ИАЦ «Кабар»: Узбекистан и новые инициативы. Как они могут повлиять на развитие региона ЦА?

Аналитика 0

Узбекистан в последнее время вновь приковал к себе пристальное внимание. Страну воспринимают, как надёжного партнёра, как привлекательную страну по привлечению инвестиций, но и сам Узбекистан также способен инвестировать во многие экономические отрасли государств Центральной Азии. А узбекский лидер полон решимости выступить неким инициатором по решению наиболее злободневных задач, которые долгое время висели в воздухе.

В частности, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил с рядом конкретных предложений на пятом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в Душанбе. Его инициативы призваны к усилению стран-участниц по упрочению мира, стимулированию социально-экономического развития.

«Сегодня мир переживает кризис доверия. А ведь доверие между странами и народами является важнейшим условием обеспечения безопасности и устойчивого развития, — сказал на саммите Шавкат Мирзиёев. — На наш взгляд, для преодоления кризиса доверия и укрепления безопасности в первую очередь требуется создание благоприятных условий для развития человеческого капитала. В этой связи деятельность нашего совещания, основанная на взаимном уважении и коллективной ответственности, становится как никогда востребованной».

Президент Узбекистана заявил, что безопасность неделима, а ее фундаментальной основой является доверие. Он подчеркнул, что Узбекистан приветствует переговоры в любом формате, если они нацелены на достижение мира. Урегулирование ситуации в Афганистане и реализация крупных инфраструктурных проектов в этой стране откроют новые стратегические возможности для всего континента, отметил лидер страны.

Одними из важных условий стабильности и процветания являются также формирование благоприятных условий для реализации потенциала молодежи, противодействие ее радикализации и расширение доступа к качественному образованию, подчеркнул Шавкат Мирзиёев.

Он заявил о готовности Узбекистана в этой связи взять на себя роль координатора в области научного, образовательного и культурно-гуманитарного сотрудничества. В Узбекистане считают также крайне востребованной активизацию контактов по линии народной дипломатии, в том числе посредством организации форумов в области туризма.

Шавкат Мирзиёев также предложил наладить системный диалог по вопросам сохранения межрелигиозного согласия, просвещения и культурного взаимообогащения. Эффективной платформой для этого могли бы стать Международный центр исламской цивилизации в Ташкенте и Международный научно-исследовательский центр Имама Бухари в Самарканде.

Президент Узбекистана указал на необходимость наращивания усилий по развитию экономической взаимосвязанности и региональной торговли. Реализация приоритетных инфраструктурных проектов позволит в более полном объеме раскрыть транзитный и экономический потенциал всего региона.

«Драйвером устойчивого экономического роста является развитие партнерства на уровне бизнеса. В соответствии с Концепцией сотрудничества в этой сфере предлагаем учредить Региональный форум малого бизнеса», — сказал он.

Серьезным вызовом безопасности и устойчивому развитию являются и обостряющиеся экологические угрозы. Проблема Арала сегодня представляет собой экологическую и гуманитарную катастрофу планетарного масштаба. В связи с этим, следует объединить усилия для преодоления последствий этой трагедии, отметил президент.

Стоит отметить, что по итогам обсуждений на заседании принята Декларация пятого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Кроме всего, что было озвучено, Узбекистан может непосредственно влиять на процессы, которые в будущем способны развить потенциал всего региона. В частности, Узбекистан является государством, которое обладает самой мощной энергосистемой в Центральной Азии. Этот фактор следует использовать при формировании стратегии энергетической безопасности центрально-азиатского региона.

Как отметил эксперт Константин Никитенко, «вопрос энергетики всегда был одним из важнейших в ряду стратегических задач. Именно от этого ресурса зависит внутренняя безопасность, благополучие и стабильность каждой страны и региона. Данная тематика никогда не утеряет своей актуальности, особенно в свете имеющихся проблем, а также перспектив этой отрасли во многих странах мира. Государства Центральной Азии такие как: Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан имеют огромные ресурсы для обеспечения электроэнергией, как внутренний рынок, так и внешний. От их эффективного использования имеющихся резервов и зависит благополучие практически всего региона».

В частности, энергосистема Узбекистана является крупнейшей в Центральной Азии. Общая установленная мощность электростанций составляет около 14 140,6 МВт. Порядка 85% выработки электроэнергии приходится на тепловые электростанции, в основном работающих на природном газе, остальное на ГЭС. По данным Госкомстата Узбекистана, в 2018 году электростанциями Узбекистана было выработано более 60 млрд. кВт/ч электроэнергии, что на 3% больше по сравнению с 2016 годом. Потребление в 2018 году составило более 59 млрд. кВт/ч.

Нельзя не затронуть и ещё одну важную тему, которая может в прямом смысле перевернуть ситуацию в центрально-азиатском регионе. Узбекистан планирует построить 2 новые малые гидроэлектростанции на канале Даргом в Самаркандской области за счет льготных кредитов Китая, об этом сообщает агентство «Тренд» из Ташкента. При этом агентство ссылается на Постановление Правительства РУз.

Целью проекта является последовательное увеличение использования возобновляемых источников энергии, повышения сбалансированности энергетических ресурсов и обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей отраслей экономики и населения страны в электроэнергии.

Новые объекты – Шаударская малая ГЭС и Малая ГЭС на пикете 135+50 будут построены за счет льготных кредитов министерства коммерции Китая. Общая стоимость проектов превысит 30 млн. долларов. Строительство гидроэлектростанций планируется завершить в конце 2021 года.

Китайский Эксимбанк выделит на их реализацию 24,8 млн. долларов, а Узбекгидроэнерго - 5,8 млн. долларов за счет собственных средств. После запуска мощность Шаударской малой ГЭС составит 7,2 МВт, а Малой ГЭС на пикете 135+50 – 7,4 МВт. Ежегодно первая станция будет вырабатывать 37,8 млн. кВт/ч, а вторая – 34,3 млн. кВт/ч.

Также, Узбекистан и Россия планируют подписать контракт по строительству атомной электростанции до конца 2019 года. Об этом заявил генеральный директор агентства «Узатом» Журабек Мирзамахмудов на полях международного форума «Атомэкспо» в Сочи, сообщают узбекские СМИ. При этом Мирзамахмудов не смог назвать хотя бы примерную стоимость строительства АЭС, так как она «зависит от результатов контрактных переговоров, которые продолжаются».

Он также сообщил, что Узбекистан в течение месяца определится с потенциальной площадкой для строительства. Первая в Узбекистане АЭС будет состоять из двух энергоблоков ВВЭР-1200 поколения «3+» мощностью 1 200 МВт каждый. Сдача объекта в эксплуатацию запланирована до 2028 года.

В любом случае, ближайшие годы станут весьма интересными на события, которые будут связанны с увеличением роли стран Центральной Азии по части энергоресурсов и их эффективного использования.

Ещё одним немало важным аспектом при дальнейшем развитии Узбекистана и его влияния на соседние страны следует выделить вступление во Всемирную Торговую Организацию.

«Нет сомнения в том, что членство Узбекистана в такой организации, как ВТО заставит мировое сообщество посмотреть на республику в новом свете, что откроет её для более активных связей, а также для более глубокого взаимодействия в различных секторах. Наиболее перспективными видятся контакты двух соседей. Для Кыргызстана те преобразования, которые были осуществлены в последнее время в Узбекистане, несут существенные перемены по различным направлениям. Прежде всего, увеличение товарооборота между двумя странами наладит бесперебойный поток товаров различного производства и направленности, что в свою очередь увеличит кредит доверия между двумя государствами, а также покажет, насколько эти взаимоотношения могут принести взаимовыгодную пользу», - заявил Никитенко.

Существуют и конкретные шаги. Кыргызстан и Узбекистан собираются увеличивать количество совместных предприятий. Об этом на брифинге сообщил посол Узбекистана в Кыргызстане Комил Рашидов.

«В Кыргызстане недавно побывала делегация из «Узбек уголь». Также намечается создание машиностроительных станций. Мы изучаем и другие виды коопераций, которые будут созданы на территории Кыргызстана и Узбекистана», - отметил он.

Посол также сообщил, что недавно появилась информация о том, что на границе КР и РУз будут созданы логистические центры с участием трех государств (Кыргызстана, Узбекистана и России), чтобы экспортировать товары в третьи страны. «Благодаря тому, что Кыргызстан имеет статус ВСП+, Зеленый коридор в Китай и членство в ЕАЭС есть уникальная возможность для сотрудничества», - добавил он.

Стоит напомнить и о ещё очень важном направлении сотрудничества между Кыргызстаном и Узбекистаном. 30 декабря 2017 года вступил в силу Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между правительствами Кыргызстана и Узбекистана о международном автомобильном сообщении.

Основной целью данного документа служит углубление взаимовыгодного сотрудничества в области транспортных коммуникаций путем расширения сферы применения межправительственного Соглашения. Согласно документу стороны предоставляют и гарантируют друг другу свободный режим транзита по территории своих государств, а также будут создавать благоприятные условия для осуществления перевозок по автомобильному маршруту «Ташкент – Андижан – Ош – Иркештам – Кашгар».

Впереди предстоит работа по претворению многих целей в жизнь. Для этого нужна, как политическая воля, так и стремление простых граждан идти по пути намеченных преобразований. Инициативы однозначно хороши. Важно, чтобы они не остались лишь предложениями. Но есть уверенность в том, что лидеры стран Центральной Азии готовы к работе в направлении общей тенденции развития по всем ведущим направлениям.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий