• 86.5
  • 91.18
  • 0.86
  • 0.17

Восточные красавицы и мелодичный язык: Таджикистан глазами кыргызстанца

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Таджикский язык очень мягкий и приятный, каждый раз при разговоре хочется добавить «Пор фавор». Хоть и некоторые слова схожи с кыргызскими, но внять на сказанное никак не удается. Изречения корреспондента «Кабар» о соседнем государстве.

Журналисты из СНГ – Кыргызстана, Казахстана, России, Узбекистана приняли участие в пресс-туре по Таджикистану, в течение нескольких дней представителям средствам массовой информации показывали достопримечательности страны, рассказывали историю становления государства и в каком состоянии оно находится сейчас.

Начиная историю знакомства со столицей Таджикистана, хотелось бы начать свой рассказ с местного аэропорта, регистрацию прошла за считанные минуты. Туристам стоит взять на заметку, прежде чем встать в очередь к паспортному контролю, надо будет заполнить миграционный лист, указать по какой причине прилетели и когда обратный вылет. Многие не знали об этом, и приходилось возвращаться назад. К счастью, пограничники оказались понимающими и позволили не вставать в очередь повторно.

По ту сторону дверей ожидал горячий воздух, но одним из первых впечатлений был скорее вид на Душанбе, казалось столицу, охватила серая пелена. Когда воздушное судно из ярко-голубого неба опускалось в какой-то дымчатый вакуум, оставило чувство озадаченности. Позже разузнав у местных жителей, открыла для себя «Афганца» - пыльную бурю. Поначалу было тяжело, на глаза будто надели грязные очки, сквозь которые приходилось искать отчетливую картинку.

Удивлению не было предела, когда из аэропорта до гостиницы добрались за пять минут, в отличие от многих других он находился в центре города, что позволило доехать до отеля буквально за 5 минут. Ну и вторым фактом оперативного размещения стало отсутствие километровых пробок.

Даже за такой короткий промежуток времени, приезжему удастся разглядеть, какие изменения претерпевает Таджикистан, все старые здания обречены на снос, новые походят на греческие или же питерские сооружения. Представитель Беларуси по туризму, делясь впечатлениями о государстве, вспоминает, что еще 10 лет назад страна была совсем другой, результат проделанной работы выше ожидаемого.

Следующее, что бросается в глаза – отсутствие старых автомобилей, по словам горожан, все импортные машины завозят из Объединенных Арабских Эмиратов, но не все жители могут позволить себе такую роскошь и ограничиваются поездкой на общественном транспорте.

Такси в Душанбе дешевое: всего за 11 сомони (70 сомов) можно проехать несколько кварталов и при этом не бояться, что они будут грязные или на вызов причалит еле живой автомобиль. Новые, аккуратные, с наличием кондиционеров, и к тому же навигатор каждый раз желает доброго пути.

В разговоре с перевозчиками журналисты выясняют для себя нечто необычное – тонировка в стране запрещена, но в случае оплаты «штрафа» в размере 3000 сомани (свыше 21 тыс. сомов) можно ездить с данным атрибутом без каких-либо проблем.

По главным улицам Душанбе разрешено ехать только автобусам, они к слову турецкие, также оснащены охладителем воздуха и бесплатным интернетом. К слову, «излюбленные» бишкекчанам маршрутки здесь тоже есть.

В Таджикистане рабочий день начинается в 8 утра, покидают свои места сотрудники ближе к пяти часам, в это время в основном все и закрывается.

Если в Бишкеке точно знаешь, что в любое время на Советской – Московской работает обменный пункт, то в Душанбе нужно быть готовым остаться без нужной купюры. Деньги менять разрешается только в «бонке» (банке) и обязательно при наличии паспорта, к сожалению сомы, не принимают, поэтому надо не забыть на родине «приобрести» доллары.

При вопросе, что запомнилось больше всего, на уме одно – если в Кыргызстане нетронутая природа, то в Таджикистане девушки. Естественные, без наращенных ресниц, татуажа и прочих искусственных элементов. Восточные красавицы, бесспорно, могут претендовать на звание «Мисс».

В одежде представительницы женского пола предпочтения отдают этно-стилю – платья чуть ниже колена и брючки, в изготовлении, которых используется адрас, атлас и чакан. Последний народный промысел является национальной вышивкой. Мужчины носят знакомые нам джинсы и футболки.

Отрывки из бесед.

Шагая по проспекту «Рудаки» можно услышать историю о том, как в давние времена таджички, не обретшие предназначенные им судьбою суженых, приходили специально сюда на «Аллею последней надежды», сопутствовало поиску будущего мужа высокие и статные деревья – Чынар. Их особенность была бы люба кыргызским многочисленным проводам, поскольку ветвей, листьев в районе трех метров они не имеют.

Следующий пункт, на что обратила внимание, это отсутствие лишних электропередач, фонарные столбы, освещение, камеры, рекламные вывески существовали сами по себе, что исключало факт «нагруженности» города.

Везде и всюду была растительность, даже за пределами столицы. Разнообразие цветов, видов деревьев и кустарников вызывали вопрос «Неужели все приживается?». По словам таджиков, это результат постоянного ухода работников, но и к этому они шли сквозь тернистый путь. Недавно только власть боролась с вандалами: как только что-то было посажено, горожане могли растоптать, вырвать, и труд был коту под хвост. Сейчас виден обратный эффект.

Во время прогулки встретила знакомым нам «люли» (попрошайки), если в Бишкеке не внять их речи и ответ на дерганье выдаешь «Эшелеме бэщелеме», то таджики с ними на весьма понятном языке ругаются и угрожают милицией. По рассказу местного журналиста, они как положено в 7 утра встают, садятся на маршрутку и добираются до центра, как на работу, а вечером их забирают. Они обитают в строго отведенных для них местах, душанбинец был поражен, что точно такая же ситуация наблюдается и в Кыргызстане.

Осматривая парк имени Рудаки, и слушая рассказы прикрепленных гидов, начинаешь понимать, с каким уважением таджики относятся к своей истории. Ведущее место на площади отнесено Исмоилу Самани, основателю государства, национальному герою и гордости всего народа.

За его памятником расположена современная Национальная библиотека, которая встречает любителей почитать с чувством уважения к искусству, вся передняя часть здания обставлена бюстами великих личностей – их ровно 22, бишкекчане назвали бы это место «концептуальным» и сделали бы обязательно пару сотен фотографий. Приятно обогащать себя новыми знаниями в таком красивом месте.

Из одного олицетворения божественности попадаешь в другой. Иностранец описывал местность, где побывал: «Я был, где пушка», никто из местных не мог понять, о чем он. У меня, как у гражданина другой страны, на уме сразу же появился ответ – герб на крыше музея, ведь он действительно выглядел так, будто намеревается выстрелить.

Внутри галереи через артефакты и надписи на трех языках (английский, русский, таджикский) узнаешь историю появления таджиков с момента обитания первобытных до сегодняшнего дня. Особое место отведено «Чаноби оли» (высокому превосходительству) - президенту Эмомали Рахмону, где побывал, что сделал, какие достижения достигнуты, в ходе его работы.

Во время прогулки в историческом объекте из другого конца комнаты в глаза бросились «Чапан» и «Ак калпак», охваченная любопытством подбегаю к знакомым вещам, которые были подарены бывшим президентом КР Аскаром Акаевым, рядом расположились дарования от кандидата в президенты Омурбека Бабанова и правительства страны – схема следования шелкового пути.

Кстати, в музее можно найти самую большую в мире глиняную статую Будды, длина которого достигает 13-метров. Вылеплен данный экспонат еще 1600 лет назад.

В Кыргызстане чайхана характеризует себя, как место, где можно просто посидеть и покушать, а в Душанбе они заменяют роль ресторанов, в них проходят официальные визиты глав государств, те же свадьбы и разные празднества.

Одним из самых популярных является «Кохи Навруз», туристы называют его шедевром современной архитектуры. Местные ремесленники проделали колоссальный труд, через отделку дерева, камней, стекол продемонстрировали весь восточный колорит. На втором этаже здания в стеклянной комнате можно увидеть флаги нескольких государств, в том числе и Кыргызстана, экскурсовод поясняет, что они «увековечили» первые страны-участницы ШОС.

Платье, фата и галстук – в минувшую субботу мы попали сразу на пять свадеб, два в столице, три в городе Гиссар. Гулянка по красивым местам сопровождалась живой музыкой, танцами. Вечером одних ждали посиделки дома, других в чайхане. На следующий день родня приходит в дом жениха, и знакомится с новоиспеченным членом семейства – с невестой, по традиции «Гульчатай» открывает им свое личико.

В завершении журналистам показали Гиссарскую крепость, откуда проходил путь самого Александра Македонского и город Турсун-заде, в котором находится виноградный рай, чьи плоды попадают и в Кыргызстан.

Поселок Гиссар в Средние века был крупным городом, в котором располагался большой рынок, и работали многие известные ремесленники. Чуть позже в крепости поселился бек, для него был построен дворец, бассейн, сад. На сегодня остался один фрагмент здания – ворота из жженого кирпича, по бокам которого расположились две башни. Войдя через них можно заглянуть в домики, где продают сувениры, одежду, картины, далее разместились аттракционы и стойло для лошадей, прокатиться на последнем можно за 10 сомони (71 сомов).

В Турсун-заде представителей СМИ познакомили с 73-летним Нематджоном ака, у него насчитывается около 100 га виноградной плантации, где только с одного га выходит 30 тонн урожая. Всего этого, как он отметил, добился благодаря президенту, именно Рахмон освободил его от налогов, дал землю и всячески поддерживал. Добившись таких высот, старец принимает почетных гостей - глав, министров.

Пора прощаться. Вылет в 13:00, мы с казахскими журналистами в стенах гостиницы, а регистрация на рейс уже началась. В 11 часов стоило поднять панику, как в 11:40, пройдя регистрацию, сдав багаж, уже сидели в зале ожидания. К слову, из страны не выпускают, если имеешь деньги в размере 3 тысяч долларов, которых к счастью или наоборот ни у кого из нас не было.

Организаторами пресс-тура выступили Национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар» при поддержке Комитета по развитию туризма.

КНИА «Кабар»
Тумара Туратбекова

Комментарии

Оставить комментарий