• 87
  • 91.46
  • 0.84
  • 0.17

Всемирные игры кочевников: Правила игры "Тогуз коргоол"

ВИК 2022 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 14 августа /Кабар/. В Кыргызстане с 8 по 14 сентября в Иссык-Кульской области пройдут Всемирные игры кочевников. Предполагается, что на состязания приедут спортивные делегации из Турции, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Азербайджана, Монголии, России и Кыргызстана. Последний, как организатор соревнований, выставит по две команды в каждом виде спорта.

В программу включены такие игры, как кок-бору, тогуз коргоол, кыргыз курош, алыш, оодарыш, ат-чабыш, жорго-салыш, кунан чабыш, ордо, кыз-куумай.

Центр развития национальных видов спорта при Государственном агентстве физической культуры и спорта Кыргызстана подготовлены видеоролики о правилах национальных видов спорта, вошедших в программу Всемирных игр кочевников. Видеоролики и тексты подготовлены на четырех языках – кыргызском, русском, турецком и английском. В их основу вошли правила по национальным видам спорта, утвержденные спортивными федерациями Кыргызстана и Центром развития национальных видов спорта.

Агентство «Кабар» представляет правила игры Тогуз коргоол (текст, видео)

Кодекс Тогуз коргоол (сокращенный вариант)

Основные положения

1. По итогам жеребьевки игроки располагаются каждый по свою сторону.
2. Перед началом игры на игровом столе должны быть доска, часы, бланк для записи партий.
3. Перед началом игры игроки проверяют начальную позицию, пожимают друг другу руки, демонстрируя право на начало игры.
4. После окончании партии игроки записывают результат в бланк для записи партий, подписывают его и рукопожатием закрепляют результат.
5. Если стороны не пожали друг другу руки судье необходимо произвести рукопожатие.

1. Ход

1.1 Ходом называется перекладывание коргоолов по одному коргоолу против часовой стрелки из любой лунки находящейся на своей стороне, начиная с той же лунки. После девятой лунки со своей стороны следует первая лунка соперника, затем вторая и т.д.
1.2 Если в лунке имеется один коргоол и ход делается им, то в результате лунка становится пустой, а коргоол перемещается на следующую лунку.
1.3 Если последний коргоол попадает в одну из лунок соперника, и если число коргоолов в той лунке будет четным, то ход считается результативным и игрок забирает все коргоолы из этой лунки в свой казан.
1.4 Если последнийкоргоол попадает на сторону соперника и оказывается нечетным, кроме правила "туза", а также если последний коргоол попадает в одну из лунок на своей стороне, то независимо от числа получившихся коргоолов, коргоолы никем не забираются.
1.5 Ход считается завершенным, после того как соперник опустил последний коргоол в лунку или коргоолы в казан и перевел часы.
1.6 Ход должен быть сделан одной рукой. Исключение составляет "бай" если в лунке более 12 коргоолов, то свободная рука является вспомогательной. Тогда можно взять все коргоолы той рукой, которой будет производиться ход, и примерно половину коргоолов положить в другую руку, после того как закончатся коргоолы в руке выполняющей ход, нужно оставшиеся коргоолы переложить в другую руку и закончить ход. Если ход делается двумя руками, играющий, перед тем как сделать ход должен обратить внимание соперника на количество коргоолов в лунке и показать на лунку, куда должен попасть последний коргоол.
1.7 Ход считается выполненным, если игрок положил в следующую лунку коргоол находящийся в руке.
1.8 Ход необходимо делать только после того как соперник сделал ход и перевел часы.

2. Туз

2.1 Если последний коргоол игрока попадает в лунку соперника с двумя коргоолами, то эти 3 коргоола игрок забирает в казан и обязан объявить данную лунку "тузом", этим самым игрок выигрывает лунку соперника, и все коргоолы, которые в последующем попадут в лунку-туз, он забирает в свой казан и ставить знак туза.
2.2 Все коргоолы которые попали в туз забирает хозяин туза в свой казан.
2.3 Лунки "ооз"то есть №9 лунка не могут быть тузами.
2.4 Поменять туз в течении партии нельзя.
2.5 Каждый игрок во время игры может объявить туз только один раз.
2.6 Также если один игрок объявляет какую-то лунку тузом, то второй игрок не может объявить тузом одноименную лунку, то есть с таким же номером.
2.7 От туза отказаться нельзя.
2.8 Туз нужно отметить специальным знаком.
2.9 В протоколе для записи знак туза отмечаем буквой Х.

