Бишкек, 29.04.21 /Кабар/. Политолог Денис Бердаков поделился мнением относительно ситуации на границе с Таджикистаном, где ночью было «жарко» на своей странице в соцсетях.
Ниже приводим текст политолога:
«Распад советского союза создал множество «мин замедленного действия», связанных с тем, что границы суверенных республик во многом не совпадали с фактической картой проживания тех или иных народов. Это было сделано неспециально, но по факту, создало значительные трудности, в том числе и Кыргызстану.
За последние месяцы на кыргызско–таджикской территории (границе - прим. ред. Кабар) было неспокойно. Воровали людей, информационные провокации, регулярные стычки с применением камней и палок, и все чаще стали звучать выстрелы. Вчера в конфликте на кыргызско-таджикской границе огнестрельное ранение в глаз получил 30-летний мужчина.
Мы видим на примере границы Таджикистана, что неурегулированные границы – это постоянные проблемы, которые ведут не просто к социально-экономическим сложностям, а напрямую толкают к взаимным конфликтам военного характера, которые никому не нужны, никому не принесут процветания и мира.
В Таджикистане жесткая вертикаль власти. И такие действия на границе как установка столбов и камер, захват наших граждан на спорных территориях – это все показывает, что на это есть неформальная санкция в Душанбе. Вопрос же поднят ключевой: могут ли наши власти защитить свой народ на границе? Конечно, могут. И войска подвести могут. И как показали последние учения, и ответить могут жестко – решимости точно хватит. Многим понятно, что таким осложнением ситуации на границе Таджикистан лишь уводит тему от главного вопроса - быстрого и компетентного раздела границы, которую инициировал Кыргызстан.
Вопрос назревал десятилетиями и именно Таджикистану выгодно, чтобы он не решался как можно дальше - так как идет ползучий захват спорных территорий Кыргызстана за счет того, что их выкупают граждане РТ.
Но нам-то только хватает ума понять, что влезть в пограничный конфликт можно за один час, а потом десятилетиями держать там армию, каждый день терпеть взаимные артиллерийские пристрелки, от которых сбегут все жители района. И потоки гробов каждый день. Это не выход.
В разные годы независимости именно приграничные конфликты с Таджикистаном, Узбекистаном, в меньшей степени Казахстаном и Китаем на спорных территориях были теми точками напряжённости, которые не давали возможности для полноценного развития приграничной торговли.
Эту проблему десятилетиями пытались решить президенты и с десяток правительств. Часто менялись главы правительственных комиссий от Кыргызстана, не было политической воли на принятие непростых решений.
Нерешаемой эта проблема стала на фоне того, что все ура-патриоты заняли непримиримую позицию, готовясь обвинить любого депутата, чиновника в государственной измене за передачи даже пяди земли, считая ее искренне своей. Но для тех, кто работал в госкомиссиях по разделу границы на переговорах от Кыргызстана, крайне тяжело донести до соотечественников и то, что, к примеру, соседние государства имеют десятки исследований, воспоминания сотен очевидцев, исторические карты, ссылки на постановления времен СССР и даже царской России, где весьма убедительно доказывается, что те территории, которые в Кыргызстане считаются исконно нашими, такими не являются.
Эта суровая правда международного диалога.
Процессы делимитации границ всегда самый спорный и кровавый вопрос, и решать его можно только путем уступок. Взаимных уступок. Отложив переговоры сейчас с Узбекистаном или Таджикистаном, через 10-15 лет ситуация, характер переговоров может катастрофически измениться не в нашу сторону. Оттягивания таких вопросов – это создание точек напряженности, а значит, преступности, бедности и коррупции. Посмотрите, к каким проблемам в сфере наркотрафика, незаконной торговли ГСМ и контрабанды, и даже регулярным перестрелкам и конфликтам приводит неурегулированный статус госграницы в Баткенской области.
Государственный патриотизм заключается в том, чтобы видеть ситуацию в целом и пользоваться возможностями на благо народа Кыргызстана. А возможности при полностью демаркированной и делимитированной границе со всеми соседними государствами открываются очень широкие – от тесного гуманитарного сотрудничества, инвестиционного фонда на 50 миллионов долларов с Узбекистаном, который уже запущен (и его активы будут увеличены в разы), до совместного строительства стратегически важной для нас дороги в Китай.
В случае с Узбекистаном нам удалось выйти из такой ситуации. В течение трех месяцев все спорные моменты на границе должны быть делимитированы.
Это важно для каждого кыргызстанца, так как создаст прочную основу для постоянной работы приграничных пунктов пропуска, даст стимул для развития торговли с Узбекистаном. Сейчас с кыргызским капиталом в Узбекистане работают 180 компаний (а в Кыргызстане с узбекским - всего лишь более 50 компаний), взаимная торговля за три года выросла в 5 раз. А есть потенциал довести ее до 2 миллиардов долларов через несколько лет. А это значит, что будут созданы новые рабочие места в торговле, возможности для нашего бизнеса, в том числе по экспорту мяса и молока.
Кыргызстан в своем развитии дошел до той точки, когда развитие нашей экономики, создание рабочих мест невозможно без тесных усилий с соседними странами. Нам не построить выгодные нашим бизнесменам транспортные коридоры, не создать современной инфраструктуры, не запустить технологически сложные производственные цепочки без добрососедских отношений с нашими соседями».
Комментарии
Оставить комментарий