По некоторым наблюдениям текущий год стал рекордным по числу погибших в ДТП в Кыргызстане и ярким примером этого могут служить ДТП, которые произошли за последнюю неделю, в которых по общим данным погибло более 36 человек. И новости о жутких авариях, происходящих уже каждый день и отнимающие жизни молодых и взрослых, самих водителей и их пассажиров появляются все чаще. По вине водителей также гибнут простые люди, оказавшиеся не в то время и не в том месте. После всего увиденного и услышанного возникает вопрос – а что происходит на дорогах в Кыргызстане и не естественный ли это отбор? Поскольку если бы все упиралось в вину водителей, профилактику с которыми все время проводят соответствующие органы, то такого бы не происходило. Или может быть тут все-таки вина самих водителей?
Коварная статистика и рейтинг
Из статистики видно, что за последние 10 месяцев текущего года, в ДТП на дорогах Кыргызстана погибли 695 человек. В 2016 году ДТП стали причиной гибели 771 человека, что в сравнении с текущим годом на 9,8% выше.
По словам замглавы УПМ КР Ыманалы Саркулова с января по ноябрь 2017 года в стране произошло 5 197 ДТП, в которых пострадали 7 839 человек.
Он также указал, что на долю превысивших скорость приходится 33,8% аварий, выехавших на встречную полосу и нарушивших правила обгона - 14,4% ДТП, целых 20% смертельных случаев приходится на долю нарушивших правила маневрирования, а пьяные водители стали причиной 8,6% ДТП в текущем году.
Кроме того, в 2016 году Кыргызстан занял второе место в рейтинге опасных дорог и ДТП. Так по данным Ruposters.ru максимальное количество ДТП со смертельным исходом среди стран бывшего СССР и Европы происходит в Казахстане. Среди стран бывшего Союза и Европы самые безопасные дороги в Норвегии.
Более того, можно наблюдать, что число ДТП в Кыргызстане начало расти с 2013 года и по мнению УПМ, только после повышения штрафов количество ДПТ в 2014 году сократилось в разы. Но почему-то число ДТП продолжает расти.
Меры властей
В 2014 году в Кодекс об административной ответственности КР были внесены поправки, согласно которым, наказание за вождение транспорта в нетрезвом ужесточено, а сумма штрафа увеличена. И теперь нетрезвому автовладельцу грозит штраф в 10 тысяч сомов или лишение водительских прав на один год, а если он попал в ДТП будучи в нетрезвом состоянии то штраф составляет 20 тысяч сом. При этом водителя лишают прав на вождение сроком на три года. Аналогичные меры наказания предусмотрены на тот случай, если в аварии пострадал человек или поврежден чужой автомобиль или имущество. Штраф за превышение скорости был увеличен с 500 до 2 000 сомов, а за превышение установленного лимита скорости штраф соответственно растет на 500 сом за каждые превышенные 10 км\ч.
Также правительство КР подписало постановление об ускорении внедрения систем фотовидеофиксации на всех дорогах страны. Это в свою очередь должно стать одной из мер, которая должна помочь в улучшении ситуации на дорогах и повысить ответственность водителей.
В рамках подписанного постановления предусмотрен порядок формирования и использования административных штрафов за нарушения ППД, выявленные системами фиксации. Стоит отметить, что суммы штрафов будут распределены таким образом, что 50 % от поступлений будет перечисляться в бюджеты органов местного самоуправления и это в свою очередь должно стать стимулом для скорейшей установки систем фотовидеофиксации, и, как следствие, приведет к снижению автодорожных происшествий и создаст условия для поэтапной реализации проекта, направленного на обеспечение безопасности граждан.
Упомянутое выше постановление и меры по обеспечению безопасности в городах и на дорогах подразумевает реализацию проекта «Безопасный город». Общественность, как говорилось ранее, на фоне увеличения дорожных происшествий с человеческими жертвами с нетерпением ждала запуска проекта «Безопасный город». Однако в виду многолетних обсуждений и многочисленных попыток внедрить, как показало время уже провальный проект, «Безопасный город» стал ассоциироваться с негативной инициативной. Причина в том, что сопровождавшие этот проект суды, а также не реализованные обещания естественным образом отложили свой отпечаток и это затянуло весь процесс на несколько лет.
Тем не менее, правительство С.Жээнбекова усмотрело возможность реализации проекта «Безопасный город» в рамках более обширного проекта «Таза коом» и ожидаемый запуск двух пилотных частей «Безопасного города» в Бишкеке и Оше позволит в скором времени решить все имеющиеся проблемы в вопросе обеспечения безопасности на дорогах.
Так по заверениям инициаторов проекта, реализация «Безопасного города» позволит трансформировать многокомпонентный проект под названием «Умный город» и станет его составной частью, наряду с другими, что позволит решить сразу комплекс разнообразных проблем, обозначенных на летнем совещании Совета безопасности.
В соответствии с решением Совбеза, для коренного изменения ситуации на дорогах правительству в рамках проекта «Таза Коом» поручено принять меры и автоматизировать систему видеорегистрации ПДД, создать единую базу данных по регистрации транспортных средств и водительского состава возможностью передачи сведений об этом государственным органам в режиме онлайн. Кроме того, Совбез предложил ужесточить ответственность за ПДД, то что так долго обсуждалось в обществе. Также было предложено разработать механизмы ответственности коммунальных и дорожных служб за неудовлетворительное состояние дорог, что также давно требовало общество, ведь ранее ни одна служба не несла ответственности за то, что она должна делать согласно закону и отвечать перед ним.
Предложение правительству КР принять решение по ограничению скорости движения в населенных пунктах с 60 км/ч до 50 км/ч, в районах школ до 30 км/ч также несет особую важность в вопросе дорожной безопасности, и в свою очередь должно позволить сократить количество ДТП на дорогах страны.
Тем не менее, приведенная выше статистика показывает обратное и говорит о том, что предпринимаемые властями страны меры пока не могут серьезным образом повлиять на сокращение ДТП в стране. Нынешняя ситуация также показывает, что из-за превысивших скорость и нарушивших правила маневрирования, а также выехавших на встречную полосу водителей происходят все жуткие ДТП. Это и толкает на мысль о том, что водители сами виноваты в ДТП со смертельными исходами, а происходящее в стране является результатом беспечности некоторых водителей и укоренившегося в сознании людей чувств безнаказанности.
Наряду с принятием срочных и серьезных мер по отношению к нарушившим нужно также проводить профилактическую работу с водителями и лишить возможности прямого контакта нечистых на руку представителей закона с водителями. Это поспособствует соблюдения закона всеми участниками дорожного движения, а для некоторых и вовсе станет показателем главенства закона. Особенно это касается тех водителей, которые сели за руль совсем недавно и не обладают достаточным опытом езды на дорогах.
Эрмек Абдрисаев
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий