Продолжая тему о туристических фишках Кыргызстана, второй рассказ сложится вокруг национальных игр кыргызского народа. Рассмотрев в предыдущем материале особенности экотуризма по-кыргызски, пришло время уделить время развлекательному блоку отдыха на летних пастбищах – джайлоо.
Кости, шкуры, казаны… - о спортиных атрибутах национальных игр
Кочевое прошлое кыргызов отражается и на их национальных играх. К примеру, в изучении военной стратегии кыргызские воины использовали не оловянные солдатики, а альчики – коленную кость в суставе у баранов, овец или крупного скота - коровы или верблюда. Примечательно, что в русский язык слово «альчик» пришло из кыргызского: слово алчы, как известно, означает самое старшее положение кости.
Игры в альчики считались преимущественно мужскими, что одним из трогательных семейных традиций у кыргызов являлась передача игральных костей от отца сыну. Сын в знак признательности должен был сохранить их и пополнить полученную коллекцию новыми альчиками для своего сына.
Среди всего набора альчиков, или по-кыргызски чуко, обязательно должна была присутствовать большая кость, называемая «сака». Она считается козырной костью и в игре выполняет роль хана – короля, то есть самого главного трофея, который можно выиграть с помощью ловкости рук и меткости глаз. Ее необходимо на расстоянии сбить альчиком, чтобы он извертикального положения упал в горизонтальное. Иногда для большей устойчивости и пробивной силы в такую кость заливали свинец, а детям влиятельных людей «сака» заливали даже золото.
Еще одним, мягко говоря, необычным спортивным атрибутом кочевых кыргызов в глазах иностранцев может показаться баранья туша. Впрочем, из-за этого она на сегодня была заменена на муляж. Хотя изначально в эту популярную уже на весь мир игру играли с волчьей тушей, откуда и произошло название состязания – кок бору, что на русском означает сизый волк.
Происхождение этой своеобразной игры уходит своими корнями в далекие времена кочевой цивилизации, когда мужчины выезжали на охоту, а скот оставался под присмотром старейшин, женщин и подростков. В это время волки нередко нападали на отары и приносили народу много бед. Вернувшись с охоты, джигиты на конях устраивали преследование волчьей стаи. Догнав хищника, они подхватывали его с земли, бросали друг другу и играючи отбивали друг у друга.
Со временем игра приобрела очерченное поле, где действует ряд правил, властвуют судьи, и ограничивается время. Но попытка вогнать игру вольного народа в рамки вместо ожидаемого порядка породила иную волну споров – на этот раз не со стороны защитников природы, а, непосредственно, самих игроков, выступающих «за» и «против» тай казанов.
Тай казан в игре принято считать за ворота, куда нужно закинуть тушу. Он имеет чашообразную форму и представляет собой земляной вал высотой 1,2 метра и глубиной 0,5 метров. Диаметр верхней внешней части составляет 3,6 метров, ширина бордюра - 0,8 метров, диаметр выемки тай казана — 2 метра, а диаметр нижней части — 4,4 метра. Такие габариты ворот, по мнению ее противников, представляются травмоопасными для игроков, в связи с чем было предложено и утверждено проводить международные турниры, играя просто с очерченным кругом.
Учитывая бесстрашие кочевников, мало кто из туристов решится поучаствовать в их состязаниях. По большей части такие виды развлечений представляются зрелищем. Но желающим хоть на капельку ощутить себя причастным к кочевой культуре стоит испытать себя в игре интеллектуального плана – тогуз коргоол. Эту игру в народе называют еще «алгеброй чабанов», потому что при совершении ходов необходимо высчитывать действия, используя все четыре основных математических операции. Игра, при этом, строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Поэтому она может затянуться до нескольких часов. Возможно, именно по этой причине в нее играли в основном чабаны, охраняя на джайлоо табуны и отары, ведь в дословном переводе название игры обозначает «девять овечьих катышков», а слово коргоол переводится «овечий, козий, верблюжий помет». Так и появилось интеллектуальная игра кочевников с применением подручных средств.
Кочевое наследие кыргызов может и небогат на какие-либо материальные ценности и исторические артефакты, но, при всем этом, оно является неиспчерпаемой сокровищнецей легенд, тайных символов и знаков, которые зашифрованы в обычных предметах быта, что даже небольшой скромный уголок юрты может стать началом большой книги о духовном наследии кыргызов.
Спортивные игры кыргызов
Ордо
Ордо – одна из самых распространенных игр кыргызов, дошедших с древних времен до современности. Она воспроизводит бой за захват ставки и представляет собой некую военную карту, с помощью которой воины обучались тому, как одолеть врага. Играют в нее с альчиками.
Само слово «ордо» означает «ханская ставка, ханский дворец», а сама игра воспроизводит бой за захват ставки. В основе игры также лежит умение ведения правильной внутренней политики, что характерно соблюдением осторожности, будучи уже внутри круга, то есть у власти. Нарисованный на земле круг означал территорию государства, и соперниками вырабатывался план сражения. Выбивание хана означало свержение с трона правителя.
В соревнованиях принимают участие 10 человек: 7 игроков, 1 заменяющий игрок, тренер и руководитель команды. Игра начинается с жеребьевки. Для этого каждый капитан берет по одному левому альчику. Бросая их выше головы, судья определяет команду, которая начнет игру. Начнет игру та команда, чей альчик приземлится выигрышной стороной «айкүр».
