Бишкек, 13.09.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство образования и науки КР выносит на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в Закон КР «Об организации питания учащихся в общеобразовательных школах Кыргызстана».
Как сообщается в справке обоснования, настоящий законопроект разработан в целях законодательного закрепления организации горячего питания в начальных (I-IV) классах общеобразовательных организаций республики.
Доказано, что энергетическая ценность, содержание микроэлементов и витаминов при горячем типе питания почти на 43% выше, чем при холодном типе питания.
Питательная ценность еды определялась по основе данных пятидневных (недельных) меню, применяемых в школах .
В зависимости от типа питания потребность детей 7-10 лет в энергии обеспечивается от 54,4% (холодный тип питания) до 97,4% (горячий тип питания) от её 25% суточной нормы установленной уполномоченным государственным органом в области здравоохранения.
Таблица №1
Оценка энергетической ценности различных типов питания
Тип питания |
Потребность детей 7-10 лет (25% от суточной нормы), ккал |
Энергетическая ценность одной порции еды, ккал |
Удовлетворение потребности детей в энергии, % |
Затраты на 100 ккал, KGS |
Горячий |
538 |
524,1 |
97,4% |
2,77 |
Холодный |
538 |
292,6 |
54,4% |
3,54 |
При горячем типе питания затраты в расчете на единицу калорий на 27,6% ниже, чем при холодном типе питания.
В зависимости от типа питания потребность в белках обеспечивается от 26,3% (холодный тип питания) до 59,5% (горячий тип питания) от их 25% суточной нормы (табл. 2).
Таблица №2
Оценка содержания белков при различных типах питания
Тип питания |
Потребность детей 7-10 лет (25% от суточной нормы), г |
Содержание в одной порции еды, г |
Удовлетворение потребности детей, % |
Затраты на 1 г, KGS |
Горячий |
19,0 |
11,3 |
59,5% |
1,29 |
Холодный |
19,0 |
5,0 |
26,3% |
2,07 |
При горячем типе питания затраты в расчете на единицу содержания белков на 61,2% ниже, чем при холодном типе питания.
Аналогичная ситуация по содержанию жиров. В зависимости от типа питания суточная потребность детей в жирах обеспечивается от 31,3% (холодный тип питания) до 51,9% (горячий тип питания) от их 25% суточной нормы .
Таблица №3
Оценка содержания жиров при различных типах питания
Тип питания |
Потребность детей 7-10 лет (25% от суточной нормы), г |
Содержание в одной порции еды, г |
Удовлетворение потребности детей, % |
Затраты на 1 г, KGS |
Горячий |
19,5 |
10,1 |
51,9% |
1,44 |
Холодный |
19,5 |
6,1 |
31,3% |
1,70 |
При горячем типе питания затраты в расчете на единицу содержания белков на 18,3% ниже, чем при холодном типе питания.
Более благоприятная ситуация с углеводами. В зависимости от типа питания потребность детей в углеводах обеспечивается от 69,9% (холодный тип питания) до 117,8% (горячий тип питания) от их 25% суточной нормы .
Таблица №4
Оценка содержания углеводов при различных типах питания
Тип питания |
Потребность детей 7-10 лет (25% от суточной нормы), г |
Содержание в одной порции еды, г |
Удовлетворение потребности детей, % |
Затраты на 1 г, KGS |
Горячий |
78,0 |
91,9 |
117,8% |
15,83 |
Холодный |
78,0 |
54,5 |
69,9% |
19,01 |
Смешанный |
78,0 |
76,9 |
98,6% |
20,91 |
При горячем типе питания затраты в расчете на единицу содержания жиров также на 20,1% ниже, чем при холодном типе питания.
Таким образом, стоимость единицы питательной ценности, микроэлементов и витаминов при горячем типе питания существенно ниже, чем при холодном либо смешанном типах питания.
Стоит отметить , что переход школ на горячее питание, стал возможен благодаря проведению пилотных проектов в рамках гранта ВПП ООН при финансировании Российской Федерации и Мерсико, финансируемой США.
В рамках реализации программы «Оптимизация программы школьного питания в Кыргызской Республике» на сегодняшний день горячее питание внедрено в 1146 общеобразовательных организациях республики.
В ходе пилота школы обучены правилам организации ремонтных работ по восстановлению инфраструктуры и помещений, переоснащения столовых современным оборудованием, а также была оказана техническая поддержка в разработке меню и обучении кадров, задействованных в организации и управлении программой школьного питания на местах.
Всего, на данный момент, из 2236 общеобразовательных организаций, в которых обучаются около 443 тыс. детей, в начальных классах 1146 школ (1-4 классы) организовано горячее питание (50,9% от общей численности). При этом отмечаем, что в 2013 году горячее питание было организовано только в 10% школ республики.
Проводимая работа по организации горячего питания для учащихся начальных классов показала свою актуальность и необходимость, но, данный процесс законодательно не закреплен.
В целях повсеместного внедрения горячего питания для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций республики и законодательного закрепления данной нормы, Министерством был разработан данный проект Закона КР «О внесении изменения в Закон КР «Об организации питания учащихся в общеобразовательных школах КР».
Также, проектом Закона предусмотрено, в соответствии со ст. 12 Закона КР «Об образовании», заменить слова «общеобразовательных школ» на слова «общеобразовательные организации» по всему тексту и самом названии Закона.
При этом, проектом Закона предлагается заменить слова «Министерства образования, науки и молодежной политики КР» на слова «уполномоченного государственного органа в сфере образования и науки».
Работа по внедрению горячего питания для учащихся 1-4 классов общеобразовательных организаций КР начата с 2013 года, при этом все расходы по созданию соответствующей инфраструктуры, коммуникации и приобретение оборудования производится за счет грантовых средств.
Такая тенденция по созданию соответствующей инфраструктуры, коммуникации и приобретение оборудования при дальнейшем расширении сети школ, где будет организовано горячее питание для учащихся 1- 4 классов общеобразовательных организаций, за счет грантовых средств, будет сохранена и в ближайшие пять лет за счет грантов ВПП ООН, Мерсико и др.
Горячее питание для учащихся 1-4 классов ежегодно будет внедрено в 200 общеобразовательных организациях.
Это потребует расходов на год согласно прилагаемого расчета в сумме 19 млн 326 тыс.сом.
Эти расходы будут произведены в пределах ассигнований, предусмотренных республиканским бюджетом КР Министерству образования и науки КР на соответствующие годы.
Комментарии
Оставить комментарий