• 89.43
  • 97.88
  • 0.98
  • 0.2

ИАЦ "Кабар": Саммит Глав ЦА в Астане. Итоги и перспективы

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Впервые за девять лет в Астане состоялась первая консультативная встреча Глав государств Центральной Азии.

Во встрече приняли участие президенты Кыргызстана - Сооронбай Жээнбеков, Казахстана - Нурсултан Назарбаев, Таджикистана - Эмомали Рахмон, Узбекистана - Шавкат Мирзиёев и председатель Меджлиса Туркменистана Акджа Нурбердыева.

Лидеры государств региона встретились для обсуждения региональных вопросов, касающихся приграничных вопросов, вопросы безопасности, торгово-экономических отношений, логистики, инфраструктуры и других вопросов, а также найти их решение.

Перед саммитом глав государств Центральной Азии состоялась встреча Жээнбекова с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Главы двух государств обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества.

По завершению Саммита Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал заявление для средств массовой информации, в котором отметил, что на встрече, прошедшей в духе взаимопонимания, состоялся конструктивный обмен мнениями по всем актуальным вопросам международной повестки дня. В их числе - региональная безопасность, приграничные вопросы, транспортная коммуникация, водно-энергетические ресурсы, тарифная политика, торгово-экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество.

Об итогах встречи глав государств Центральной Азии, основных его моментах и перспективах первого за столь долгое время мероприятия агентству «Кабар» рассказали политологи.

По словам политолога, представителя Кыргызского совета по международным отношениям и безопасности Эдиля Осмонбетова, прошедший в Астане саммит с участием глав государств Центральной Азии показал некоторые особенности. «Во-первых, такая встреча стала первой, несмотря на то, что она была и консультативной или неформальной. Многие даже сомневались, что она вообще состоится. И даже если президент Туркменистана не принял в ней участие, но эта страна была представлена председателем Меджлиса. И четыре государства региона могут сыграть большую роль в том, что Центральная Азия сформируется как геополитический регион, он станет субъектом международного права», - отмечает он.

По наблюдениям политолога, у многих были опасения по поводу того, что ничего не получится. «Но сам факт того, что они собрались и обсудили, говорит об обратном», - подчеркивает представитель Кыргызского совета по международным отношениям и безопасности.

Другой ключевой вещью, говорит Осмонбетов, является то, что центрально-азиатский регион впервые заявил о себе, как о новом геополитическом регионе. «Но самое главное - это формат между самими дружественными государствами региона», - указывает он.

Как пояснил политолог, между ними нет внешних игроков в лице России, Китая, США, Европы или каких-либо других ведущих держав мира. «То есть, этот процесс говорит о том, что Центральная Азия пришла в геополитическое движение и соответственно мы формируемся как новый регион», - считает эксперт.

Касаемо интересности самого формата, политолог указывает на тот момент, что лидеры стран Центральной Азии выступали, приняли совместное заявление, в котором было четко сказано, что они во-первых на саммите в Астане обсудили все актуальные проблемы международных отношений, приграничные вопросы, транзита, культурного обмена. «Все вопросы, которые мешали связать государства региона, были обговорены». – делится наблюдениям Осмонбетов.

Говоря о том, что мешает Центральной Азии, политолог сказал, что страны региона не могли между собой договориться на протяжении 26 лет. Но, как сказал Осмонбетов, в настоящее время центрально-азиатский регион договаривается напрямую без посредников. «Не с помощью какой-то третьей стороны, потому что в геополитике посредники всегда преследуют свои собственные интересы. А сейчас мы увидели, что это большой плюс», - отмечает Осмонбетов.