Игра длится два часа. Для каждого игрока кладется по пять альчиков, и каждый имеет право на три удара. Если игрок выбивает альчик, то он продолжает свои броски пока не ошибется. В игре нужно правильно наступать на линию круга: во всех случаях носок должен быть направлен в центр круга. Каким томпоем (игровым альчиком) игрок вошел в круг, тем же томпоем он должен продолжать игру. Если игрок при ударах или щелчках нарушил правила, взяв другой томпой, или ошибся, то решением судьи он прекращает игру.
Тогуз коргоол
Цель игрока в тогуз коргоол — получить как можно больше коргоолов (камешков). У каждого игрока есть девять лунок, в каждой из которых находится по девять коргоолов. Также у игроков есть казан, куда они складывают добытые камешки.
Ходом в игре называется перекладывание коргоолов из любой лунки на своей стороне по одному против часовой стрелки. Если в лунке один коргоол и ход делается им, то он перемещается в следующую лунку. Игрок должен делать ход одной рукой. Исключение составляет «бай»: если в лунке более 12 коргоолов, можно помочь второй рукой. Ход считается завершенным после того, как соперник опустил последний коргоол в лунку или коргоолы в казан и перевел часы.
Если последний камешек попадает в одну из лунок соперника и, если число коргоолов в той лунке будет четным, ход считается результативным, и игрок забирает все коргоолы из этой лунки в свой казан. Если же последний камешек попадает на сторону соперника и оказывается нечетным (кроме правила «туза»), а также если последний коргоол попадает в одну из лунок на своей стороне, то, независимо от числа получившихся камешков, их никто не забирает.
Если последний коргоол попадает в лунку соперника с двумя камешками, то эти три коргоола игрок забирает в казан и обязан объявить данную лунку «тузом», отметив специальным знаком. Таким образом игрок выигрывает лунку соперника, и все коргоолы, которые впоследствии попадут в лунку «туз», может забрать в свой казан.
При этом лунка №9, которая еще называется «ооз», не может быть захвачена соперником. Каждый игрок вправе объявить «туз» только один раз. Менять «туз» в течение партии запрещается. Также нельзя отказаться от захваченной лунки. Если один игрок объявляет какую-то лунку «тузом», второй не может захватить лунку с таким же номером.
Кок бору
Кок-бору представляет собой симбиоз скачек и игры. Всадники борются за тушу козла — необходимо не только завладеть ею, но и удержать, а затем забросить в ворота команды соперника.
Игра в народе может проводиться и по другим правилам. Например, надо добраться с тушей до оговоренного места, к примеру, до своего аила, где противники уже не имеют права бороться за нее. Сегодня за действиями джигитов обычно следит конная судейская коллегия, состоящая из трех опытных всадников.
Участникам соревнования разрешается поднимать улак с любого места внутри поля, отбирать его у соперника, передавать или перебрасывать партнерам по команде, отпускать, принимать тушу под ноги, держать сбоку или между ног коня, помогать партнерам доскакать с тушей и бросить ее в ворота соперника. При падении всадника или лошади игру останавливают и возобновляют после устранения причины остановки. При нарушении игроками боковой линии объявляется аут.
Во время игры запрещается поднимать лошадь на дыбы, с разгона бить грудью своей лошади лошадь соперника, держать за повод, снимать уздечку, хватать за руки или за пояс соперника, наносить удары рукой, ногой, стременами, камчой и поводьями другим всадникам и лошадям, привязывать тушу к седлу, ставить свою лошадь поперек скачущему, кричать или вступать в разговоры, продолжать борьбу после того, как туша заброшена в казан соперника.
Туша козла в начале игры должна находиться на расстоянии 15 метров от боковой линии со стороны трибуны. После свистка арбитра все игроки устремляются первыми захватить тушу козла. Если в течение двух минут тушу козла не сумеет захватить ни одна команда, то игра останавливается и начинается в центральном кругу.
В круг входят по одному игроку от каждой команды и борются один на один. Пока туша козла не выйдет из круга, другие игроки не имеют права входить в игру. Если в течение одной минуты игроки не захватят тушу и не выйдут из круга, то арбитр заменяет их другими игроками.
Зрелищные скачки
Национальные конные скачки у кочевых кыргызов подразделяются на виды в зависимости от длины дистанции, способа бега и возраста лошади.
- Ат чабыш – скачки на длинную дистанцию (22 000 м);
- Кунан чабыш – скачки двухлеток (11 000 м);
- Жорго салыш – забег иноходцев ( 11 000 м);
- Бышты жорго – забег трехлетних иноходцев (6 000 м);
- Гладкие скачки: на 1600, 2400 и 3200 метров;
- Дистанционный конный пробег (8 000 м).
Особой популярностью среди любителей конного спорта у кыргызов пользуется борьба верхом на лошадях – эр эниш. Конь для такой схватки должен быть тяжелым и сильным, обладать устойчивостью, маневренностью, спокойным нравом и выносливостью, а также безукоризненно подчиняться всаднику.
Стать свидетелем всего богатого спортивного наследия кочевых кыргызов и других народов можно было на Всемирных играх кочевников. Но следующие Игры, как известно, пройдут в 2020 году в Турции. Поэтому туристам, желающим приехать в Кыргызстан, стоит подгадать подходящую локацию для отдыха и время, когда там будут проводиться конно-спортивные состязания.
Остальные виды развлечений из быта кочевников как салбуруун (охота с ловчими птицами, собаками и стрельба из лука) или рассказанные в начале игры в альчики и тогуз коргоол можно увидеть почти на каждом джайлоо.
КНИА «Кабар»
Нуркыз Сабырова
Комментарии
Оставить комментарий