Бишкек, 02.06.21. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 2 июня 2021 года выносится законопроект «О внесении изменения в Закон «О Национальном банке КР, банках и банковской деятельности».
Инициатор: депутат Жогорку Кенеша Г.Асылбаева.
Согласно документу, законопроект разработан в целях эффективного и динамичного развития финансового сектора экономики республики, что является первоочередной задачей государства в целом путем повышения прозрачности обращения драгоценных металлов на внутреннем рынке Кыргызстана в виде сырья, содержащего драгоценные металлы (лом драгоценных металлов), а также полупродуктов для аффинажного производства (сплав Доре, катодные металлы, шлиховое золото, концентраты драгоценных металлов).
Предлагается разрешить коммерческим банкам, имеющим лицензию на проведение операций с физическими драгоценными металлами, а также имеющим соответствующее оборудование для проведения экспертизы драгоценных металлов, осуществлять операции по покупке драгоценных металлов в вышеуказанных видах (состояниях) с целью дальнейшего аффинажа и реализации на внутреннем и внешнем рынке. Помимо этого, дается возможность коммерческим банкам осуществлять экспертизу сырья и полупродуктов при их приобретении, с указанием данного вида операции в лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами.
Целесообразность предоставления коммерческим банкам разрешения на осуществление вышеуказанных операций связана с тем, что коммерческие банки обладают необходимыми ресурсами и возможностями для создания всех необходимых условий для правильной оценки драгоценных металлов путем проведения надлежащей экспертизы, обеспечения безопасного хранения и перевозки (инкассации) драгоценных металлов, в том числе за пределы КР.
Коммерческие банки являются структурами поднадзорными Национальному банку КР, их деятельность является прозрачной, что подразумевает исключение рисков мошеннических операций с драгоценными металлами, рисков бесконтрольного вывоза за пределы КР драгоценных металлов, а также рисков уклонения от уплаты налогов и многое другое. Контроль, осуществляемый со стороны Национального регулятора, более жесткий, системный и постоянный, чем в других отраслях экономики и других организациях.
Таким образом, предоставление коммерческим банкам разрешения на приобретение у населения, золотодобывающих компаний и других участников рынка драгоценных металлов сырья и полупродуктов, будет способствовать выходу золоторудной промышленности, в том числе старательской сферы из теневого сектора и позволит сделать оборот физических драгоценных металлов более прозрачным, а также даст возможность развитию ювелирной промышленности.
Разрешение вышеуказанных операций также будет стимулировать развитие внутреннего рынка драгоценных металлов, будет создана основа для появления спектра новых инструментов финансового рынка (использование аффинированных мерных слитков в качестве залогового обеспечения, выдача банковских гарантий под залог драгоценных металлов, выпуск ценных бумаг под обеспечение драгоценных металлов и т.д.), что значительно расширит предоставление дополнительных качественных банковских услуг для населения.
В настоящее время в условиях нестабильности курса иностранной валюты остро назрела необходимость создания альтернативных вариантов сбережений и инвестирования населения и субъектов предпринимательства и предоставлении им возможности вкладывать свои средства не только в иностранную валюту, недвижимость, но и в драгоценные металлы, которые будут являться гарантом стабильности и уверенности, так как в период нестабильности на валютных рынках большинство инвесторов предпочитают вкладывать свои средства в более стабильный рынок металлов.
Следует особо подчеркнуть, что одним из наиболее устойчивых активов являются драгоценные металлы – золото и серебро, которые имеют большой запас прочности как инвестиционный и резервный актив. Особенность драгоценных металлов заключается в том, что практически все они являются товарами, то есть используются не только для получения спекулятивной прибыли, но и в реальных отраслях промышленности: микроэлектронике, ювелирном деле, медицине и т.д. Поэтому для всех драгметаллов в целом свойственна высокая надежность вложения денег (спрос стабилен, а предложение ограничивается разведанными запасами), в результате имеется тенденция к повышению стоимости.
Несмотря на то, что Кыргызстан является золотодобывающей страной, объем инвестиционных накоплений в драгоценные металлы практически равен нулю. В Кыргызстане не развит и практически отсутствует внутренний активный рынок драгоценных металлов, в связи с чем сбережения населения и предприятий в основном вкладываются либо в иностранную валюту, либо в недвижимое или движимое имущество.
Становится очевидным, что необходимо создание дополнительных альтернативных инструментов инвестирования и сбережений, которые позволят также диверсифицировать риски, связанные с частой волатильностью обменного курса валюты.
Благодаря своей уникальной природе, заключающейся в двойственности свойств продукта, когда золото - это и сырье, и финансовый инструмент, оно должно рассматриваться как инструмент диверсификации рисков вложений не только институциональными инвесторами, но и населением.
В Кыргызстане назрела необходимость, когда Государству нужно предпринимать меры в части формирования в стране рынка новых альтернативных инструментов сбережений населения и субъектов предпринимательства и как следствие развития системы платежей с использованием золота или серебра, развития наличного оборота аффинированных драгоценных металлов, привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны.
Комментарии
Оставить комментарий