Бишкек, 22.10.19. /Кабар/. Министерство внутренних дел внесло на рассмотрение в Жогорку Кенеш законопроект «О внесении изменений в Закон КР «Об охране и защите от семейного насилия».
Как сообщается в справке обоснования, законопроект разработан в целях его приведения в соответствие с нормами Кодекса КР о проступках и Уголовно-процессуального кодекса КР, вступивших в силу с 1 января 2019 года.
В соответствии с Законом КР «Об охране и защите от семейного насилия» на органы внутренних дел были возложены функции по выдаче охранного ордера и выполнение необходимых действий для передачи материалов по привлечению лица, совершившего семейное насилие к уголовной или административной ответственности.
На сегодняшний день статистика по зарегистрированным случаям отражает возрастающее число случаев семейного насилия. Так, число выданных органами внутренних дел охранных ордеров по фактам семейного насилия за период с 2012 по 2018 г. выросло с 2415 до 7114 единиц.
Наблюдался значительный рост рассмотренных судами административных правонарушений по семейному насилию (с наложением административного взыскания), если в 2012 году – 716 административных дел, уже в 2017 году – 2547, таким образом, данный показатель вырос в 3,6 раза.
Семейное насилие является гендерной проблемой – почти 98 процентов рассмотренных судами случаев семейного насилия было совершено в отношении женщин мужчинами - мужьями (1542 лица), сыновьями (375 лиц), отцами (47 лиц).
Данные статистики здравоохранения показывают рост числа лиц, пролеченных по поводу заболеваний (травм) до 1527 в 2017 года (в 2012г. - 721) в результате семейного насилия, отмечается увеличение числа пострадавших, обратившихся в центры семейной медицины - с 772 в 2012 году до 945 в 2017г.
Данные за 6 лет указывают на увеличение числа рассматриваемых судами уголовных дел данной категории (с 194 до 313). Возросло число преступлений, совершенных на почве семейного насилия против жизни и здоровья и против половой неприкосновенности. Это свидетельствует о том, что семейное насилие все больше криминализируется, семейное насилие может иметь тяжкие последствия для здоровья и жизни человека, в том числе убийств, совершенных на семейной почве.
В соответствии со статьей 75 Кодекса КР о проступках семейное насилие отнесено к проступкам, за совершение которого установлено наказание в виде штрафа II-категории (от 300 до 600 расчетных показателей) либо исправительных работ II-категории (от 40 до 60 часов), либо привлечения к общественным работам II-категории (от четырех до шести месяцев).
При этом неисполнение условий временного охранного ордера лицом, совершившим семейное насилие, является самостоятельным составом проступка, в соответствии со статьей 76 вышеуказанного Кодекса, за которое предусмотрено наказание в виде штрафа II-категории либо привлечения к общественным работам II-категории.
В этой связи, учитывая иерархию нормативных правовых актов, определенную Законом «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», проектом предлагается внести в Закон «Об охране и защите от семейного насилия» следующие изменения:
- по всему тексту Закона перед словами «охранный ордер» в различных падежах дополнить словом «временный», в целях приведения в соответствие со статьей 76 Кодекса КР о проступках;
- исключить по всему тексту Закона ссылки на административную ответственность, административное производство и Кодекс об административной ответственности;
- редакционные правки в части формулировок для устранения разночтений.
Также законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 38 Закона, и установить, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Закона субъекты, осуществляющие охрану и защиту от семейного насилия, и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством КР.
При этом, учитывая, что ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Закона субъекты, осуществляющие охрану и защиту от семейного насилия, и их должностные лица (всего 17 субъектов) будут нести в соответствии с Дисциплинарным уставом органов внутренних дел (постановление Правительства от 30 сентября 2014 года № 556), Законом «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», Уголовным кодексом и т.д., в целях исключения чрезмерной детализации (ссылок на законы) в проекте, в данном случае использована формулировка «несут ответственность, предусмотренную законодательством КР».
В случае принятия законопроекта потребуется привести в соответствие с ним постановление Правительства «Об утверждении формы охранного ордера» от 3 октября 2017 года № 642.
Комментарии
Оставить комментарий