• 86.5
  • 91.44
  • 0.87
  • 0.17

Если переговоры с Узбекистаном будут сорваны, народ не должен спрашивать, почему он так бедно живет - эксперт

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Ситуация вокруг спорных граничных территорий между Кыргызстаном и Узбекистаном продолжает оставаться в фокусе общественности. Кыргызстанский политолог Денис Бердаков считает, что пока не решим вопрос границ с Узбекистаном, пограничного развития не будет, решить их можно только компромиссом.

“Все очень просто. У нас нелимитированная граница с Таджикистаном и Узбекистаном. Причем сам чёрт ногу сломит, кому, что принадлежит. И вся эта граница будет спорной, пока две стороны не согласятся на вариант взаимных уступок - иначе в мире такие вопросы не решаются.

С каждым годом ситуация только ухудшается, потому что это происходит в Ферганской долине - одном из самых густонаселенных мест в мире помимо городских агломераций. И то, что можно было порешать в 90-х годах взаимными уступками, теперь упирается в конкретные участки людей, в свою историческую правду и могилы родственников”, - говорит он.

По словам Бердакова, в Кыргызстане есть два доминирующих мнения относительно вопросов границы.

“Для тех, кто живет на границе, вопрос очень сложный, и они не хотят идти ни на какие уступки. В любом случае эти люди будут обвинять власть, если она отступится. С другой стороны, есть люди, живущие далеко от Баткена, на участке Кемпир-Абадского водохранилища и т.д. которые понимают, что границу нужно демаркировать и делимитировать. Потому что это залог совместной честной торговли, и только так можно наладить взаимовыгодную кооперацию в сельском хозяйстве и привлекать инвестиции. Пока граница не демаркирована, она несет собой разные риски для дестабилизации. В таких местах идет контрабанда, бьющая по бюджету, серые схемы и черный реэкспорт”.

На самом деле нынешняя приграничная ситуация, за которую взялись Садыр Жапаров и Камчыбек Ташиев, - дело неблагодарное. За годы, когда у власти были все пять предыдущие президенты, были решены наименее спорные участки, где не было месторождений, водных споров, анклавов. Самые проблематичные вопросы так и оставались незакрытыми, отчего каждый год происходили конфликты между местными жителями, столкновения между пограничными войсками, смерти.

“Но процесс пошел...”, - рассуждает политолог. “И тут как по заказу идет мощнейшее лобби внутри страны, которое, мягко говоря, дестабилизирует ситуацию. Неужели кто-то реально думает, что при тех темпах роста экономики и населения Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана вопрос границ станет в нашу пользу через 10 лет???

По Узбекистану, в целом, наблюдается беспрецедентный уровень доверия между нашими двумя государствами. Все понимают, что в кризис нужно поднимать уровень и качество пограничной торговли, совместных инфраструктурных и бизнес проектов. Но сделать это без чётких границ сложно. Узбекистан идет на серьезные уступки. Власти Кыргызстана если и делают уступки, то в разы меньше и не в нарушение стратегических интересов Кыргызстана. Между КР и РУз есть ряд спорных территорий на тысячи гектаров. Узбекистан снял свои претензии по большому количеству участков на тысячи гектар”.

Действительно, по соглашению с Узбекистаном Кыргызстану перешли участки:

· Кок-Серек – 105 га;

· Баястан в Ала-Букинском районе – 212 га;

· Ак-Таш в Кара-Суйском районе – 100 га;

· Кара-Белес - 25 га;

· Гавасай, между Наманганской и Джалал-Абадской областями - 8 тыс. га;

· земли на горе Унгар-Тоо - 35 га.

Всего 8 477 га земли. В ответ мы должны были передать 50 га своей земли и закрепить в договоре совместное использование Кемпир-Абадского (Андижанского) водохранилища.

“Народ Кыргызстана должен помнить, что интересы государства, у которого большинство постоянно просит и получает пенсии, зарплаты, государственные услуги, требуют хороших торговых инвестиционных отношений со всеми соседями. И если мы не достигнем соглашения с Узбекистаном, или оно в очередной раз будет сорвано, то потом народ не должен спрашивать, почему мы так бедно живем. Потому что государство может хорошо функционировать и работать с соседями, когда поделены границы.

Мы видим на примере Таджикистана, что неурегулированные границы – это постоянные проблемы, которые ведут не просто к социально-экономическим сложностям, а напрямую толкают к взаимным конфликтам военного характера, которые никому не нужны, никому не принесут процветания и мира. Поэтому нужно четко соблюдать интересы государства и понимать, что через 10-15 лет ситуация характер переговоров может катастрофически измениться, и мы будет вспоминать эти времена”, считает эксперт.

ИАЦ "Кабар"

Комментарии

Оставить комментарий