Начавшаяся активная внешнеполитическая деятельность Президента Кыргызской Республики С. Жапарова становится предметом обсуждений и прогнозов во внутриполитическом и медийном пространстве. «Первый визит Садыра Жапарова в Россию. Кремль принял и решил помогать» под таким заголовком вышли в популярных интернет-ресурсах статьи на следующий день после завершения визита. В этом заголовке отражена суть и итоги визита. За два дня он встретился с лидером России Владимиром Путиным и всей российской «политэлитой», а также с соотечественниками и бизнесом. Вопреки разного рода прогнозам визит главы Кыргызстана в Россию получился довольно насыщенным и политически плодотворным.
Государственный визит в Казахстан в начале марта т.г., состоявшийся сразу после поездки в Россию, был целесообразным. По сути, Россия и Казахстан две ключевые страны на общем евразийском экономическом пространстве в котором Кыргызстан видит перспективу своего экономического развития и безопасности. Двусторонние переговоры главы кыргызской делегации с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, встречи с первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, а также председателем Мажилиса Парламента, Премьер-министром и с представителями бизнес-кругов Казахстана подтверждают мысль о необходимости активизации и укрепления межгосударственных политических, экономических и иных связей на общем евразийском пространстве развития.
Имеющиеся приглашения посетить и другие дружественные страны с визитом, такие как Китай, Турция, Узбекистан и т.д., и, соответственно, готовность совершить туда поездки, это признак не только заинтересованности сторон в сотрудничестве и налаживании двусторонних государственных каналов взаимодействия, но и вопрос расширения и укрепления добрососедских отношений. У многих народов, в том числе и у кыргызов, есть пословица: - ««Жаман туугандан жакшы коңшу артык», т.е. «лучше добрые соседи, чем плохая родня», отражающей суть восточной дипломатии.
В связи с чем, понятен ожидаемый на днях визит Президента КР С.Жапарова в Узбекистан, в страну, с которой Кыргызстан объединяет не только многолетняя история взаимоотношений, общие границы, но и общее прошлое, родственность связей, языковая близость и в некотором роде ментальная схожесть.
Кыргызстан и Узбекистан, на взгляд многих специалистов и ученых, должны и обязаны находить точки соприкосновения. И причин тому немало: - общие границы, крупные диаспоры, живущие в приграничном пространстве, однотипность экономических и иных вопросов. В свою очередь, наиболее густонаселенная Ферганская долина – плодородная жемчужина региона, но сосредоточившая в себе целый клубок проблем, имеющая не только межстрановое, но, по существу, и межрегиональное значение, дополнительно придает межгосударственным отношениям особую специфику по формированию модели построения Центрально-азиатского эффективного диалога.
В силу объективных обстоятельств, несмотря на разность политических стратегий и ориентацию на партнеров, перед нашими странами стоят одинаковые вызовы: выбор стратегии развития, обеспечение стабильности и безопасности в странах, а равно и в регионе. А с учетом постпандемического фактора, многие вопросы стали еще острее проявляться и восприниматься.
Совершенно очевидно, что пандемия оказала свое влияние на динамику сотрудничества. Назрела необходимость совместных усилий для преодоления ее вызовов. В свете этого, встреча «в верхах» будет способствовать активизации трансграничного сотрудничества и налаживания социально-культурных связей, которые из-за принятия внутристрановых противоэпидемических мер развиваются в последний год не так активно.
Стоит признать, что почти за 30-летний период независимости двусторонний процесс выстраивания отношений между соседними государствами все эти годы был неоднозначным и противоречивым. Вместе с тем, происходящие в последние годы изменения в регионе породили новую риторику, которая может служить признаком того, что появились зримые очертания реализации совместных конкретных проектов на основе здорового прагматизма. А стратегические партнерские отношения между соседними странами, основанные на укрепления дружбы, добрососедства и доверия стали воплощаться в конкретные дела.
Все современники, и аналитики в том числе, едины во мнении, что этому способствовала политика открытости и добрососедства Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева. Именно на необходимости повышения открытости и доверия внутри региона как способа улучшения качества жизни народов не раз заострял внимание действующий глава Узбекистана.
