• 86.5
  • 91.18
  • 0.86
  • 0.17

В Кыргызстане предлагают стимулировать креативный бизнес, чтобы вывести их из тени

Экономика 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 01.06.22. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство экономики и коммерции выносит на общественное обсуждение законопроект «О Парке креативных индустрий».

Согласно справке обоснованию, целью законопроекта является правовое закрепление налогового режима резидентов Парка креативных индустрий деятельности предпринимателей, а также режима уплаты резидентами Парка креативных индустрий страховых взносов по государственному социальному страхованию.

Создание такого режима позволит реализовать задачу государства по созданию благоприятных условий развития предпринимателей, осуществляющих креативные виды деятельности.

В настоящее время доля креативных индустрий в ВВП страны составляет 1%, что крайне мало по сравнению с другими странами, в которых доля составляет до 8-12%. Сектор креативных индустрий как правило не имеет привязки к локальному рынку, и обладает существенным экспортным потенциалом. В секторе креативных индустрий активно развивается производство продуктов, основанных на информационно-коммуникационных технологиях (развлекательные компьютерные программы и игры, видеопродукция), рекламная деятельность, радиовещание, телевидение, дизайн и индустрия моды, архитектура, издательская деятельность, виды искусства, осуществляющие деятельность в сегменте развлечений и отдыха (музыка и сценическое искусство) и индивидуального творчества (ювелирное дело и ремесленничество).

Полноценной реализации потенциала креативных индустрий Кыргызской Республики препятствует ряд барьеров: ограниченность спроса внутреннего рынка на креативные продукты, отсутствие единого подхода к классификации и категоризации креативных индустрий, отсутствие учета субъектов креативных индустрий в официальной статистике; отсутствие инфраструктуры развития креативного предпринимательства и формирования устойчивых креативных индустрий в стране, слабая инвестиционная привлекательность креативных индустрий и, как следствие, ограниченный доступ к внешним источникам финансирования, нехватка человеческих ресурсов, необходимых для развития креативных индустрий.

По экспертным оценкам около 50 процентов креативного бизнеса находится в тени. Пребывание креативных индустрий в тени также лишает бизнес возможности использования официальных финансовых инструментов, получения государственных заказов, заключения контрактов с зарубежными партнерами и прочих возможностей развития, существующих у бизнеса, работающего в легальной зоне. Меры государственного стимулирования ориентированы на традиционные приоритетные отрасли экономики - специальные меры стимулирования развития не предусмотрены.

Международный опыт демонстрирует различные подходы к стимулированию креативных индустрий: предоставление льготного кредитования по сниженной ставке (6%), субсидий и грантов субъектам креативных индустрий, субсидирование государством части заработной платы сотрудников, занятых в креативных секторах экономики, предоставление налоговых льгот (в основном частичное или полное освобождение от подоходного налога, например, в Великобритании) для предпринимателей в секторах музыки, искусства (для музеев и галерей), кинематографа, компьютерных игр, а также в производстве медиа для телевидения.

С учетом существующей экономической ситуации республики и ограниченных возможностей государства, требуется выбрать реалистичный вариант регулирования, который позволит стимулировать существующий креативный бизнес республики выйти из тени, создать предпосылки для получения качественных статистических данных по креативным индустриям, создать площадку для активного диалога между креативным бизнесом и государством, активизирует развитие существующих и появление новых креативных бизнесов.

Комментарии

Оставить комментарий