На фоне динамичных глобальных изменений, с которыми сталкивается современный мир, регион Центральной Азии проходит этап серьёзных геополитических трансформаций, затрагивающих все аспекты регионального развития – политику и экономику, экологию и культурно-гуманитарное измерение.
Как отметил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на Консультативном саммите глав государств Центральной Азии в 2019 году: «Центральная Азия в силу своего геостратегического положения на протяжении тысячелетий находилась в центре мировых процессов. Наш регион с богатейшим культурно-историческим наследием всегда служил уникальным мостом, соединяющим Европу. Ближний Восток, Южную и Восточную Азию.
На этой благодатной земле жили и творили выдающиеся гуманисты – учёные, мыслители и поэты, которые внесли неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Здесь сосредоточены колоссальные природные ресурсы, огромный человеческий потенциал».
Особенности цивилизации
Результаты многочисленных исследований Центральной Азии, свидетельствуют о значительной роли региона в развитии человечества. Об этом повествует 6-томная «История цивилизаций Центральной Азии», изданная под эгидой ЮНЕСКО.
Первая особенность. Открытие археологами самобытных культур на этой древней земле показало, с одной стороны, их уникальность, а с другой, – ранние и тесные связи с соседними цивилизациями.
Здесь почти три тысячи лет тому назад была создана «Авеста» – многослойный духовно-исторический памятник народов Центральной Азии, Афганистана и Ирана. Научные исследования показывают, что это древнейший письменный труд впервые провозгласил идею монотеизма и оказал значительное влияние на мировоззрения человечества, развитие философии и государственно-правовых систем, распространение в мире гуманистических идей о победе Добра над Злом, необходимости справедливого общественного управления, благочестия и труда, построения отношений на принципах взаимного уважения и доверия.
Вторая особенность. В центральноазиатском регионе формировались основы государственности и появились оставившие глубокий след в истории Хараппская цивилизация, Согдиана, Бактрия, Хорезм, государства Ахеменидов, Греко-Бактрийское и Кушанское царства, Тюркский каганат, империи Тимуридов и Бобуридов.
Третья особенность. Развитая инфраструктура позволяла народам региона испокон веков успешно торговать с Древним Римом, Древним Китаем (Великий шелковый путь), а в торговле с Индией один из самых популярных маршрутов пролегал через Древнюю Бактрию (Великий индийский путь).
Интенсивная торговля, миграционные потоки, обмены научными идеями и взаимное влияние культур сформировали тесные и многогранные связи между Центральной Азией и сопредельной Южной Азией.
Четвертая особенность. История взаимодействия этих двух регионов в значительной степени повлияла на процесс общемирового развития. Это великое пространство по праву можно считать и древнейшей колыбелью мировой цивилизации.
К примеру, среди наиболее изученных памятников культуры юго-запада Центральной Азии, является цивилизация Олтин Тепа (Алтын-Депе). Находки археологов свидетельствуют о тесных связях цивилизации Олтин Тепа с культурами Месопотамии и долины Инда, а также с государством Элам на Ближнем Востоке.
Пятая особенность. Народы Центральной и Южной Азии имеют общие духовно-нравственные ценности, которые воплотились в творчестве величайших поэтов и мыслителей – Юсуфа Хас Хаджиба, Джалалиддина Руми, Алишера Навои, Абдурахмона Джами, Мухаммада Хайдара, Махтумкули, Мирза Голиба, Рабиндраната Тагора, Абая, Садриддина Айни и многих других.
К периоду новой истории, в период так называемой «Большой игры» мировых держав, исторически сложившиеся связи между Центральной и Южной Азией были прерваны.
Возрождение региональной взаимосвязанности
С инициативой восстановления исторических связей между Центральной и Южной Азией выступил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, основываясь на глубоком стратегическом видении перспектив динамичного развития и интеграции нашего обширного региона в мировую экономику.
Данное геополитическое видение основывается на понимании новых открывающихся возможностей для реализации огромного торгово-экономического, инвестиционного, транспортно-транзитного, научного и интеллектуального потенциала нашего региона через развитие перспективных направлений внешних связей.
В настоящее время сложились объективные весомые предпосылки для возрождения взаимосвязанности между двумя регионами. Сегодня страны Центральной и Южной Азии движутся по пути экономического роста и устойчивого развития, благодаря последовательно осуществляемым национальным стратегиям развития и структурным реформам, а также стремятся эффективнее решать актуальные вопросы регионального развития, прежде всего в областях торговли, промышленности, инвестиций, энергетики, развития транспортных коммуникаций и инфраструктуры, водопользования, образования, безопасности, экологии, улучшения качества социальной среды и условий жизни населения.
По мнению американского эксперта Ф.Стара «инициатива президента Мирзиёева по трансрегиональной взаимосвязанности имеет международное значение. В этой связи их реализация ставит Узбекистан в одно место с узким кругом государств, участвующих в формировании глобальной повестки».
Это еще раз показывает, что Узбекистан созрел для закрепления за собой статуса регионального лидера, способного не только объединить вокруг себя страны Центральной Азии, но и выступать в роли надежного проводника их интересов в соседних регионах.
Безопасность, стабильность, устойчивость
По оценкам международных и зарубежных экспертов, в настоящее время для этого созданы необходимые благоприятные условия. За последние годы в Центральной Азии произошли фундаментальные изменения, проявившиеся в укреплении политического доверия, поступательном развитии добрососедских отношений, многопланового сотрудничества и стратегического партнёрства. На смену разобщенности пришёл период сближения и всё более активной кооперации стран региона.
Важным фундаментом этих позитивных изменений стала инициированная президентом Узбекистана перезагрузка внешней политики, направленная на поиск решения сложных вопросов с соседними странами, что положительно отразилось на общем политико-экономическом и культурно-гуманитарном ландшафте региона. В основе этой политики лежит «приоритет превращения Центральной Азии в регион безопасности, стабильности и устойчивого развития».
Знаменательным событием в политической жизни нашего региона стала реализация инициативы созыва консультативных встреч глав государств Центральной Азии. В Совместном заявлении участников центральноазиатского саммита, состоявшегося в Ташкенте 29 ноября 2019 г., подчеркивается, что «сложившаяся в Центральной Азии тенденция на региональное сближение – это исторически обусловленная реальность».
Для придания дополнительного импульса региональному взаимодействию в 2020 г. президентом Узбекистана было принято решение о создании в г.Ташкенте Международного института Центральной Азии. Целью деятельности этого нового научно-исследовательского института является анализ политико-правовых, торгово-экономических, гуманитарных и других аспектов взаимодействия стран региона, исследование историко-культурного наследия Центральной Азии, продвижение совместных проектов по сохранению и укреплению культурных национальных ценностей.
В настоящее время в нашем регионе, несмотря на последствия пандемии коронавируса, наблюдается устойчивая тенденция углубления сотрудничества. Примечательно, что Всемирный банк прогнозирует экономический рост в регионе в 2021 г. до 3,7%, в 2022г. до 4,3%.
Центральная Азия с более чем 70-миллионным населением обладает широким диапазоном экономических, энергетических, транзитно-транспортных, аграрных, а также интеллектуальных ресурсов. По данным международной консалтинговой компании «Boston Consulting Group», инвестиционный потенциал реального сектора экономики региона составляет $40–70 млрд. В целом потенциал Центральной Азии в области привлечения прямых иностранных инвестиций достигает $170 млрд.
На фоне глобального падения объёма прямых иностранных инвестиций в мире, Центральная Азия демонстрирует уверенный рост и может стать новым «фронтиром» для международного капитала.
Вместе с тем, очевидно, что геополитическая стабильность и устойчивое экономическое развитие стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю и удаленных от ближайших портов на три тысячи километров, в значительной степени зависит от тесного регионального взаимодействия для достижения общих целей и решения стратегических задач. В их числе – укрепление внешнеэкономических связей, диверсификация экономики, открытие новых направлений сотрудничества.
Таким образом, Центральной Азии важно обеспечить политически скоординированные действия по выходу на новый – межрегиональный уровень взаимосвязанности. В этом контексте регион Южной Азии предоставляет для Центральной Азии важное стратегическое направление внешнеэкономического сотрудничества.
Геоэкономический потенциал
Роль и влияние Южной Азии в системе мировых хозяйственных связей все более увеличивается. Регион, обладающий совокупным населением почти в 2 млрд человек, ростом ВВП в 6,6–7,2% в год и номинальным ВВП в $3,461 трлн стал одним из глобальных экономических центров.
Растет товарооборот между двумя регионами. В частности, по итогам 2020 г. общий объём внешней торговли Узбекистана со странами Южной Азии составил $1,38 млрд, или 3,8% от общего объема внешней торговли. Общий объем Казахстана с южноазиатскими странами превысил $2,3 млрд (2,3%). В целом, по итогам 2020 г. товарооборот всех стран Центральной Азии с Южной Азией составил почти $4,4 млрд. Очевидно, что в среднесрочной перспективе эта тенденция будет только усиливаться.
Энергетический потенциал центральноазиатских стран становится всё более востребованным в быстрорастущих экономиках Южной Азии, что создаёт условия для успешной реализации проектов строительства ЛЭП и газопровода из Центральной Азии через Афганистан в южном направлении. Центральная и Южная Азия дополняют друг друга в энергетическом плане. Не случайно за последние десятилетия активно прорабатывались проекты экспорта газа и электроэнергии из центральноазиатских республик в Пакистан и Индию.
Среди таких проектов – CASA-1000 по развитию электроэнергетики Афганистана и созданию региональной электросети с участием Пакистана, а в перспективе – Индии, строительство газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия (ТАПИ), а также проект строительства ЛЭП Сурхан–Пули-Хумри, которая позволит подключить энергосистему Афганистана к энергетической системе Узбекистана и региона.
Региональная интеграция неэффективна без создания совместной производственной инфраструктуры и соответствующей разветвлённой коммуникационной сети. Здесь велика стратегическая ценность центральноазиатского региона как важного узла транспортных коммуникаций. Этот регион может стать и становится связующим звеном между Севером и Югом, Западом и Востоком, при этом наращивая свой транспортно-коммуникационный потенциал и возможности выхода к морским портам.
Развитие новых транспортных коридоров в сторону Индийского океана предоставит странам Центральной Азии, возможности континентальных перевозок в торговле с Индией, Пакистаном и другими странами Южной Азии. Более того, развитие грузопотока по направлению Север-Юг может способствовать более эффективному решению проблем транспортно-логистического обеспечения торгового обмена по направлению Запад-Восток, исправлению дисбаланса, связанного с превышением грузопотока из Китая в западном направлении по сравнению с движением грузов из ЕС в КНР.
Другим бенефициаром улучшения транспортной взаимосвязанности регионов Южной и Центральной Азии могут стать страны АСЕАН и в целом Азиатско-Тихоокеанского региона, которые получат экономически более эффективный доступ на рынки Евразии и Восточной Европы через порты в Индийском океане и железные дороги Южной и Центральной Азии.
Специально для «Кабар» - Первый заместитель спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, академик Академии наук Узбекистана Акмал Саидов
Комментарии
Оставить комментарий