Бишкек, 15.06.21. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение выносится законопроект «О внесении изменений в Закон «Об основах амнистии и порядке ее применения».
Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша К.Иманалиев. Э.Токтошев, Д.Бекешев, Ж.Акаев, М.Жеенчороев, Н.Никитенко.
Согласно документу, настоящий законопроект разработан в целях совершенствования законодательных актов, принятых в рамках судебно-правовой реформы и расширения прав осужденных на амнистию. Основной причиной для инициирования настоящего законопроекта послужило неоднозначное практическое применение Закона КР «Об основах амнистии и порядке ее применения»
Так на основе указанного закона, 8 мая 2020 года Президентом КР подписан Закон КР «Об амнистии в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне 1941–1945 годов и 10-летия Народной Апрельской революции 2010 года». Статьей 1 указанного Закона предусматривалось:
- освобождение от уголовного наказания в виде лишения свободы: мужчин старше 60 лет, а также женщин старше 55 лет; лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность I и II групп; лиц, являющихся единственными кормильцами в семье, имеющих не менее двух несовершеннолетних детей или детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность I и II групп; лиц, впервые совершивших менее тяжкие преступления (женщин, являющихся одинокими матерями, многодетных женщин и др.);
- сокращение не отбытого срока наказания в виде лишения свободы лицам, не подпадающим под действие статьи 1 вышеупомянутого Закона: осужденным за менее тяжкое преступление - наполовину; осужденным за тяжкое преступление - на одну треть; осужденным за особо тяжкое преступление - на одну четверть.
По итогам применения указанного Закона, в условиях пандемии коронавирусной инфекции из около 10 тыс. заключенных, все было освобождено 69 человек, а для 893 человек сокращены не отбытые сроки наказания.
Принимая во внимание мировую практику применения актов амнистии в условиях пандемии коронавирусной инфекции, эти цифры довольно низкие. К примеру, по сообщениям СМИ, в Иране в 2020 году освободили около 70 тыс. человек.
Что в свою очередь, отразилось через негативные проявления со стороны заключенных, нареканий со стороны общественных и неправительственных организаций.
Причиной препятствующей применению акта амнистии для широкой части заключенных является довольно громоздкий перечень ограничений, по которым заключенные теряют право на амнистию.
К примеру, из-за пункта 1 части 1 статьи 6 Закона КР «Об основах амнистии и порядке ее применения» к 662 осужденным не был применен акт амнистии, по причине того, что ранее к ним амнистия применялась, хотя они соответствовали всем критериям акта амнистии от 2020 года.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона КР «Об основах амнистии и порядке ее применения» амнистия не применяется к подсудимым и осужденным, признанных злостными нарушителями режима отбывания наказания, при этом, не определенно распространяется ли данная норма на осужденных, к которым данный вид взыскания ранее применялся, но в последствии он был погашен, что вызывает спорные вопросы при подготовке соответствующих материалов.
Согласно части 2 статьи 6 вышеупомянутого Закона амнистия не применяется в отношении подсудимых или осужденных, к которым были применены меры безопасности.
Согласно уголовного законодательства под мерами безопасности понимается: конфискация (изъятие) имущества, возмещение причиненного ущерба при конфискации, возмещение материального ущерба и компенсация морального вреда и др. Таким образом, если осужденный возместил моральный и материальный ущерб, то к нему нельзя применять амнистию. Это вопрос, не подающийся логике, поскольку неизвестна причинно-следственная связь.
Также необходимо обратить внимание на перечень преступлений, не подпадающих под действие акта амнистии согласно статьи 7 указанного закона.
В учреждениях ГСИН содержатся более 900 осужденных, не подпадающих под действие акта амнистии, являются осужденные за преступление, предусмотренное статьей 267 УК КР. При этом, среди данной категории осужденных есть большое количество лиц женского пола, молодых людей совершивших преступления впервые или лица которые использовались «в темную», без их ведома, по причине недостаточности жизненного опыта и т.д.
Также предлагается исключить из вышеуказанного перечня:
- статью 241 УК КР, поскольку преступление в виде содействия террористической деятельности не имеет прямого воздействия на акт терроризма. Люди могли сдать жилье, предоставить транспорт, выполнить какие-либо поручения или просьбы не зная конечную цель преступления;
- статью 248 УК КР, поскольку по данную статью подпадают большое количество лиц, которые совершали преступления в группе, при этом большинство из них не имели устойчивой организованной группы, не знали о конечной цели преступления.
На основании изложенного предлагается исключить из перечня преступлений, не подпадающих под действие акта амнистии согласно статьи 7 закона «Об основах амнистии и порядке ее применения» статью 267, часть 1 статьи 241, 248, 313 УК КР.
Настоящим проектом предлагается дополнить указанный перечень статьями 164 и 165 УК КР, поскольку объектом преступления по данным статьям являются несовершеннолетние.
В целом, для более ускоренной и эффективной подготовки материалов по амнистии со стороны соответствующих служб органов уголовно-исполнительной системы, предлагается в статье 7 изложить виды преступлений в форме статей Уголовного кодекса КР по которым нельзя применять амнистию.
Комментарии
Оставить комментарий