Во все сложные времена человечеству приходилось бороться и преодолевать трудности благодаря системному подходу к решению появившихся проблем. Сегодня человеческое общество также поставлено в наисложнейшие условия активного поиска выхода из всеобщей пандемии.
Возникшая ситуация, связанная с коронавирусом, загнала и кыргызстанское население в ограничительное, режимное состояние. Эта вынужденная мера послужила неким толчком для мобилизации представителей особо важных сфер человеческой жизнедеятельности. На первый план вышли врачи и служители общественного правопорядка, самоотверженно выполняющие свой долг. Не менее достойно подключились к процессу и работники системы образования.
Безусловно, образование является одним из ключевых факторов сохранения государства и нации в целом, так как именно от него будет зависеть будущее общества. Охват сферы образования в любом государстве достаточно широкий, а в нашем случае составляет более одной трети населения Кыргызстана. Масштабы государственного урона при стагнации образовательного процесса очевидны. Поэтому мобилизация системы образования проходила в тяжелейших условиях экстренности и всеобщей тревожности. Однако в любом деле должна быть опора, без которой даже самые гениальные идеи обречены на невозможность ее осуществления. Естественно, основной опорой для работников сферы образования является государственная политика, направленная на создание условий для реализации образовательной деятельности уже в иных условиях с активным использованием инновационных технологий.
Большим благом для системы стало то, что в последние годы одним из главных направлений государственной стратегии была цифровизация основных сфер жизнедеятельности нашей республики, провозглашенная Президентом – Сооронбаем Шариповичем Жээнбековым – в Указе об объявлении 2019 года – «Годом развития регионов и цифровизации страны». В целях обеспечения непрерывности реализации начатой политики 2020 год был объявлен «Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей». Таким образом, политика Президента КР четко направлена на преобразование Кыргызстана в развитое государство, стимулирующее широкое внедрение инновационных технологий в стране.
В свете этого одним из приоритетных направлений цифровизации была обозначена сфера образования. В этой сфере были охвачены все уровни образования. За относительно короткий период были успешно внедрены такие цифровые платформы, как электронные очереди, электронные дневники, электронные библиотеки, электронный прием документов, электронные закупки товаров и услуг, электронный аукцион на аренду помещений и сооружений, полный безналичный расчет и пр. Данные цифровые механизмы способствовали также снижению коррупционных зон и рисков.
В условиях чрезвычайного положения руководство Министерства образования и науки КР незамедлительно предприняло достаточно эффективные меры по организации непрерывного учебного процесса по всей республике. Продуманная государственная политика смогла на должном уровне обеспечить благоприятные условия для продолжения обучения в удаленном дистанционном формате. При этом было рекомендовано учесть особую психологическую атмосферу, в которую попали учащиеся, родители и учителя. В кратчайшие сроки были созданы образовательные ресурсы, включающие онлайн-уроки и дополнительные видео-уроки, транслируемые по телевизионным каналам страны. В вузах и спузах перешли к активному созданию и использованию электронных образовательных платформ для дальнейшей непрерывной реализации учебного процесса. Для педагогического состава были организованы кратковременные курсы повышения квалификации по использованию цифровых технологий.
В эти дни отчетливо становится видно, насколько система способна проявить себя, не потерять своих ориентиров и не рухнуть под гнетом обстоятельств. Слаженная и эффективная работа в цифровом формате всех структур образования позволяет говорить о сохранности будущего государства.
Таким образом, цифровизация становится неотъемлемым элементом развития образования. И сегодня в соответствии с потребностями, запросами и интересами населения и государства сделан огромный шаг к достижению нового уровня образовательного процесса. Новые условия способствуют творческому поиску педагогов, всецелому раскрытию их потенциала в возможностях и желаниях передавать невзирая ни на что свои знания подрастающему поколению. Особо важно подчеркнуть эффективность взаимодействия в данном процессе с родителями учащихся, которые не перестают благодарить учителей и преподавателей за их неустанный труд.
Думаю это вполне справедливое признание. Выпавший на долю нынешнего поколения граждан глобальный пандемический кризис и сложившаяся из-за этого чрезвычайная ситуация, повысили в глазах общества роль работников социальной сферы, в первую очередь – врачей и учителей. В подсознании к сегоднешней ситуации напрашивается параллель с обстановкой войны, в которой врачи демонстрируют свой героизм на передовой борьбы с коронавирусом, а учителя выполняют, возможно менее заметный, но не менее подвижнический труд в тылу ЧП. В условиях карантина образование превратилось в круглосутосный процесс, которому не подвластны ни временные, ни географические ограничения.
Упорность труда учителя имеет свою диалектическую основу, она объясняется стремлением человека к знаниям, свету, истине, и именно поэтому образование является главным ориентиром сохранения в человеке человеческого. Великий китайский философ Конфуций в свое время метко заметил: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься». Эти мудрые слова Конфуция пробуждают в людях тягу к знаниям, призывают учиться всегда, везде и при любых обстоятельствах. Ведь сегодня весь мир перешел от формулы "Образование на всю жизнь" к формуле “Образование на протяжении всей жизни” или как ее еще называют к “Образованию длиною в жизнь”, что не меняет сути.
Мусаев Абдылда Инаятович,
Ректор БГУ им. К.Карасаева,
профессор
Комментарии
Оставить комментарий