама рассматриваться как система. Например, одним из компонентов системы идеологии государства является обеспечение национальной безопасности страны. По своему охвату и воздействию система национальной безопасности является вполне самостоятельным компонентом системы государственной идеологии. Однако при рассмотрении с позиции идеологии государства, то можно увидеть, что обеспечение национальной безопасности направлено на сохранение кыргызской государственности.
Задачи по обеспечению внутренней и внешней безопасности, информационной безопасности, продовольственной безопасности и в других сферах являются важными аспектами компонента национальной безопасности. Решение этих задач в конечном итоге служит обеспечению суверенитета Кыргызской Республики. Такими же важными компонентами идеологии являются политическая организация государства, ее экономическая и образовательная модели и так далее.
В кыргызском обществе сложилось широкое толкование сущности или содержания идеологии государства. Здесь следует учитывать одну особенность. Человек может одновременно быть носителем политической идеологии, религиозной идеологии и иных идеологических конструктов. Часто у людей идеология переходит в разряд убеждений о «правильном» и «неправильном» устройстве страны и так далее. Это при том, что в мире существует большой диапазон учений, идеалов, мифов, убеждений и других подобных феноменов. Также, большинство мнений полагает, что идеология государства это возвращение советской идеологии, отвергающей иные политико-идеологические учения. Такие мнения могут быть. Однако они не соответствуют современным подходам. Более того, они не соответствуют подходам руководства Кыргызстана.
- Идеология кыргызского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях многонационального (полиэтнического) народа Кыргызстана, о политике государственных институтов, о целях и особенностях кыргызского пути общественного развития.
- Стратегическая цель – построение сильного и процветающего Кыргызстана – государства для народа. Эта цель отражает коренные ценности, которые необходимо защищать – безопасность страны, независимость государства, здоровье и благосостояние граждан. На конкретном уровне это означает обеспечение территориальной целостности страны, национальной безопасности, стабильности и экономического благополучия граждан Кыргызстана. В этих направлениях, в первую очередь сосредоточены усилия руководства страны.
На практическом уровне – это проведение мероприятий в сфере экономики, обороноспособности, охраны правопорядка, безопасности, здравоохранения и образования. Некоторые практические результаты известны широкой общественности – это повышение заработных плат учителей, врачей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, строительство школ, зданий и сооружений, закупка различного оборудования и техники и так далее.
В тоже время, за прошедшие десятилетия накопилось много проблем. Ряд из них получили свое концентрированное выражение в толковании термина «элита». В политической науке элитой принято называть круг лиц, имеющих отношение к власти, к принятию решений, к большим деньгам. Это большие чиновники, депутаты, владельцы и руководители крупного бизнеса, банкиры и так далее. Между тем, было бы правильнее элитой общества называть тех людей, кто добросовестно на своем рабочем месте служит обществу и государству. Настоящая элита общества – это учителя, врачи, солдаты, офицеры, интеллектуалы и моральные авторитеты. Проблема заключается в том, что от этой огромной прослойки общества мало что зависит при принятии государственных и бизнес решений. Более того, они в большинстве своем являются наемными работниками и зависят от тех, кого называют «элитой» в политологическом смысле этого термина.
Очевидным является и тот факт, что в состав «элиты» попадали и попадают далеко не самые достойные, не самые высоко моральные и одаренные представители общества. Иногда среди них оказываются люди недалекие, откровенные хапуги, приспособленцы и подхалимы, получившие в народе прозвище «илита». Думающему человеку с активной социальной позицией в этой среде работать и жить крайне сложно. Поэтому октябрьские события 2020 года, принятие новой Конституции в апреле 2021 года были реакцией настоящей элиты на этот общественный «разлом».
Для решения таких проблем направлен Указ президента Садыра Жапарова «О национальной традиции», подписанный 21 мая 2022 года. В Указе отмечено, что «Традиции всех народов мира – уникальное духовное достояние человечества. Разнообразие и единство национальных и этнических культур формируют общечеловеческие традиции. Социокультурное разнообразие в человеческом обществе также естественно, как и биоразнообразие в природе. Национальные традиции близки и понятны другим народам и являются одной из общечеловеческих ценностей. Поэтому благодаря им всегда достигалось взаимопонимание между народами и этносами, согласие, дружба и единство».
