• 87
  • 91.46
  • 0.84
  • 0.17

Эксперт: Энергетическая безопасность - одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 03.02.22 /Кабар/. Гидроэнергетический потенциал Кыргызстана является пожалуй одним самых высоких в Центральной Азии. Однако каждый год страна с высоким гидроэнергетическим потенциалом переживает кризис, который обостряется в зимний период. Прошлый и текущий маловодные годы и без того усугубили положение в энергетике страны. Эксперты дискуссионного клуба «Пикир» на круглом столе «Энергетическая безопасность Кыргызстана: пути выхода из перманентного кризиса» обсудили причины перманентного энергетического кризиса страны и актуальные пути выхода.

Руководитель научно-исследовательского центра проблем интеграции стран-участниц ЕАЭС «СОНАР-2050» (Россия) Семён Уралов обратил внимание на ближайшее будущее, которое ждёт нас в энергетике. По его мнению, странам региона необходимо обратить внимание на то, куда в этом смысле вступила Россия.

«Это связано с ESG-трансформацией и обязательствами, которые Россия на себя приняла в рамках реформы низкоуглеродного развития. Схему придумали высокоразвитые страны G8. Если вкратце, это дополнительная нагрузка для всех производителей углеводородов, и это попытка обложить страны, которые потребляют много энергии, дополнительной данью. ESG-трансформация может привести к ограничениям для наших корпораций, субъектов, связанных обязательствами по зелёной энергетике», - говорит Уралов.

Сейчас в РФ идёт серьёзная борьба за то, чтобы признать атомную энергию «зеленой», чему очень сильно сопротивляется международный лоббизм. Но себестоимость классической электроэнергии – водородной или атомной – всё равно дешевле, чем любые зелёные проекты. «Это прекрасная возможность черпать дополнительный капитал, обходя санкции», - говорит российский эксперт.

В свою очередь эксперт по вопросам региональной безопасности Нурлан Досалиев напомнил, что энергетическая безопасность - одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны.

«Энергетическая безопасность – это состояние защищённости страны, её граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению», - напомнил он.

При этом эксперт обратил внимание, что два ключевых фактора не зависящих от воли руководства и народа Кыргызстана, и влияющих на отрасль - это климатический и геополитический. «Геополитический фактор заключается в следующем: Кыргызстан так и не достиг уровня Швейцарии (вопреки утверждениям политиков в начале эры «независимости и демократии» после распада СССР); соседние страны с КР – это не соседи в Евросоюзе; присутствуют проблемы в погранично-территориальной сфере, а также расхождения стран в оценке принадлежности гидро- и других ресурсов. Кроме того существует близкий очаг региональной нестабильности в лице Афганистана, со всеми вытекающими угрозами и рисками. В советское время существовал проект использования вод высокогорных рек, формируемых на территории республик СССР для народного хозяйства данных республик, несмотря на то, что русла этих рек уходили на территорию КНР. В условиях, когда пустыня Такла-Макан наступает со скоростью более 100 метров в год, власти Китая делают всё возможное для обеспечения собственной энергетической, водной и национальной безопасности», - сообщил Досалиев.

По его словам, с распадом СССР КНР завладела бассейнами высокогорных пограничных рек в Кыргызстане. «Власти КНР оперируют планами на 50-100 лет вперёд - в отличие от нашей стороны», - заключил кыргызский эксперт.

О советском периоде вспомнил также генеральный директор аналитического центра «Стратегия «Восток-Запад» (Кыргызстан) Дмитрий Орлов. По его словам, в советское время водно-энергетической проблемы не было благодаря эффективной экономической схеме обмена водными и энергоресурсами в условиях структурно-экономической взаимозависимости и интеграции в системе «Россия – Средняя Азия и Казахстан».

«Поэтому основные пути решения данной проблемы видятся в выстраивании схожей с советской модели водно-энергетического взаимодействия. Как минимум, в рамках самой Центральной Азии. Для этого необходимы политическая воля и серьёзная экспертная и аналитическая работа - для усиления сотрудничества между странами региона», - считает Орлов.

Напомним, Кыргызстан ежегодно потребляет около 15 млрд кВт/ч электроэнергии с ежегодным ростом на 4-5%. Для преодоления энергетического кризиса Кыргызстан договорился занять у соседей 1 млрд 650 млн кВт/ч, которые можно возвращать поэтапно, в летние месяцы вплоть до 2023 года. Кроме того, Кыргызстан импортировал электричество из Туркменистана - транзитом через Узбекистан. Всего с августа по декабрь планировалось закупить 501 млн кВт/ч. В 2022 году Кыргызстан закупит ещё больше электроэнергии: Бишкек уже договорился с Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном о поставке 3 млрд кВт/ч электричества. С 2010 года власти привлекли 390 млн долларов на строительство линии электропередачи «Датка-Кемин», 386 млн долларов на модернизацию ТЭЦ Бишкека, 208 млн долларов на строительство подстанции «Датка», 450 млн долларов, часть из которых гранты - на модернизацию Токтогульской ГЭС.

Комментарии

Оставить комментарий