• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

В Ташкенте презентована роль женского предпринимательства в обеспечении гендерного равенства в Кыргызстане

Новости стран ЦА 0

Читайте и смотрите нас в

Ташкент, 16.06.21. /Толонбай Курбанов – Кабар/. В Кыргызстане развитие женского предпринимательства рассматривается в качестве приоритетной задачи в рамках национального развития и обеспечения гендерного равенства. Об этом заявила заместитель торага Жогорку Кенеша Аида Касымалиева в ходе вступления в Международном Форуме в Ташкенте «Расширение экономических прав и возможностей женщин для устойчивого развития в Центральной Азии и Афганистане».

По ее мнению, для миллионов женщин предпринимательство является одним из ключевых путей участия в экономике, повышения уровня жизни для себя, своих семей и достижения определенной степени финансовой независимости. Однако, в различных областях, начиная от доступа к финансированию и заканчивая возможностями приобретения важнейших навыков предпринимательской деятельности, сохраняются гендерные диспропорции.

Говоря о ситуации в Кыргызстане, Касымалиева отметила, что на начало 2021 года численность женщин в республике составила 3,3 млн человек, что составляет 50,4% от общей численности населения. На сегодняшний день занятость женщин по видам экономической деятельности составляет 38,4%. Большинство женщин работают в секторах социального предпринимательства, в отраслях легкой промышленности, бьюти-индустрии, торговли, туризма, услуг, общественного питания и других сферах, предоставляющих услуги обществу.

Доля женщин среди занятого населения наиболее высока в таких видах экономической деятельности как: операции с недвижимым имуществом (93,2%); здравоохранение и социальное обслуживание населения (84,1%); образование (78,7%); деятельность гостиниц и ресторанов (59,4%). Кроме того, из общего числа занятых являющихся работодателями преобладают мужчины (66,9%), а среди неоплачиваемых семейных работников, напротив, больше всего женщин (71%). Работая в качестве наемных работников, женщины, как правило, более всего представлены в низовом и среднем звеньях компаний и организаций. Но вместе с тем появились женщины, которые осваивают новые так называемые нетрадиционные сферы как IT технологии.

В Кыргызстане развитие женского предпринимательства как важнейший фактор обеспечения гендерного равенства, подкрепляется конкретными стратегиями, планами и программами на различных уровнях, зачастую с привлечением международной поддержки. В настоящее время страна при поддержке международных агентств реализует ряд инициатив, направленных на развитие женских ассоциаций, кооперативов и предприятий для обеспечения полноценного и эффективного участия женщин в производственно-сбытовой цепочке, а также доступа к внутреннему и международному рынкам и международной аккредитации. Эти инициативы в основном осуществляются в таких областях, как наставничество в области женского и молодежного предпринимательства, обеспечение руководящей роли женщин и повышение конкурентоспособности предприятий.

Вместе с тем, вице-спикер заострила внимание на существующие барьеры, с которыми сталкиваются женщины предприниматели. Начиная с семьи, где из-за гендерных стереотипов и предрассудков не дают женщинам реализовать свои экономические права и возможности. В Кыргызстане две трети (64%) женского населения являются сельскими жительницами. В отдаленных селах женщинам без образования трудно найти работу, в большинстве случаев им приходится сидеть дома или уезжать вместе с семьей на заработки в другие страны.

Хотя в самих селах есть множество возможностей для бизнеса, бытующие стереотипы о том, что женщины должны только заботиться о детях и доме, не позволяют им их перешагнуть и стать самостоятельными субъектами предпринимательства. Кроме этого бизнес сообщество не всегда слышит голос женщин. В бизнес ассоциациях, в руководящих должностях мало женщин, поэтому специфические потребности женщин в бизнесе не учитываются. Из-за существующих препятствий, женщинам приходится мигрировать в другие страны, где они работают на «неофициальных» неформальных видах работ, не имея доступа к услугам социальной защиты.

Две трети трудящихся женщин-мигрантов получают заработную плату неофициально и только 40 процентов из них имеют трудовые договоры. Женщины-мигранты также часто сталкиваются со стигматизацией и высоким уровнем стресса и неопределенности. Трудовая миграция имеет более широкие социальные последствия в гендерном плане.

Также следует отметить, что пандемия по-разному повлияла на положение женщин и мужчин, ограничив их экономические возможности и увеличив масштабы неравенства и гендерного насилия. Ситуация с распространением коронавируса, введением карантина и нестабильностью национальной валюты, практически подкосила женское предпринимательское движение. Особая уязвимость этой группы предпринимателей обусловлена тем, что в основном женский бизнес сконцентрирован на секторе услуг в сферах бьюти-инустрии и торговле.

Все вышесказанные проблемы являются не проблемой самих женщин, а проблемой всего общества. Полное участие женщин в экономике и в обществе напрямую способствует экономическому росту и процветанию страны. Многие исследования показали, что процветание страны во многом зависит от того, насколько в ней развито женское предпринимательство. Дело в том, что 90% от того, что зарабатывают бизнес-леди, они вкладывают в такие важные отрасли экономики, как образование, здравоохранение, и прежде всего обустраивают ту среду, в которой живут со своими семьями.

«Как известно, малые, средние и микропредприятия являются главным инструментом создания новых рабочих мест. Возникновение и рост предпринимательства среди женщин является глобальной тенденцией. Многие страны стимулируют развитие женского предпринимательства, используя его в качестве средства для укрепления экономики. Сегодняшнее мероприятие имеет важное значение не только для развития женского предпринимательства, но и процветания стран», - заключала Касымалиева.

Комментарии

Оставить комментарий