В связи с вышеприведенным, хотелось бы напомнить, что традиции имеют большое значение и влияние на повседневную жизнь кыргызстанцев. Этот факт отмечен, например, в пословицах «Традиции сильнее власти хана», «Молодца превзойти можно, а народ превзойти невозможно», возникших еще во времена нашего предка Манаса Великодушного и не потерявших своей актуальности и в наши дни.
Еще одним из решений для преодоления «разлома» в общественном сознании стало укрепление президентской вертикали и исполнительной ветви власти направленное, в первую очередь на очищение государственной и муниципальной службы от подобных представителей «элиты». Процесс этот долгий, потому что речь идет не только о чиновниках, но и об обществе в целом. Общественный «разлом» носит тектонический характер. Он малозаметен глазу, но обладает серьезным разрушительным потенциалом. Первым шагом в его преодолении является признание «белого белым, а черного черным». Коррупционеры и хапуги разного калибра не должны больше признаваться в обществе «элитой».
Широкой общественности в ближайшее время будет представлена Национальная программа по сохранению национальной традиции, в которой учтены меры по преодолению и таких моментов. Данная Национальная программа основана на следующих принципах:
- не противопоставлять религиозные убеждения и ценности традиции;
- приоритет национального самосознания над региональными, этническими и материальными интересами при формировании настоящего гражданина, искренне преданного интересам общества и страны;
- приоритет продвижения традиционных семейных ценностей как основного ресурса страны.
- особое внимание уделяется государственному языку и историческим ценностям.
- Вы обрисовали серьезную задачу. Что может помочь кыргызстанцам более 100 национальностей преодолеть этот самый «разлом»?
- Прежде всего, гражданам Кыргызстана надо ответить на вопрос – кем мы хотим быть: толпой или нацией? Хотим ли мы продолжать жить «союзом разрозненной толпы» или мы хотим быть процветающей гражданской нацией? Например, ранее считалось, что Интернет может объединить людей. Однако этого не произошло. Люди делятся на группы согласно своим предпочтениями, ищут в сети своих единомышленников и читают только ту информацию, которая соответствует их ожиданиям. И затем начинают вести настоящие «Интернет-войны» против тех, кто не разделяет их мнения. Примерно такая же ситуация сложилась и в общественных отношениях.
Свобода и демократия все еще не сформировали единство граждан Кыргызстана вне зависимости от их этнических, религиозных, социальных, идеологических и иных особенностей. Наоборот, кыргызстанцы оказались разрозненными по линиям своих предпочтений, а реагирование наших граждан на геополитические события свидетельствует о поляризации мнений. Не любят наши граждане друг друга. Это не было бы проблемой, если бы наши граждане свою «нелюбовь» не вымещали на других людях. Поэтому нам нужен своеобразный критерий – «любовь» или «нелюбовь» друг к другу каким образом способствуют процветанию кыргызского государства? Если помогают, то надо брать на вооружение. Если не помогают сейчас, но могут помочь в будущем – то надо брать на заметку. Если могут принести регресс или разрушение – то после изучения таких предложений, их надо иметь в уме, чтобы не допустить фатальных ошибок.
Что поможет кыргызстанцам ощутить себя единой гражданской нацией? Духовные скрепы или как ее еще называют, социальная солидарность, которая и создает нацию. Они должны стать частью нашего образа жизни. Это и отношение друг к другу, к другому мнению, это и честность, справедливость, это и соблюдение дресс-кода и многое другое, что подразумевает следование общепринятым созидательным традициям.