И третьей особенностью прошедшего саммита стало то, что было принято совместное заявление, в котором было написано, что государства Центральной Азии договорились на ежегодной основе перед праздником Нооруз проводить подобные встречи. Говоря о важности этих встреч, политолог подчеркивает, что они дают возможность лидерам государств сверить часы, обсудить повестку дня и многие вопросы в подобной неформальной беседе могут быть решены и сняты с обсуждения. «Чтобы как в предыдущие годы это не доходило в последствии до конфликтных ситуаций. И была достигнута договоренность, что следующая встреча состоится в следующем, 2019 году в марте в Ташкенте. А это говорит о том, что процесс пошел, и можно уже сказать, что с точки зрения геополитики регион состоялся как цельный и мы идем к большому шагу», - отмечает Осмонбетов.

Представитель Кыргызского совета по международным отношениям и безопасности также считает, что Кыргызстан в этом процессе сыграл важную роль. Причина в том, что без Кыргызстана в Центральной Азии невозможно было бы начать создавать нынешнюю атмосферу доверия, стабильности и будущего. «Потому что без улучшения кыргызско-узбекских отношений, невозможны были бы и дальнейшие улучшения отношений. И если бы один из лидеров не был бы согласен, то тогда возникали бы гигантские проблемы», - добавил политолог.

Но по его словам, сегодня все видят, что центрально-азиатский регион нуждается в единой повестке дня. «Президент Кыргызстан выступая на саммите в Астане четко сказал, что стратегические цели у всех стран Центральной Азии общие и это позволит увеличить геополитический вес стран региона на международных площадках», - делится мнением Осмонбетов.

В свою очередь это говорит о том, что сделан первый шаг, чтобы страны регион выступали и защищали совместно на международной арене общие цели.

«Это также даст возможность решать многие вопросы. Стоит помнить и о том, что Центральной Азии будет необходима и общая повестка дня, когда он станет единым. Поскольку регион может сыграть большую роль в делах Афганистана и других странах, а также выступить в качестве «донора» безопасности», - подчеркивает Осмонбетов.

Говоря о том, что многие эксперты из стран СНГ, запада и других регионов, особенно из России говорили, что саммит ничего не даст и пытались снизить его значение, политолог заметил, что саммит в Астане прошел на оптимистичной ноте, но самое главное – это то, что он доказал, что Центральная Азия цельный регион, даже в большей мере чем Кавказ.

И это, по словам Эдиля Осмонбетова, внушает большой оптимизм для развития.

Политолог Марс Сариев, являющийся также представителем Кыргызского совета по международным отношениям и безопасности, отмечает, что саммит в Астане на самом деле декларировался как диалоговая площадка и данная площадка представляет на самом деле очень интересный формат, которого давно не было. «По моему, с 2005 года лидеры не собирались в таком формате, и заметьте, что брифинг для журналистов был коротким, а потом все продолжилось за закрытыми дверями», - говорит политолог.

По наблюдениям Сариева, создалась очень серьезная платформа для общения республик Центральной Азии. «Центральная Азия состоялась как субъект и в этом отношении с большим интересом к этому относится ЕвропейскийСсоюз», - говорит он.

По словам политолога, представитель Европейского Союза уже заявил о том, что они заинтересованы в создании единой Центральной Азии. «Трамп, кстати, тоже пригласил главу Узбекистана в США с визитом. И 26-27 марта в Ташкенте состоится конференция, включая формат саммита С5+1. Это также говорит о заинтересованности США», - делится наблюдениями Сариев.

Относительно другого большого соседа стран Центральной Азии – Китая, то он, по мнению эксперта, также будет приглядываться к новому формированию стран Центральной Азии. «Это реальный партнер Центральной Азии, потому, что у него есть деньги и ресурсы и даже формат такой диалоговой площадки Центральной Азии для Китая выгоден», - считает политолог.

Причина, по словам Сариева в том, что китайская сторона проводит логистические маршруты «Один пояс – Один путь», который пересекает почти все страны ЦА и поэтому для Поднебесной диалог со странами региона будет еще легче и у Китая будет возможность спонсировать этот проект.

