Бишкек, 09.10.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 9 октября 2018 года выносится законопроект о внесении изменений в закон КР «О государственных закупках».
Инициатор депутат Жогорку Кенеша Торобай Зулпукаров.
Согласно справке обоснования, законопроект разработан в целях обеспечения поставки качественных лекарственных препаратов, медицинских изделий и оборудования, прошедших переквалификацию во Всемирной организации здравоохранения, по наиболее низкой стоимости.
Согласно результатам аудита Счетной палаты деятельности Министерства здравоохранения, при осуществлении закупок лекарств и прочих медицинских товаров, отсутствует взаимозаменяемость сотрудников, нет системного подхода к организации закупок, что в свою очередь повлияло на качество и сроки проведения данного аудита. При утверждении плана закупок количественные характеристики закупаемых товаров предоставляются соответствующими структурными подразделениями, а стоимостное выражение планируемой закупки товаров и услуг не имеет обоснованных расчетов. Более того, ежегодно аудит выявляет отсутствие мониторинга цен со стороны Министерства здравоохранения при формировании заказа.
Кроме того, при закупке лекарств и медицинского оборудования за последние три года аудит ежегодно устанавливает нарушения процедур проведения тендера. Например, наиболее распространенным нарушением является отбор иностранных компаний, несмотря на то, что тендерные процедуры не предусматривают участие нерезидентов, а также необоснованный отбор конкретного поставщика, в то время как имелись и другие более подходящие участники.
С учетом объемов средств, выделяемых из республиканского бюджета на закупку медицинских товаров, а также обнаруживаемыми ежегодным аудитом нарушениями проведения тендеров при закупке лекарств и медицинского оборудования, необходимо применить способы закупки, исключающие:
- расходование по необоснованно завышенным ценам;
- участие коррумпированных аффилированных лиц;
- поставку некачественных товаров;
- создание искусственного дефицита препаратов для намеренного завышения розничной стоимости.
Преимущества применения предлагаемого метода:
1. В случае закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения через организации ООН, государство сэкономит средства, расходуемые из республиканского бюджета. Предполагается, что в Кыргызстане закупку отдельных лекарственных средств или изделий медицинского назначения будут осуществлять методом прямого заключения договора только организации ООН, которые оказывают содействие в реализации государственных программ в области здравоохранения. Данные международные организации не преследуют коммерческих целей.
2. Организации ООН будут закупать лишь сертифицированные лекарственные средства и имеют опыт их доставки с использованием холодовой цепи, то есть специального режима хранения и упаковки, обеспечивая таким образом поставки высококачественной продукции экономически эффективным и надежным способом.
Задача, поставленная перед Службой закупок ООН, заключается в том, чтобы предложить знания, закупочный потенциал и профессиональный опыт ООН, которые позволят правительствам наиболее эффективно использовать собственные финансовые ресурсы и фонды доноров для закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Данная услуга основывается на партнерских отношениях и не преследует целей получения прибыли по ценам завода производителя.
Вместе с тем, у организаций, учрежденных ООН, будет право закупать лекарственные средства, иммунобиологические препараты и медицинские изделия и оборудования в соответствии с перечнем продукции, определяемым Правительством КР. Таким образом, удается сохранить конкурентоспособную среду для других потенциальных поставщиков услуг и товаров в рамках государственных закупов по линии здравоохранения.
Законопроектом предлагается следующая схема государственных закупок:
1. При наличии соглашения (меморандума) между Правительством КР или иным уполномоченным государственным органом и организацией, ООН, государственная закупка лекарств и иных медицинских товаров будет осуществляться методом прямого заключения договора;
2. Организация ООН мониторит цены у изготовителей и представляет закупающей стороне (Правительство/уполномоченный орган) наиболее подходящий вариант закупки, учитывая цену и качество, а также возможные затраты на доставку;
3. При согласии сторон, организация ООН закупает и доставляет товар в страну. Вместе с тем, международная организация вправе в договоре предусмотреть расходы и на сопутствующие услуги: складирование, фрахтование, хранение.
4. Оговариваются Сроки выполнения государственного заказа — это суммарная продолжительность времени с момента подачи заказа на поставку до прибытия лекарств и иных медицинских товаров в пункт назначения. Необходимо отметить, что срок выполнения заказа может значительно различаться в зависимости от конкретных обстоятельств, связанных с каждым заказом. Информация о сроках выполнения заказа может использоваться как вспомогательное средство планирования государственных заказов на закупку с тем, чтобы продукция поступала в желаемый момент времени.
5. При согласии сторон организация ООН закупает и доставляет товар в страну;
6. Правительство/уполномоченный орган на портале государственных закупок размещает информацию о том, какой объём был закуплен, у какого поставщика и по какой цене (требования статьи 21 Закона).
Комментарии
Оставить комментарий