Мне вспоминается история, рассказанная моими коллегами о западном бизнесмене, случившаяся у нас в 1990х годах. После неудачных переговоров об открытии бизнеса в Кыргызстане, тот бизнесмен сказал интересную вещь – «в пост-советских странах нельзя вести бизнес, потому что бизнес в вашем понимании означает отъем моего бизнеса, отъем моих денег». И далее он продолжил - «бизнес нужно вести так, чтобы мы вместе богатели, не отнимая кусок хлеба друг у друга». Гражданская нация и традиции как раз о том, что нужно богатеть вместе, а не за счет другого человека или другой этнической группы. МЫ – кыргызстанцы. Кыргызстан – наша общая судьба, наше настоящее и будущее. Каким оно будет – зависит от нас самих.
Можем вспомнить религиозные заповеди. С одной стороны они накладывают суровые требования. Однако с другой стороны соблюдение человеком этих требований делает его более свободным. Верующие знают, что чем больше людей следует заповедям, тем больше он или она могут быть спокойными за себя и свою семью – не убьют, не изнасилуют, не обворуют, не лжесвидетельствуют и так далее. Таким образом, свобода является осознанной необходимостью выбора. Поэтому наша главная цель донести до граждан страны основные идеи, ценности, идеалы концепции, которые лежат в основе управления страной и в основе общественного взаимодействия.
- Здесь мы подходим к важности понимания идеологии государства. В американской, европейской и российской социальных науках выделяют несколько типов идеологии – либерализм, консерватизм, социализм и еще десяток разных идеологий. Что есть или будет в Кыргызстане?
- Кыргызстан не является исключением из мировой практики. В нашем обществе уже давно представлены практически все разновидности идеологий, распространенные в мире. Нам следует различать «глобальные» и «локальные» идеологии. Глобальные, они же и самые распространенные идеологии, как либерализм, консерватизм, социализм претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира, универсальной программы деятельности, принципов существования общества, его экономического и политического устройства. Они оказывают мощное влияние на локальные идеологии, формируемые государствами. К локальному типу идеологии относят и идеологию того или иного государства. Поэтому идеология кыргызского государства носит «локальный» характер. Что это означает для нас? Мы стремимся впитать все лучшее из мировой практики. Вместе с тем, на разных этапах развития общества и государства, в различных ситуациях могут применяться подходы разных политико-идеологических школ, но с одним условием. Они должны лучше, чем другие решать практические задачи, с которыми сталкиваются в Кыргызстане. Например, в сфере экономики могут применяться либеральные подходы, а в духовной сфере – консервативные тактики. В то же время в сфере общественных отношений могут применяться подходы социал-демократии.
- Означает ли такой подход, что в Кыргызстане как не было, так и не будет одной идеологии отвергающей все другие идеологии?
- В демократическом обществе наличие идеологии государства не отрицает идеологическое разнообразие различных политико-идеологических учений, будь это консерватизм, либерализм, социализм или какая – либо иная идеология. При этом имеются исключения. Недопустимы деструктивные идеологии, несущие разрушение, хаос, человеконенавистничество по расовым, этническим, религиозным, социальным или другим основаниям. Такой подход закреплен в законах страны, не только Кыргызстана, но и других стран, как развитых, так и развивающихся.
Сущность идеологии государства можно сформулировать следующим образом – чтобы страна была, а ее народ процветал и множился. Кстати, именно так звучат строки Государственного гимна Кыргызской Республики:
Аткарылып элдин үмүт тилеги,
Желбиреди эркиндиктин желеги.
Бизге жеткен ата салттын, мурасын,
Ыйык сактап урпактарга берели.
Кайырма:
Алгалай бер, кыргыз эл,
Азаттыктын жолунда.
Өркүндөй бер, өсө бер,
Өз тагдырың колуңда.
Мечты и надежды отцов сбылись.
И знамя свободы возносится ввысь.
Наследье отцов наших передадим
На благо народа потомкам своим
Припев:
Вперёд, кыргызский народ,
Путем свободы вперёд!
Взрастай, народ, расцветай,
Свою судьбу созидай!
Идеология государства должна отражать интересы и устремления основной массы населения и должна нести в себе центристскую программу. При таком подходе, идеология государства может охватывать все основные сферы общества: экономическую, политическую, социальную, культурно-информационную, но приоритеты в зависимости от конкретной ситуации могут меняться. К этому мы и стремимся. Нам не нужны «искусственные» идеологические подходы какого – либо учения, признающего свои подходы и отвергающего другие подходы. Кыргызстан будет творчески перерабатывать все лучшие практики разных политико – идеологических учений. Исключение составляют учения деструктивного характера. Мы их не придерживались, не поощряем и не собираемся делать это в будущем. Это был бы путь хаоса и разрушения общества и государства.
Говорить о стройной системе идеологии государства пока рано. Мы проделали большую работу в этом направлении, но нам еще предстоит создать инструментализм идеологии государства. В этом отношении наиболее далеко продвинулись западные исследователи. Поэтому решение задачи адаптации к кыргызстанским условиям имеющихся наработок позволила бы отладить инструментализм идеологии. Отлаженный инструментализм идеологии государства позволяет более чутко реагировать на социальные запросы, формируемые на местах. Решения принимались, принимаются и будут приниматься. Различие состоит в том, что раньше решения принимались для их принятия. Важен был процесс, а не результат. Например, надо было госоргану закупить уголь или бумагу, то их покупали подороже на основе процедур. При этом их реальная стоимость в магазинах было гораздо ниже, а на рынке – и того ниже. Объяснение этому лежит только в жадности – жадности вороватого чиновника и жуликоватого бизнесмена. Такой диагноз поставлен в народе и зачастую игнорировался властями. Этот период прошел. Расследования по тендерам показывают, что народ был прав. Такая ситуация сложилась по многим сферам. Необходимо ставить заслон таким нерадивым чиновникам и бизнесменам, потому что они крадут у народа не только их деньги, но и их будущее.
Теперь решения необходимо принимать в интересах государства, которому народ делегировал ряд полномочий. Идеология как раз и призвана подсказывать, как это делать. Более того, идеология государства позволяет добиться согласия по базовым, фундаментальным ценностям общества и способствует уменьшению доли конфликтов соперничества, что хорошо соотносится с толерантностью кыргызстанцев.
- Что представляет собой идеология кыргызского государства? Как можно ее описать?
- Идеология кыргызского государства – это государственно – патриотическая идеология. Это синтез государственного самосознания, культуры и духовности. Такой подход закреплен в Конституции Кыргызской Республики. Стержнем идеологии является социальная справедливость и патриотизм. Сами по себе справедливость и патриотизм не могут быть идеологией. Если говорить кратко, справедливость означает по – честному, без обмана, по совести, а патриотизм – это любовь к Родине. Идеология – это система взглядов о том, как воплотить чаяния и надежды народа на лучшую жизнь в реальность. Поэтому президент Садыр Жапаров провозгласил, что все должно делаться для гражданина и в интересах Кыргызской Республики. Государство должно работать для народа, для гражданина. Это можно обеспечить путем следования и продвижения принципов социальной справедливости и патриотизма. В этой связи, большие надежды возлагаются на прямой диалог главы государства с народом в формате Народного Курултая, который соберется 25 ноября 2022 года.
Идеология кыргызского государства представляет собой ценности, сформулированные полиэтническим народом Кыргызстана и ценности разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам страны. Наша идеология опирается на мировоззренческую основу трех общемировых или глобальных идеологий:
- Либерализм, выдвигающий в качестве основной ценности права и свободы человека, включая право на частную собственность;
- Консерватизм, направленный на сохранение традиционных общественных устоев;
- Социализм, ориентирующийся на приоритет в общественном развитии принципов социального равенства и справедливости.
Нам еще предстоит проработать вопросы соотношения инноваций и традиции, как в социокультурном контексте, так и в сфере государственного строительства. При этом особое внимание следует обратить истории страны.
В истории Кыргызстана исследователи выделяются три временных измерения. Первое измерение относится к истории народа и страны, насчитывающей около трех тысяч лет, начиная со времен древних кыргызов. Вопросу о том, с какого времени какой-либо народ можно с полным основанием назвать нацией посвящено множество научных книг. Нам достаточно отметить первое упоминание кыргызской государственности в древнекитайских письменных источниках, на основе которых 2003 год был объявлен Организацией Объединенных Наций (ООН) Годом кыргызской государственности и решением Генеральной Ассамблеи ООН было отмечено ее 2200-летие.
Второе измерение характеризуется автономным статусом Кыргызстана с традицией управления как северных, так и южных земель, и отсчет которому ведется с 1876 года – года начала вступления кыргызских родов в состав Российской империи. На этот достаточно короткий период времени пришлось время создания новых органов управления в Кыргызстане и участие в противостоянии Российской и Британской империй в так называемой «Большой игре», охватившей обширные территории от Ирана до Дальнего Востока и от Семиречья до Индии.
Третье измерение отсчитывает свое начало с 1924 года – с момента основания непрерывной традиции государственности, воплощенной в конституции и политических структурах. Это год основания Кара-Киргизской (с 25 мая 1925 года – Киргизской) автономной области в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Пятого декабря 1936 года республика стала полноправной Киргизской Советской Социалистической Республикой в составе СССР.
Образование в 1991 году Кыргызской Республики положило, среди всего прочего, начало новому типу общественных отношений в стране. Применительно к идеологии государства, в этот период истории позабыли об ее роли как инструмента обеспечивающего баланс интересов разных групп. Отсутствие баланса привело к неоднократным изменениям Конституции страны. Более того, конституционные реформу, имевшие место в Кыргызстане до апреля 2021 года стали политтехнологическим инструментом для достижения одной единственной цели – удержать власть. В апреле 2021 году ситуация в стране изменилась. В Конституции Кыргызской Республики изложена цель – создание процветающей страны.
- Вы весьма подробно рассказали об актуальности, целях и компонентах идеологии кыргызского государства. Откуда черпаются идеи идеологии в Кыргызстане?
- Конституция Кыргызской Республики по своей природе является главным идеологическим документом, в котором прописаны основные цели государства. Политическая система страны основана на Конституции Кыргызской Республики и является политической основой идеологии государства.
Источниками идеологии кыргызского государства также являются предвыборная программа, ежегодные послания и выступления президента Кыргызской Республики, нашедшие свое продолжение в Концепции национальной безопасности КР, Национальной стратегии устойчивого развития КР до 2040 года, Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике, Концепции развития гражданской идентичности Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021-2026 годы, Концепции духовно-нравственного развития и физического воспитания личности до 2026 года и других нормативных правовых актах КР. В них заложены принципы и направления работы, и определены конкретные мероприятия.
В этой связи следует отметить, что идеологическим стержнем государства является социальная справедливость и патриотизм, а ядром идеологии кыргызского государства – идея Отечества. В моменты кризиса именно понятия «Родина» и «Отечество» становятся основой преодоления раскола между властью и народом, между разными группами интересов. Отечество и есть общая Родина и для патриотов, и для аполитичных людей, и для оппозиционных граждан. Справедливость и патриотизм – тот самый стержень и характер гражданина, позволяющий приходить к согласию людям с разными интересами и идеологическими позициями.
За годы независимости в обществе на первое место вышли право на удовольствие, на удовлетворение своих потребностей, на получение материальных благ, а право защищать Родину, служить народу и стране отошло на задний план. Поэтому в сфере идеологии существует полярность мнений. Но есть и согласие по ряду подходов. К примеру, категория «национальный», как правило, ассоциируется с этническими группами, их культурой, историей и языком. Однако национальный интерес гораздо шире, чем этнический интерес.
Национальный интерес, прежде всего, связан с настоящим и будущим всего народа Кыргызстана, состоящего из представителей разных этнических групп. Поэтому в системе идеологических ценностей особое место занимают суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность и патриотизм. Кроме этого, важной составляющей идеи кыргызской государственности должны стать соблюдение стандартов прав человека и верховенства права как такового.
В заключении хотелось бы отметить, что мы находимся в начале пути к построению демократического и процветающего Кыргызстана. Интересы народа и страны осознаются и перекладываются в цели для действия через институционные механизмы государства. Наступило время для последовательной и настойчивой работы на благо страны и народа.
Комментарии
Оставить комментарий