Бишкек, 25.10.19. /Кабар/. На рассмотрение парламента внесли проект постановления ЖК «Об утверждении Концепции применения инструментов оценки в рамках реализации функций парламентского контроля Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
Согласно документу, целью проекта является внедрение современных подходов в практику осуществления парламентского контроля по реализации законов, государственных программ и решений Жогорку Кенеша. Задачами проекта постановления являются создание правовых механизмов парламентского контроля по результативности и эффективности реализации законов, государственных программ и решений Жогорку Кенеша.
Современная ситуация в стране требует от законодательного органа своевременного реагирования на качество и полноту реализации законов, решений и государственных программ.
Применение устоявшихся форм парламентского контроля за реализацией законов, решений и исполнением программ не обеспечивает комплексного подхода к оценке результатов, понимание воздействия политических решений на общество, а сам контроль становится эпизодическим, фрагментарным и формальным.
Происходит искажение целей такого контроля. Выявление проблем и причин слабого исполнения решений и программ подменяется административными рычагами воздействия не на изменение ситуации, а на руководство государственных органов в виде взысканий к руководителям государственных органов. Сами же рекомендации для исправления ситуации зачастую носят формальный характер.
Как следствие – ситуация с исполнением законов и программ продолжает оставаться на невысоком уровне, и, что более ощутимо, не улучшается позитивное воздействие принимаемых решений на социально-экономическое положение в стране.
Действенные, продуманные и реалистичные рекомендации, основанные на выявлении реальных причин низкой результативности законов и программ, помогли бы реально улучшить ситуацию.
Такие рекомендации могут быть выработаны в случае, если традиционные формы парламентского контроля обогатятся технологиями и процедурами оценки.
Оценка находит всё более широкое применение во многих странах мира, как экономически развитых, так и развивающихся.
В этом отношении Кыргызстан имеет шансы присоединиться к прогрессивным странам, использующим гибкие, чутко реагирующие на изменения к экономической и социальной среде, внешние и внутренние вызовы.
Инструмент оценки опирается на профессиональный анализ достигаемых общественно значимых результатов и показателей, получаемых в результате совместных действий Жогорку Кенеша и правительства, а не на преимущественный контроль за исполнением всех норм законодательства.
На первое место при осуществлении оценки выдвигаются степень удовлетворения интересов граждан вследствие принимаемых решений и норм законов, а не вопросы реализации самого законодательства как такового.
Оценка служит для обеспечения того, чтобы политика, объявленная правительством и одобренная парламентом, действительно выполнялась. Эта функция включает оценку достижения целей, установленных законодательством и собственными программами Правительства.
Оценка становится необходимой, когда в системе общественного устройства страны необходимо учитывать интересы граждан, а не только госорганов.
Объектами оценки становятся не сами законодательные нормы, а результаты и их воздействия на общество, экономику, жизненную среду и другие объекты, целевые показатели и индикаторы в различных отраслях и сферах деятельности государства.
С переходом на такую модель парламентского контроля укрепляется связь между Жогорку Кенешем и обществом, поскольку объекты парламентского контроля через мониторинг и оценку становятся понятными для граждан.
Инициаторы - депутаты Аалы Карашев, Мирлан Бакиров, Аида Касымалиева, Канат Керезбеков, Наталья Никитенко, Гулкан Молдобекова , Мыктыбек Абдылдаев, Айнуру Алтыбаева, Евгения Строкова, Альфия Самигуллина, Мирлан Жеенчороев.
Комментарии
Оставить комментарий