Глубочайшее понимание фундаментальности добрососедских отношений, открытости и доверия позволило нашим странам серьезно продвинуться в чувствительном приграничном вопросе и приблизить процесс к определенному логическому завершению.
В условиях новой реальности, как специалисты называют постпандемический период, встает вопрос дальнейшего наращивания всего комплекса двустороннего сотрудничества в части развития приграничных областей, расширения торговли, экономической кооперации и транзитных возможностей, налаживания связей между финансовыми структурами двух государств, а также научно-образовательного и культурно-гуманитарного сотрудничества.
Наличие общих экономических и иных интересов, позволяет нашим странам развивать плодотворные товарно-производственные и другие связи.
В частности, на взгляд экономистов, интересы Узбекистана по отношению к Кыргызстану прослеживаются в таких направлениях, как:
- закупка в Кыргызстане определенных видов сырья (электроэнергия, цемент, уголь, хлопок, картофель, металлолом и другие) и запчастей;
- транспортно-логистическая сфера и расширение транзита пассажиров и грузов;
- создание на территории Кыргызстана общих производственных и торговых цепочек доступа на рынок стран ЕАЭС.
- обеспечение бесперебойного протока воды из Кыргызстана в Сыр-дарьинский водный бассейн для период орошения.
Известно также, что рынок труда Кыргызстана привлекателен для граждан Узбекистана для сезонных заработков.
Специфика интересов Кыргызстана состоит в дальнейшем развитии отношений с соседней республикой, имеющей хорошо развитую производственную и сырьевую базу, взаимовыгодное продвижение товаров на совместные рынки, самый емкий потребительский рынок в регионе, возможность развития общего транспортно-логистического и туристического пространства. К примеру, включение исторического памятника культуры Сулайман-Тоо в г. Ош и иных памятников истории в совместную туристическую логистику с одновременным развитием общей автотранспортной и имеющейся в Узбекистане скоростной железнодорожной магистрали, позволили бы резко нарастить взаимный потенциал стран. И таких примеров перспективного наращивания совместного потенциала очень много.
Конечно, у каждой страны есть свои национальные особенности, опирающиеся на природно-климатические, производственно-географические, профессионально-компетентностные и иные исторические истоки. Поэтому разумнее, когда на общей повестке развития, вопросы страновой специализации между нами выделены и проговорены, чтобы не создавать барьеры друг для друга, а дополнять экономический и иные взаимные потенциалы сторон как партнеры, а не как конкуренты.
Добрососедство, партнерство и специализация, открытость и доверие должны стать фундаментальными основами в формировании субъектной центрально-азиатской целостности. Очевидно, что в преобразующемся мире, наши страны, а значит и Центральная Азия в целом, должны быть сильны единством и сплоченностью перед имеющимися и потенциальными вызовами.
В силу чего акцент на идеях дружбы и добрососедства, тесных культурных и экономических связях межгосударственного и регионального единства не случаен. Архиважно исходить из того, что дружественные отношения с государствами-соседями не менее важны, чем достижения в экономических, торговых, инфраструктурных и иных сферах. Чингиз Айтматов в одном из своих интервью подчеркнул, что: - «историческая общность, языковое сходство, наличие общих традиций, обычаев дает нам неисчислимые возможности для того, чтобы быть вместе и сообща строить новый мир, единое цивилизационное сообщество».
Понимание и развитие общности культурного наследия, распространение национальных достижений в области культуры, науки и образования могут стать прочной базой для мирного развития братских народов. А благоприятные условия межкультурного сотрудничества способны заполнить вакуум ценностей, который наблюдается сегодня в духовной сфере и воспитании подрастающих поколений.
Главное продолжать искать пути налаживания добрососедской жизнедеятельности, возрождать хорошее, что было в прошлом, и активизировать новое на благо наших народов в частности, и региона в целом.
Куванычбек Шадыбеков,
Сейитжан Апышев
Специально для КНИА «Кабар»,
9 марта 2021 года
Комментарии
Оставить комментарий