3. Окончание партии

3.1 Партия считается оконченной, если один из игроков набрал 82 и более коргоола в своем казане.
3.2 Если игрок набрал 82 коргоола и больше, то партия останавливается, а у соперника подсчитываются коргоолы находящиеся у него в казане (таким образом, счет партии может быть 1(82) – 0(60)).
3.3 Партия считается оконченной, если соперник объявил о своем проигрыше, то есть сдался, а в протокол и бланк для записи партий указывается счет, при учете количества коргоолов записывается находящиеся в казане коргоолы на момент объявления проигрыша.
3.4 Партия считается оконченной, если на стороне у игрока не осталось коргоолов. В этом случае подсчитываются только коргоолы, находящиеся у него в казане, если у него меньше 81 коргоола партия считается проигранной этим игроком, если 81 коргоол, то ничья, если больше 81 – выигрыш.
3.5 Партия считается оконченной ничьей, если оба игрока набрали в казанах по 81 коргоолу.
3.6 Партия считается оконченной ничьей, если оба игрока согласились на ничью.
3.7 Партия считается оконченной ничьей, если на доске получается ничейная позиция А.Чылымова (повторение позиции через 73 хода)
3.8 Партия считается оконченной ничьей, если у обоих игроков закончилось время ("упал флаг"), а в казанах 81 или меньше коргоолов.
3.9 Партия считается оконченной, если один из игроков опоздал на половину контроля плюс 30 секунд, зафиксированные контрольными часами, (опоздавшему записывается поражение) если иное не предусмотрено Положением о соревнованиях.
3.10 Партия считается оконченной, если у одного из игроков "упал флаг", результат игры записывается согласно пункту3.4.

4. Ошибки игроков.

4.1 Если в процессе партии не было обнаружена ошибка, а в протокол для записи партий был записан результат и проставлены подписи, то партия не переигрывается.
4.2 Если был сделан невозможный ход или была испорчена позиция (коргоолы рассыпались), то восстанавливается позиция до ошибки и партия продолжается с применением статьи 1.7.
4.3 Если при выполнении хода играющий неумышленно рассыпал коргоолы, он должен восстановить позицию за счет своего времени, затем переключить часы.

6. Часы для игры тогузкоргоол

6.1 Часы для игры тогузкоргоол– это часы с двумя циферблатами, взаимосвязанные между собой так, чтобы только одни могут идти в одно время. "Падение флага" означает истечение времени игрока.
6.2 Судья должен поставить часы справа от черно-стороннего.
6.3 Часы бело-стороннего пускаются во время, определенного регламентом, затем каждый игрок после сделанного им хода останавливает ход своих часов и пускает ход часов соперника.
6.4 Показания часов неоспоримы. Только при наличии явных неисправностей игрок должен обратиться к судье. При обнаружении неисправности, судья должен заменить часы.
6.5 Обращение с неисправностью часов должно быть сделано до "падения флага".
6.6 Если при выполнении хода "упал флаг" необходимо дать возможность сделать ход до конца, при результативном ходе коргоолы необходимо снять с доски и положить в казан.
6.7 При замене неисправных часов судья должен установить точное время, использованное каждым игроком. Если есть доказательство, что неисправность была на одних часах, он исправляет только показания этих часов, иначе, исправляются показания часов обоих игроков, общее время делиться на два и распределяется между игроками поровну. При установке времени если у одного из игроков остается меньше 5 минут, то судья доводит его время до 5 минут, и прибавляет дополнительно его сопернику столько же.
6.8 Соглашение на ничью или признание поражения остаются в силе, несмотря на "падение флага".
6.9 Если упали оба флага, подсчитываются коргоолы игроков в казанах и применяются пункты 5.1, 5.5, 5.8.
6.10 Запрещается руками придерживать часы, или удерживать кнопку часов.
6.11 Игрок может остановить ход обоих часов только при "падении флага".
6.12 Запрещается самостоятельно менять показания часов, при необходимости надо приглашать судью.
6.13 "Падение флага" должны зафиксировать только игроки играющие партию или судья.
6.14 По просьбе игрока судья должен установить часы.
6.15 Если партия была начата без часов и игроки или судья решили поставить часы по тем или иным причинам, то необходимо установить для обоих игроков одинаковое время, то есть от реального времени отнимается время начала тура и делится на 2. Полученный показатель устанавливают обоим игрокам. Игрокам нельзя ставить меньше 25 минут (пункт 12.8.).
6.16 Игрок нажимает часы той рукой которой выполняет ход.

7. Запись партий

6.1 Каждый игрок обязан делать запись ходов обоих игроков, ход за ходом согласно Правилам нотации тогузкоргоола.
6.2 Бланк для записи является собственностью организаторов соревнований.
6.3 Бланк для записи должен быть расположен так, чтобы всегда был виден судье.
6.4 Запись партии должна вестись до окончания партии.
6.5 Запись партии может быть прекращена только при условии, если у игрока осталось меньше 5 минут до конца контроля.
6.6 Переписать свою и партии игроков разрешается судьями только по окончании тура.
6.7 Любой игрок или представитель игроков может обратиться к судье, чтобы попросить записи партий. Судья обязан предоставлять (касательно пункта 8.6) бланки с записями партий или их копии. При потере или порче бланка игрок или представитель, взявший для переписывания, несет полную ответственность и может быть наказан вплоть до исключения из соревнований. Судьям рекомендуется после туров вывешивать избранные партии игроков.
6.8 Игрокам, которые не производили запись партии или запись была произведена не до конца партии объявляется предупреждение.

8. Учет результатов игр

7.1 Победитель партии получает 1 очко, а проигравший 0 очков.
7.2 За ничью оба игрока получают по 0,5 очка.
7.3 При проведении соревнований по круговой системе, матчей и турниров, где регламентом о проведении соревнованиях предусмотрен подсчет коргоолов, необходимо в протокол записывать кроме счета, количество набранных коргоолов проигравшего игрока, то есть 0(76).

9. Ничья

8.1 Ничью может предложить только играющий, после сделанного хода, перед переключением часов.
8.2 Предложение ничьи можно сделать не более трех раз. Если игрок сделал предложение ничьи более трех раз это равносильно отказу от игры и соперник может потребовать записать поражение игроку, который предложил более трех раз ничью.
8.3 Каждое предложение ничьи должно отмечаться знаком "=", в бланке для записи партий обоими игроками.
8.4 Игрок может потребовать ничью, если на доске ничейная позиция А.Чылымова.
8.5 Судья должен принимать протокол для записи партий в ничью, в присутствии обоих игроков

10. Система проведения соревнований и виды соревнований.

9.1 Соревнования проводятся в личном и командном зачете
9.2 Соревнования в командном зачете проводятся по олимпийской системе, до 2-х поражений, в личном зачете по швейцарской системе.
9.3 Контроль времени на обдумывание 1 час на каждого игрока, 2 часа на 1 партию.
9.4 Команды должны быть экипированы в единую форму утвержденную федерацией.
9.5 Расстановка по доскам производится перед началом игры. Игроки на первой доске производят жеребьевку для определения сторон. Первая доска победившая в жеребьевке садится за белую сторону, а второй спортсмен садится за черную сторону.
9.6 После рассадки по доскам замены запрещены.

11. Определение победителей

10.1 При определении победителей в личном зачете проводимых по швейцарской системе:
- Наибольшему количеству очков, при одинаковом количестве очков по;
- Коэффициенту Бухгольца, при одинаковом коэффициенте по;
- Результату личных встреч, при ничьей по;
- Коэффициенту «прогресс», при одинаковом показателепо;
- Коэффициенту Бергера
10.2 В командном зачете в Олимпийской системе:по результату встречи, при ничьей, по количеству коргоолов в проигранных партиях, у кого больше количество коргоолов та команда имеет преимущество. При одинаковом количестве проигранныхкоргоолов,по результату первой доски. При одинаковых показателях назначается дополнительная игра.

12. Заявки

11.1 В именной заявке для участия в соревнованиях необходимо указать Фамилию, Имя, год рождение, спортивный разряд и визу врача.
11.2 Игроки мужского пола не могут играть вместо женщин.
11.3 Команда допускается на соревнование при присутствии не менее 50% игроков.

13. Судья и судейская коллегия

12.1 Судейская коллегия утверждается руководящей организацией.
12.2 Во всех официальных соревнованиях с участием более 7 человек назначаются главный судья, заместитель главного судьи, главный секретарь, судьи при участниках и секретари.
12.3 Количество судей при участниках в зависимости от уровня соревнований, один судья может вести от одного до шести партий. Количество секретарей не более 9 человек.
12.4 Минимальное количество судей 3 человека.
12.5 Судья должен следить за строгим соблюдением настоящего Кодекса и регламента о проведении соревнований.
12.6 Судья должен быть объективным, действовать в интересах соревнования.
12.7 Судья должен контролировать ход соревнований, следить за порядком, чтобы игроки не были потревожены.
12.8 Если проходит игра без часов, судья должен следить за контрольными часами, чтобы не менее чем за 50 минут задерживающимся партиям поставить часы. (пункт 5.15).
12.9 Если игрок не нажал на кнопку часов судья может не обращать внимание, но может принять меры по своему усмотрению.
12.10 Судья должен следить за тем, чтобы игроки не применяли дополнительных средств во время игры: записи предыдущих партий, использование диаграмм, сотовых телефонов, компьютерной программы и т.д
12.11 Игрокам дается предупреждение, за 3 предупреждение снимается 1 очко, за 4 предупреждение игрока исключают из соревнования. В следующих случаях выносится предупреждение:
- судья должен следить за тем, чтобы игрок во время игры не разговаривал с участниками соревнований, игроками, с тренером и т.д. При необходимости можно разговаривать в присутствии судьи или соперника;
- в зале для игры имеют право находиться судьи и игроки не закончившие партии, всем остальным запрещается находиться в зале где проходят игры;
- Игрокам, которые не записали партию до конца;
- За проявление неуважения к судьям;
- За препятствование в проведении и хода соревнования;
12.12 По регламенту судья имеет право запускать часы у играющего на белой стороне.
12.13 Зафиксировать поражение игроку который опоздал на половину контроля времени плюс 30 секунд указанного в регламента.
12.14 Судья, принявший необъективное решение может быть исключен из судейского состава.

14. Толкование Кодекса

Официальное разъяснение по Кодексу дает Совет Федерации Тогуз Коргоола Кыргызской Республики.

Комментарии

Оставить комментарий