Азамат Казакбаев: «Кыргызский куреш - неотъемлемая часть общетюркской культуры»

ВИК 2022 0

Читайте и смотрите нас в

В сентябре на Иссык-Куле пройдут первые Международные Игры кочевников, в которых примут участие спортивные делегации из 12 стран мира. По мнению исследователя национальных видов единоборств Азамата Казакбаева, заявленные в играх виды состязаний по зрелищности и популярности не уступают другим признанным спортивным дисциплинам, которые включены в программу современных Олимпийских игр. Как считает автор, Игры кочевников должны способствовать реабилитации этих древних, но не потерявших свою самобытную прелесть национальных видов спорта.

Кыргызы, как и другие тюркские народы, издревле рассматривали самобытные виды борьбы в качестве эффективного средства духовного и физического воспитания человека. По мировоззрению кочевников именно в борьбе «один на один» выявлялись истинные психофизические и интеллектуальные возможности индивида.

Издавна самобытная борьба гармонично сочеталась с экологическими и природными явлениями окружающей среды, а сам кыргызский народ философски мудро и с уважением относился к этому виду спорта. Это отражено в народном фольклоре. Например, в пожелании борцам: «Күчтүү болсоң Жердей бол, баарын чыдап көтөргөн,  Будь силен и вынослив как Земля, которая все и вся держит»; «Тоодой алп бол, − Будь величественным как гора»; «Жолборстой (илбирстей) шер бол, − Будь отважным подобно льву (илбирсу)».

Самобытные виды борьбы кыргызов: пешая «куреш» и конная «оодарыш» (эр эниш) - неотъемлемая часть общетюркской культурной ойкумены. При тщательном анализе пешей поясной и конной борьбы тюркских народов в ней наблюдается много общего, чем особенного. А с отдельными видами борьбы тюркских народов, в силу сложившихся исторических, этнокультурных, географических и прочих объединяющих обстоятельств, у кыргызской борьбы угадываются единые истоки. В частности, это касается − алтайской «куреш», хакасской «курес», казахской «курес» и узбекской «кураш» по ферганским правилам.

На общетюркских и межтюркских лексических языках, диалектах и говоре написание и значение пешей борьбы küreş (ğüreş; кüräš) и конной борьбы аγtаr или yėnğ (еŋ) у современных тюркоязычных народов практически одинаковы.

Базовый признак борьбы (как состязание человека с человеком) у тюркских народов по принципу спортивной психологии «должен – могу – хочу» восходит корнями к древнейшему, зародившемуся в недрах первобытнообщинного строя (матриархата) обычаю – брачному сватовству в виде испытания жениха. Данные социальные явления первобытности великолепно отражены в тюркском народном фольклоре (миф, сказка, эпос), а именно в сюжетах «героического сватовства». В нем сватовство героя рассматривается как «завоевание» (отвоевание) невесты посредством мирных противоборств.

По тюркскому фольклору известно, что кочевники прибегали к самобытной борьбе и во время обряда инициаций (посвящений). Обряд посвящения – это сконцентрированный процесс превращения ребенка во взрослого. Во всяком случае, так они построены: в начале этого обряда – ребенок, а после конца он оказывается в новом состоянии в новом статусе – взрослого, т.е. передача мужской силы от взрослых членов племени молодым. Сюда входило, помимо всего прочего, обучение секретам различных противоборств – наездничество, стрельба из лука, борьба. С этого времени они уже не были детьми, они обладали обязанностями и правами взрослых мужчин.

Таким образом, одним из базовых (в каком-то смысле  ведущих) признаков в возникновении борьбы күрөш (küreş, ğüreş, кüräš) в виде мирного противоборства у современных тюркских народов в глубокой древности являлись  инициационно-брачные притязания (мотивы) индивида. В состязании оценивались психофизические и интеллектуальные способности претендента на статус состоятельности.

Отражение самобытной борьбы кочевников можно найти и в археологических источниках. Например, сцены борцовских поединков отражены в петроглифах, которые являются достоверным историческим источником, позволяющим выяснить истоки, базовые признаки, функции состязательных игр и мирных противоборств древних кочевников. Подобные изображения состязаний по борьбе нам известны по многочисленным петроглифам, которые обнаружены на всей территории азиатской части Евразийского континента.

Также имеется мнение известных историков, археологов и антропологов, согласно которым у древних кыргызских борцов существовал обычай татуировать руки, верхнюю часть туловища и голени рисунками в зооморфном стиле. Татуировку наносили на открытые участки тела с целью демонстрации и устрашения противника. Об этом сообщается и в древнекитайских хрониках.

