• 87
  • 91.26
  • 0.84
  • 0.17

Внешние границы ЕАЭС и соглашении интеграционного объединения с Китаем об обмене информации о товарах и транспортных средствах

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Член Коллегии (Министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от Кыргызской Республики Нурлан Акматов, в чьи компетенции входят вопросы таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе рассказал агентству «Кабар» о ходе модернизации пунктов пропуска на границах КР и РК, а также о Соглашении об обмене информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и Китая.

- Как идет модернизация пунктов пропуска на государственной границе Кыргызстана с Казахстаном? Онлайн-наблюдение внедряется на всех таможенных пунктах стран членов ЕАЭС?

- В новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза закреплено единое таможенное регулирование, основанное на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через ТАМОЖЕННУЮ границу Евразийского экономического союза. При этом в соответствии с Таможенным кодексом таможенной границей Союза считаются пределы таможенной территории Союза.

Речь в Таможенном кодексе Союза идет о внешней границе стран Союза и, следовательно, вопрос состояния «внутренних границ» стран Союза, в том числе между Кыргызстаном и Казахстаном не относится к компетенции нашего таможенного блока.

Могу рассказать, как обстоит дело в оснащении внешней границы Союза.

Всего в настоящее время на внешней границе стран Союза, которая составляет около 68 тысяч километров, установлено порядка 500 пунктов пропуска.

Распределены пункты пропуска по территории государств-членов Союза следующим образом:

  • Республика Армения: 7 пунктов пропуска, из них 4 автомобильных, 2 железнодорожных и 2 воздушных;
  • Республика Беларусь: 52 пункта пропуска, из них 25 автомобильных, 15 железнодорожных, 7 воздушных, 3 речных и 2 пешеходных;
  • Республика Казахстан: 37 пунктов пропуска, из них автомобильных 15, железнодорожных 5, морских 2, воздушных 15;
  • Кыргызская Республика: 15 пунктов пропуска, из них 9 автомобильных,4 железнодорожных, 2 воздушных;
  • Российская Федерация: 385 пунктов пропуска, из них 148 автомобильных, 69 железнодорожных, 87 воздушных, 69 морских,11 смешанных, 4 речных, 1 пешеходный.

Евразийская экономическая комиссия в рамках своих полномочий осуществляет мониторинг деятельности государств-членов Союза по оснащению пунктов пропуска на внешних границах Союза различными элементами таможенной инфраструктуры, внедрению современных технологий контроля и обмена информацией.

Мы изучаем лучший передовой опыт государств-членов Союза в области таможенного администрирования, автоматизации процесса контроля с привлечением государственных контролирующих органов стран Союза, предлагаем странам наиболее оптимальные методы по улучшению взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности и контролирующими органами.

Рядом документов Евразийской экономической комиссии разработаны единые для стран Союза требования к оснащению пунктов пропуска, на основе которых страны Союза приводят их инфраструктуру в соответствие с требованиями, что значительно повышает общую эффективность осуществления таможенного администрирования.

Онлайн-наблюдение, являясь одной из составных частей оснащения пунктов пропуска на внешней границе государств-членов Союза, направлено на повышение информированности участников внешнеэкономической деятельности и помогает увидеть в реальном времени состояние (наличие) «очередей» транспортных средств на въезде и на выезде из пункта пропуска.

Видеонаблюдение является обязательной нормой контроля на границе, при этом сама технология применения систем видеонаблюдения относится к национальной компетенции стран Союза.

В качестве примера можно сказать, что в ряде стран Союза, таких как Армения, Беларусь, и частично в Российской Федерации и Казахстане внедрено онлайн-видеонаблюдение (веб-камеры).

При этом, существуют и иные способы информирования участников ВЭД, например, в Российской Федерации регулярно и оперативно обновляется ежесуточная информация по прохождению транспортных средств отдельных пунктов пропуска, указывается количество транспортных средств, ожидающих проезда. Данная информация размещается на сайтах государственных органов стран Союза, уполномоченных на этот вид деятельности, обычно это таможенные органы. Повторю, способ представления информации может быть разным и определяется на национальном уровне стран Союза.

- До этого было сказано, что ЕАЭС и Китай планируют до конца года подписать соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы. Какая работа ведётся в этом направлении?

- Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики, уже подписано. Подписание состоялось 6 июня 2019 года в городе Санкт-Петербурге, «на полях» Петербургского международного экономического форума – 2019. От имени Союза Соглашение подписал Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии, от имени государств – членов Союза – заместители председателей Правительств, от имени КНР – Министр иностранных дел.

Сейчас в государствах – членах Союза и в КНР проводятся внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Соглашения в силу. Можно ожидать, что оно вступит в силу в следующем году.

Само Соглашение определяет базовые подходы к поэтапной реализации обмена информацией, а конкретные условия реализации первого этапа обмена должны быть определены в отдельном Протоколе между центральными таможенными органами Союза и КНР.

Этот Протокол определит объем и состав сведений, в отношении которых будет осуществляться обмен информацией, а также технические условия обмена.

В соответствии с Соглашением, такой Протокол должен быть подписан не позднее чем через 18 месяцев с даты вступления Соглашения в силу. Мы считаем подписание Соглашения знаковым шагом для развития взаимодействия в таможенной сфере с нашими китайскими партнерами.

В современном мире обмен информацией между таможенными службами разных стран является ключевым элементом сотрудничества между ними и необходимым условием гармонизации и упрощения международной торговли, обеспечения перемещения товаров по безопасным международным цепям поставок.

Обмен информацией в рамках Соглашения будет выгоден для добросовестных и законопослушных компаний, которые работают честно и открыто, дорожат своей репутацией.

В перспективе, по нашему мнению, наличие отлаженной системы обмена информацией между таможенными службами будет также способствовать разработке системы взаимного признания результатов таможенного контроля.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий