Бишкек, 27.07.21. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство сельского, водного хозяйства и развития регионов КР выносит на общественное обсуждение законопроект «О страховании в сельском хозяйстве Кыргызской Республики».
Согласно документу, целью разработки проекта является создание функционирования реальной системы страхования аграрного сектора экономики Кыргызской Республики, защита имущественных интересов страхователей, создание условий для доступа сельхозтоваропроизводителей к электронным системам централизованных баз данных страхования, создания структурного подразделения, одной из основных функций которого будет функция по администрированию государственной поддержки программы субсидирования страхования в сельском хозяйстве.
Развитие эффективной рыночной системы предусматривает государственную поддержку сельского хозяйства. Одним из основных направлений государственной поддержки в сельском хозяйстве является страхование.
Сельскохозяйственное страхование является важным инструментом, который сельскохозяйственные производители должны использовать для смягчения и управления сельскохозяйственными рисками, поскольку они влияют не только на результат деятельности сельхозтоваропроизводителей, но они также влияют на всю цепочку создания стоимости продукта агробизнеса. Все заинтересованные стороны в цепочке, начиная с поставок сырья до конечного потребителя: финансовые институты, государственные органы, поставщики сырья, закупщики, сельхозтоваропроизводители, подвержены этим рискам. Для этого был принят Закон Кыргызской Республики «Об особенностях страхования в растениеводстве» от 26 января 2009 года №31.
Для построения эффективной модели государственной поддержки агрострахования необходимо:
1) создать нормативно-правовую базу, которая бы обеспечивала для всех страхователей и страховщиков равный доступ и равные возможности на рынке сельскохозяйственного страхования;
2) расширить концепцию государственной поддержки;
3) изменить порядок предоставления финансовой помощи.
Ввиду того, что действующая система страхования не обеспечивает достаточного уровня финансовой защиты сельхозтоваропроизводителей в случае потери урожая, был разработан проект Закона «О страховании в сельском хозяйстве Кыргызской Республики».
Предлагаемый проект Закона направлен на совершенствование сельскохозяйственного страхования, позволяющее повысить финансовую устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Страхование в сельском хозяйстве будет распространено на рынке страховых услуг, как любой другой вид имущественного страхования. В этом должен быть прямой интерес и общества, и государства, поскольку страхование направленно на поддержание финансовой устойчивости, что позволяет сельским товаропроизводителям продолжить работу, невзирая на неблагоприятные погодные явления. Таким образом, повышая платежеспособность сельских товаропроизводителей, договор страхования может стать гарантом при получении государственного и коммерческого кредитов в будущем.
Проектом Закона вводится классификация страхования в сельском хозяйстве: виды страхования, объекты страхования, виды рисков в сельском хозяйстве, при котором вероятно наступление страхового случая, вопросы перестрахования и многое другое.
Страхованию будут подлежат риски утраты (гибели) урожаев сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) вынужденного убоя сельскохозяйственных животных, продукты аквакультуры. Будет установлен перечень страховых случаев, при которых будет осуществляться страховая выплата.
Законопроектом вводиться норма о разработке Стандартного страхового продукта, разработкой которого займется уполномоченный орган в сфере сельского хозяйства совместно с ассоциациями страховщиков и ассоциациями в сфере сельского хозяйства.
Стандартные страховые продукты разрабатываются для каждого объекта страхования с целью обеспечения страхования в сельском хозяйстве с государственной поддержкой. Стандартные страховые продукты могут использоваться и при страховании без государственной поддержки.
Основными документами стандартного страхового продукта являются:
1) условия страхования в сельском хозяйстве;
2) стандартизированные договора страхования и приложения к ним;
3) страховые тарифы для расчета размеров страхового платежа;
4) формы документов и рекомендаций по заключению и выполнению договоров страхования и урегулирования страховых случаев.
Методика расчета ущерба является составной частью стандартного страхового продукта и разрабатывается для каждого объекта страхования.
Законопроектом вводится норма о создании информационной системы.
Единственным элементом страхового процесса, не подвергающимся быстрым переменам, является использование бланков и форм в бумажном виде. Клиент сначала вынужден заполнить заявление на страхование, а в случае ущерба ему приходится заполнить следующие бланки. В большинстве страховых продуктов требуется предоставление клиентом обширного пакета документов, включающего счета, договоры, корреспонденцию, полисы, заявки, банковские справки и личные документы. Несмотря на технологический перелом, бумажные документы все еще являются ключевым носителем данных и информации, касающейся клиентов, застрахованных лиц и имущества, рисков и страховых случаев.
Данные с бумажных документов вводятся вручную в информационные системы, что занимает много времени и сопряжено с большим риском возникновения ошибок. Время, потраченное на поиск информации, связанной с клиентом, документами или событиями, а также на копирование, сканирование и отправку факсом, влияет на повышение издержек и реализацию текущих бизнес-процессов, а, следовательно, и на качество обслуживания клиента. Ввод документов в систему электронного документооборота минимизирует риск их потери. Регулярно создаваемые резервные копии обеспечивают сохранность документов в случае сбоев или несчастных случаев. Электронные копии документов на много экономнее, чем традиционные - занимают меньше места, время их создания короче, а расходы ниже.
Наличие информационной системы, позволит вести учет страховых договоров, администрировать предоставление государственной поддержки (субсидирование части страховой премии), а также собирать статистику рынка агрострахования, принимать оптимальные решения и иметь возможность анализировать эффективность как агрострахования в целом, так и государственной поддержки.
Сельскохозяйственный производитель при желании может заключить договор страхования в форме электронного документа.
Страховыми организациями будут привлекаться независимые эксперты, которые будут участвовать в случаях необходимости для подтверждения факта наступления страхового случая в сельском хозяйстве, определения размера убытков.
Также проектом Закона определены условия и порядок страхования, на которое распространяется государственная поддержка. Государственная поддержка сельскохозяйственного производителя при страховании в сельском хозяйстве будет осуществляется в форме перечисления страховщику органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере агропромышленного комплекса средств из государственного бюджета части начисленной страховой премии по договору страхования. Общий объем государственной поддержки будет определяться ежегодно законом о государственном бюджете на соответствующий финансовый год на основе расчетов, предусмотренных Планом государственного субсидирования страхования в сельском хозяйстве. Указанный План ежегодно будет разрабатываться с учётом предложений представителей аграрного и финансового рынков.
Планом будет определяться необходимый расчетный размер средств государственного бюджета, выделяемый на финансирование расходов уполномоченного органа по оплате части начисленной страховой премии по договорам страхования в сельском хозяйстве на следующий плановый год.
Кроме этого, законопроектом предлагается создание подразделения ответственного за агрострахование.
Комментарии
Оставить комментарий