Отсюда можно сделать вывод, что древнейший обычай кыргызских борцов как татуирование тела, затем оголение с целью демонстрации их противнику, является составляющим элементом другого обычая - выходить на поединок в оголенном виде по пояс современных борцов (курешистов и оодарышистов). Татуировки на верхних плечевых поясах, на руках, на голени символизировали у древних кыргызов о таком важном качестве для единоборца как храбрость, а также оно являлось знаком о принадлежности его обладателя к особой касте - воинов-дружинников, батыров-балбанов, военачальников. Татуировка на теле кыргызского борца служила и для устрашения, деморализации противника, а также для кратковременного отвлечения (рассеивания) сконцентрированного на поединок внимания соперника. Ибо во время борьбы, как только соперник на миг отвлекался на пеструю гамму татуировок на теле, тогда кыргызский борец моментально использовал это в свою пользу. В средние века обычай татуирования тела перестал существовать, ее заменил другой − ношение наборного (боевого) пояса. Пояс - был символом войны и знаком причастности его обладателя к военной деятельности. С этого момента берет начало зарождения у кыргызов поясной борьбы. Борцы обязательно опоясывались поясом (белбоо), выходя на схватку.

Известно, что повышенное внимание балбаны уделяли своей экипировке. Кыргызские балбаны, участвующие в борьбе «куреш» по ферганским правилам, выходили на борьбу в опоясанных чапанах. Балбаны северного региона в обязательном порядке обнажались до пояса, подпоясывались борцовским поясом белбоо, а на нижнюю часть надевали кожаные шаровары. В борьбе балбаны часто не обувались.

Издавна состязание по борьбе у тюркских народов было близко к соревнованиям демонстративно-показательного типа, во время которых молодые парни и взрослые мужчины могли проявить силу, ловкость, мастерство и мужественность. Для наблюдавшего за схваткой подрастающего поколения борьба выполняла важную воспитательную функцию, представляя образец жесткого и бескомпромиссного противоборства, и возможность одолеть соперника в открытой и честной борьбе «один на один». Способность одерживать победу, доказать в ходе борьбы физические и интеллектуальные возможности, обеспечивали взрослому мужчине или парню высокий социальный статус, самоутверждение, самоопределение и значительный авторитет в роде и племени.

Искусству борьбы кыргызских мальчиков учили рано. Еще в древние времена у тюркских народов существовала профессия – тренера. Они методикой «народной педагогики» обучали юных кочевников приемам и навыкам борьбы. У них существовали и своеобразные самобытные обряды проверки психофизических и интеллектуальных способностей подопечных. В эпосе-трилогии «Манас» отражен институт воспитания юных героев наставниками (аталычество), где сказывается, что наставник в процессе умственного, физического и воинского воспитания обучает юного героя приемам борьбы «куреш» и «оодарыш» (эр эниш). Таким образом, можно констатировать, что самобытная борьба издавна обладала воспитательными, а наряду с ним и оздоровительными функциями.

По тюркскому героическому эпосу, точнее по контексту описаний поединков с врагами, выясняется еще одна важная функция борьбы – военно-прикладная (оборонная). Т.е. юный герой применяет приемы и навыки борьбы не только для получения статуса – неформального лидера, возмужалости, батыра, но и в военно-прикладных (оборонных) целях, защищая от инородцев сверстников, отца, род-племя, территорию и пр.

В быту кочевника постоянные и длительные перекочевки были сопряжены с большими трудностями. Они сопровождались угрозой нападения и требовали в любую минуту быть готовыми к отражению опасности. В силу этого, физические упражнения и игры начинают приобретать все более специфический характер и постепенно превращаются в средства, имеющие большое военно-прикладное значение. Они способствовали воспитанию у молодежи необходимых навыков для военно-кочевого образа жизни. В этих условиях прогрессивные тенденции развития физической культуры определялись творчеством народа. Активное и непосредственное участие в обороне своего рода-племени, способствовали повышению роли военно-физической подготовки подрастающего поколения, отдельные физические упражнения и игры постепенно превращаются в упражнения, имеющие узко- военную направленность.

Данные морально-волевые и физические качества жизненно необходимы были в барымта и в военном походе, а также для защиты сородичей при ответном набеге. Эти свои качества они демонстрировали и на состязаниях в рамках общественных собраний, которые неизменно устраивались по случаю удачного барымта и военного похода.

Стоит упомянуть еще одну важную функцию борьбы, открыто проявляющаяся, когда состязания по ней устраивались не на общественных собраниях, а на вооруженных сходках противоборствующих родов и племен. Когда на войне два воина-борца из противоборствующих сторон в состязательной борьбе решали участь всего боя, тем самым предотвращая массовое кровопролитие. Победителем всего боя по договору становилась сторона сильнейшего воина-борца. В связи с чем, древние кыргызы, как и другие тюркские племена, в своих дружинах имели специальных балбанов для подобных целей. Таким образом, пешая и конная борьба как мирные противоборства издавна являлись гуманным средством урегулирования спорных (конфликтных) ситуаций и издревле были спортивной моделью состязаниями, призванными по возможности обезопасить участников от негативных последствий (как кровопролитие) со своими примитивными, но гуманными, основанными на определенных правилах и запретах условиями. Поэтому данные мирные противоборства всегда несли высокую гуманную функцию миротворчества (противовес войне). Между тем, пешая борьба «куреш» и конная борьба «оодарыш» (эр эниш) издавна составляли основной фонд средств психофизической и военно-прикладной подготовки у кыргызского народа.

Мирные противоборства пешая борьба «куреш» и конная «оодарыш» (эр эниш) имеют еще одну важную функцию − зрелищную. Состязания по борьбе у тюркских народов во все времена обеспечивала высокую зрелищность. Так как в ней присутствуют все грани положительных и негативных эмоций, которые проявляются во всей красе, как у самих борцов, так и у зрителей-болельщиков. Это − великодушие, злость, переживание, сочувствие, отчаяние, сдержанность, огорчение, радость, слезы, смех и т.д.

Основные общественно-социальные функции самобытной борьбы тюркских народов: оценочная, воспитательная, военно-прикладная и миротворческая (противовес войне), зрелищно-развлекательная (досуговая), коммуникативная, функция разрешения конфликтных вопросов (личных и групповых).

Можно выделить некоторых известных кыргызских балбанов прошлого. Выдающимся кыргызским балбаном ХХ века по праву является легендарный Кааба уулу Кожомкул (1888-1956 гг.) из Суусамырской котловины. Из Чуйской долины также выходили балбаны Нышаа, Тарамыш, Сомбилек, Таберик и Карамерген уулу Кыдык.

Прославились на всю Ферганскую долину балбаны из Ляйляка (Баткенская область) Абдрахман, Сейит, Турдали, Жалил, Жоро, Ботобек, Карим.

Именитыми на всю округу балбанами из села Кара-Дарыя Ошской области были Абдыманап, Шарап, Турдаш, Турсунбай, Темир, Абдилла и Ибраим Узаков (Тапанча балбан)

Из Таласской долины были известны Төө балбан, Өмүраалы Чойбек уулу, Кулеш Калча уулу, Ырысаалы балбан. Умелым балбаном был легендарный Бердике батыр.

Известным балбаном являлся Кулеш Калча уулу уроженец села Арал Таласского района, который в Чуйской долине и сопредельном Казахстане был известен под прозвищем Акбалбан. В зрелые годы Акбалбан познакомившись с навыками вольной борьбы, успешно сочетал их с приемами самобытной борьбы «куреш».

Из Приисыкулья (Иссык-Кульской области) известны балбаны Сарыбалбан, Бөлтүрүк, Букачар, Кашкабаш. В фольклоре сохранились сведения о борцовском мастерстве Балбай батыра.

Из Тянь-Шанской (Нарынской) области выходили балбаны Жусуп, Коной, Жумаалы, Кыдырша уулу Абдыманап. Уроженец Джумгала Куйручук (Кудайберген Өмүрзөк уулу, 1866-1940 гг.) был не только известным юмористом, но и балбаном. Известно, что Куйручук 17 раз выступал на борцовском майдане на крупных соревнованиях, и 16 поединков выиграл. А в 1940-50-е годы не единожды лучшим борцом в классической и в национальной борьбе «куреш» признавался Кудайберген Кыдырбаев (Кадырбаев) (1927-1967 гг.) из села Мазар.

На сегодняшний день интерес к самобытным видам борьбы «куреш» и «оодарыш» (эр эниш) в тюркском сообществе неуклонно растет. Состязания по данным видам борьбы в рамках Международных Игр Кочевников безусловно даст еще более мощный импульс к развитию дружественных отношений между странами-участниками соревнований. В этом и заключается непреходящий многовековой феномен популярности самобытных национальных видов спорта у тюркских народов.

Азамат Казакбаев, этнограф, историк, педагог

Комментарии

Оставить комментарий