Тем не менее, считает политолог, этот проект несет свои издержки. Причина в том, что Кыргызстан и Казахстан входят в ЕАЭС и в тоже время все эти республики входят в ШОС. А вхождение Кыргызстана и Казахстана в ЕАЭС, где имеется свой регламент, затруднит возможность для создания объединенных рынков с Узбекистаном и Таджикистаном, которые не входят в это интеграционное объединение. «Поэтому есть свои коллизии, но в любом случае, три главных мировых игрока – Китай, США и Россия – будут стараться использовать новое объединение в своих целях», - говорит Сариев.

По наблюдениям политолога, Россия уже заявила, что будет пересматривать свои отношения с Центральной Азией. «Путин сказал, что Россия отойдет от торговых соглашений и не будет реагировать на такие лингвистические вещи, как переход на латиницу в Казахстане, в пользу индустриальных проектов, проектов по модернизации. Поэтому Россия опять будет пытаться возвратиться в Центральную Азию, потому что объединенный регион это уже совершенно другой субъект. Идут уже консультации», - указывает представитель Совета.

Китай же, по словам Сариева, будет искать язык с республиками Центральной Азии через финансирование. Запад, как говорит политолог, уже работает со странами региона через Северный маршрут поставки невоенной техники НАТО в Афганистан. «Данный маршрут будет идти через Азербайджан, Казахстан и Узбекистан в Афганистан», - уточняет политолог.

И соответственно они попытаются сейчас привязать Афганистан и помочь республикам Центральной Азии вывести коммуникационные, логистические и энергетические пути в Пакистан и Индию.

Поэтому, считает политолог, будет вестись острая конкуренция между этими странами. На этом фоне Назарбаеву и Мирзиееву, как локомотивам республик Центральной Азии, уже придется выбирать с кем сотрудничать. «В этой ситуации, конечно, самая слабая позиция у России. Поэтому ей надо найти очень привлекательные модели и отойти от тех ошибок, которые они совершали – каскады ГЭС в КР, Рогунская ГЭС, позиция во время таможенного конфликта между Кыргызстаном и Казахстаном и торговые войны внутри ЕАЭС – эти все ошибки сейчас позицию России очень сильно роняют», - считает Сариев. Он также добавил, что у китайской стороны, которая сориентировалась с финансами, очень хорошие позиции, а американская сторона уже влезла в этот проект.

«Поэтому очень острая конкуренция будет идти за Центральную Азию», - еще раз подчеркнул Марс Сариев.

Говоря об особенностях саммита, Сариев сказал, что Назарбаев и Мирзиеев очень хорошо себя чувствуют, потому что новый формат встречи обрел некую субъектность. И в этой ситуации необходимо обратить внимание на Туркменистан, который понимает, что идет острая конкуренция между основными игроками за регион. И поэтому, как считает политолог, в этих условиях Бердымухамедов предпочел совершить визит в Арабские страны. «Он поехал туда, чтобы разговаривать по вопросу ТАПИ, опять же афганскому направлению. Этот проект американцам нравится, но в тоже время вероятно, что власти России будут довольны, что президент Туркменистана не приехал на этот саммит в Астане. Поэтому Туркменистан исходит из своего статуса нейтралитета и пытается оставаться вне этой конкуренции среди великих держав», - считает Сариев.

Политолог добавил, что это не очень нравится в имиджевом плане Назарбаеву и Мирзиееву, но у Туркменистана сейчас очень сложная социальная, экономическая ситуация, наблюдаются проблемы с обеспечением продовольствием.

В заключение Марс Сареив отметил, что Китай как обычно будет конкурировать с остальными державами разными средствами, поскольку для проекта объединенной Центральной Азии все равно нужны средства. «Ресурсов Казахстана и Узбекистана не хватит, чтобы сшивать регион. Поэтому у Китая очень хорошая позиция, основным конкурентом которого будут США. А России придется поднапрячься и попытаться на самом деле реализовать новую доктрину в отношениях со странами Центральной Азии, а не как раньше играть с республиками на понижении и повышении ставок», - заключил Марс Сариев.

Эрмек Абдрисаев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий