Ташкент, 12.12.17 /Толонбай Курбанов – Кабар/. Сегодня во всем мире, в том числе в Узбекистане, широко отмечается день рождения выдающегося писателя современности, верного сына кыргызского народа Чингиза Айтматова. В связи с этим знаменитый узбекский ученый, доктор философских наук, профессор Кучкар Ханазаров поделился корреспондентом КНИА «Кабар» своими воспоминаниями о философии творчества великого писателя. К. Ханазаров во время второй мировой войны учился в лётней военной училище вблизи города Фрунзе, долгие годы работал в Москве с структуре ЦК КПСС и часто сотрудничал с Ч.Айтматовым по многим вопросам в сферах межнациональных отношений и духовности.
К.Ханазаров: Международная общественность сегодня отмечает начало 90-летия великого писателя, мыслителя и общественного деятеля Чингиз Айтматова. Осознавая эту дату, мы поневоле задумываемся над вопросом, чем же он вовлек в орбиту мыслей, в водоворот своих суждений сотни миллионов людей на Земле. Для этого есть веские основания, ибо мало ли на Свете писателей, скажут некоторые, готовые видеть в — Айтматове одного, именно одного из писателей, коими человечество отмеряет свое продвижение вперед и через которые осмысливает степень углубления в сущность своего бытия.
Мы возражаем им: они видят в Чингизе Айтматове одного из них, мы же видим в нем единственного писателя, подобного, которому не знает современная мировая литература. Эта единственность Чингиза Айтматова достигается тем, что он не просто писатель, но и писатель-философ. Чтобы понять эту мысль, не спеша подумаем над их глубиной. Ведь дело не только и, может не столько в изображении жизни, описании природы и взаимоотношений. Это всё как бы поверхность, внешнее проявление внутренних процессов. Тот или иной писатель может, привлечения читателя, умело «закрутить» сюжет так, что человек не может глаз оторвать от текста. Таких авторов романов, повестей и рассказов не счесть, особенно в современной эпoxе. Такая литература нередко обозначается довольно удачным словом «чтиво». Чингиз Айтматов не доставщик подобной литературы для читающей публики. Литература в его представлении - высокая трибуна для постановки общечеловеческих проблем. Эта трибуна тем выше, чем сильней мысль писателя. В этом смысле Чингиз Айтматов стоит на самой высокой трибуне и поэтому все человечество его видит, его слышит, его любит и уважает как писателя-мыслителя, писателя-философа.
Однако, как бы ни был велик человек, он живет на Земле, среди людей. Он потому и велик, что его таковым признают эти люди. Поэтому, исследуя творчество любого писателя, надо учитывать определяющее влияние окружающей его среды, общества. Такова, казалось бы, бесспорная истина. Но, сама жизненная реальность нередко опровергает ее. Люди в течение веков задумывались над этой загадкой человеческого бытия, общества. Каждый человек, взятый в отдельности, в своей повседневной жизни отнюдь не думает о том, как продвигать общество вперед. Он занят повседневной суетой жития-бытия. В этот кажущийся тленным и бренным мир вносят дух вдохновения, пух осмысления и высокой цели люди-единицы. Подобные люди наделены двумя качествами, отсутствующими у других, необыкновенным даром, называемым в народе божьей искрой и умением сосредотачивать себе и выдать в обобщенном виде помысли, чаяния, глубинные думы людей. Они не небожители, а обыкновенные как мы с вами люди, и, в то же время, недосягаемы для нас высотой полета мысли и деяний.
Вот таким человеком являлся Чингиз Айтматов. С ним можно было познакомиться, поговорить, пообщаться, даже пошутить, вспомнить и шаловливое детство, и забавные события и случаи из своей национальной жизни. Казалось бы, он был как мы все. Но, читаешь его произведения и поневоле задумываешься над тем, как глубоко он умеет заглядывать в человеческие души, уловить, вернее улавливать те колебания душевных фибр, которые нам, простым смертным, не уловить и не понять.
Такое сопоставление подталкивает к дальнейшим размышлениям, а именно, современный человек находится у начала пути, называемого неизведанной дорогой в нескончаемое. Эти качества Чингиза Айтматова-писателя, Чингиза Айтматова-мыслителя видят и чувствуют миллионы его читателей и почитателей, конечно, каждый по-своему и каждый в меру своих возможностей.
Я размышляю как философ. Я не вхожу в мир конкретных героев Чингиза Айтматова. Это - задача литературоведов и писателей. Я пытаюсь понять и по-философски осознать философские основы и первопричины жизни и творчества Чингиза Айтматова. Пишу все это и чувствую, что для понимания и осмысления творчества и общественной деятельности Чингиза Айтматова мало быть философом. Его творчество равнозначен Вселенной, бесконечной как в пространстве, так и во времени. Его жизнь и творчество достойны внимания многих смежных с философией отраслей наук.
Такая характеристика Чингиза Айтматова - не дань юбилейному красноречию и неизбежных в таких случаях перебору в восхвалениях. Все сказанное - объективное научное отражение того, что напрашивается на перо. Наша непростая эпоха должна была дать именно такого героя, такого представителя литературы. Он своим талантом, своим гением поднялся над континентами и народами, побуждая миллионы к философскому осмыслению своего бытия, к созданию условий жизни, достойных разумного существа, называемого человеком. Прогресс науки и техники привел человечества к тому, что человек постепенно освободился от прежней рабской зависимости от повседневного, однообразного, тяжкого физического труда. Человеческое бытие ныне пересыщено информацией и яствами. Поэтому простой человек читает либо то, что его ничему не обязывает, либо то, что делает его, умней, помогает осознавать себя как высшего существа, наделенного разумом, покорителя вершин науки и техники, вершителя судеб Земли. Все это я пишу потому, что Чингиз Айтматов возглавлял лучшую часть писательской братии современности. У него учатся мастерству пера, умению глубоко и широко мыслить, улавливать то, что только-только рождается и имеет будущее.
Чингиз Айтматов своими словами, мыслями произвел подлинную революцию в умах и взглядах сотен миллионов людей тем, что нанес сокрушительный удар по шовинистическим, великодержавным, европоцентристским, расовым и прочим взглядам. Его родной край в прошлом официально в пропагандистской, научно-популярной, учебной литературе назывался «отсталая, в прошлом колониальная, окраина»; писалось, что «киргизы - обреченный на постепенное вымирание народ. Прижатые к высоким горам, лишенные пахотных земель и угодий, не имея культурных центров, они стоят перед своей незавидной участью». Благодаря во многом Чингизу Айтматову кыргызский народ обрел уверенность в себе, становится одной из современных наций.
Чингиз Айтматов был верен не только своему народу, делал, все возможное для его процветания. Также он был верен и всему человечеству своим творчеством, всей своей деятельностью, светлой верой в будущее.
Комментарии
Оставить комментарий