• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Депутат считает, что закон о квотированном трудоустройстве для инвалидов в стране не работает

Парламент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 04.09.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 4 сентября выносится проекты законов КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам трудовых прав лиц с инвалидностью».

Инициатор депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев.

Как сообщается в справке обоснования, с апреля 2008 года действует Закон «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», гарантирующий наряду с другими правами, право на труд и рабочие места для лиц с инвалидностью. Право на рабочие места реализуется через механизм квотирования. Согласно Закону, каждое предприятие, вне зависимости от формы собственности, где работает свыше 20 человек, должно предусматривать квоту для лиц с инвалидностью в размере 5% от штатной численности. Аналогичные нормы предусмотрены в Трудовом кодексе.

На практике данные нормы законов не работают. Во-первых, сам механизм квотирования очень запутан и не реализуем. Механизм квотирования следующий: органы государственной службы занятости совместно с общественными организациями разрабатывают, а органы местного самоуправления и местные государственные администрации утверждают нормативы квотирования. Затем, органы государственной службы занятости доводят до работодателей данные нормативы квотирования за три месяца до начала следующего года. Механизм утверждения квот ни разу не использовался на протяжении 8 лет со дня принятия выше указанного Закона. Более того, в специальных законах у местных государственных администраций и местных органов самоуправления нет полномочий по утверждению нормативов квотирования.

Во-вторых, 5%ная квота – это завышенная планка для нашей страны. Например, в развивающейся стране как Южная Корея, квота для лиц с инвалидностью составляет 2,8%. Необходимо учесть, что в их стране, практически ежедневно открываются предприятия. В Российской Федерации, квота составляет 4% от штатной численности, при том, что на предприятии должно работать 100 и более человек.

В целях проверки исполнения Закона «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», я обратился в 74 предприятия с просьбой принять на работу лиц с инвалидностью. Большинство ответило отказом или не отреагировали. Лишь 4 предприятия согласились принять лиц с инвалидностью.

Очевидно, разработчики поправок в Трудовой кодекс и Закона «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» не учли экономические реалии нашей страны. Отсюда вывод, необходимо пересмотреть законодательство о трудоустройстве лиц с инвалидностью. А именно: 1) механизм квотирования должен быть простым и понятным; 2) квотирование должно быть пересмотрено в сторону уменьшения.

Существует также множество и других проблем, связанных с трудоустройством лиц с инвалидностью. Это проблемы недоступности инфраструктуры, зданий, общественного транспорта, а также проблемы, связанные со стереотипами. Так, например, самым успешным проектом 2016 года по трудоустройству лиц с инвалидностью реализовала Государственная регистрационная служба при Правительстве, которая приняла на работу лиц с инвалидностью по слуху для оцифровки данных. К сожалению, не все лица с инвалидностью смогли трудоустроиться в ГРС, так как в здании отсутствовали удобные туалеты. Учитывая это, государственный орган архитектуры и строительства обязан принимать в эксплуатацию лишь те здания, которые соответствуют международным строительным нормам.

Настоящий законопроект подготовлен в целях реализации права на труд лиц с инвалидностью, установления чётких механизмов квотирования и сокращения случаев дискриминации при трудоустройстве лиц с инвалидностью. В частности, в законопроекте прописаны следующие нормы:

1) Не использовать в целях дискриминации при трудоустройстве лиц с инвалидностью различные справки о нетрудоспособности;

2) Снижения квоты до 4% для частных организации;

3) Увеличения минимального предела численности работников предприятий, на которых распространяются нормы о квотировании;

4) Устанавливающие обязанность уполномоченного государственного органа вести базу данных лиц с инвалидностью, желающих трудоустроиться.

Поскольку законопроект затрагивает предпринимательскую деятельность, при его инициировании будет приложен анализ регулятивного воздействия.

Нетрудоспособность — состояние здоровья, не позволяющее выполнять работу в связи с заболеванием, травмой, возрастом и в других предусмотренных законом случаях.

Различают следующие виды нетрудоспособности:

• по степени трудоспособности — полная или частичная;

• в зависимости от перспектив восстановления трудовой функции — временная или постоянная;

• по видам трудовой деятельности — общая или профессиональная.

При стойком нарушении трудоспособности, приводящем больного к прекращению профессионального труда на длительный срок или требующего значительных изменений условий труда, устанавливается инвалидность. Нетрудоспособность является основным условием для назначения пенсии, пособия, предоставления различных льгот в области условий труда, налогов, обеспечения жильём, бытового, медицинского обслуживания и т.д.

Согласно шестому абзацу статьи 249 Трудового кодекса КР, нетрудоспособными считаются: лица, не достигшие 18 лет, а также в возрасте 18 лет и старше, обучающиеся в очных учебных заведениях, но не старше 23 лет; лица, признанные в установленном порядке лицом с ограниченными возможностями здоровья; лица, достигшие пенсионного возраста. В попытках установить меры по охране труда нетрудоспособных лиц, законодатель тем самым установил совершенно дискриминационную норму в отношении лиц с инвалидностью, из-за которой повсеместно затрудняется их трудоустройство.

Законопроект имеет лишь положительный социальный эффект и направлен на устранение дискриминации в сфере образования; правозащитная экспертиза показывает лишь положительный эффект.

Комментарии

Оставить комментарий