• 87
  • 91.46
  • 0.84
  • 0.17

Минэкономики планирует внести изменения в законы «Об инвестициях в КР», «О третейских судах в КР»

Экономика 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 06.09.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство экономики КР выносит на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в законы КР «Об инвестициях в КР», «О третейских судах в КР», «О медиации».

Государственной целевой программой «Развитие судебной системы КР на 2014-2017 годы» предусмотрена разработка механизмов и проектов законов досудебного и внесудебного урегулирования споров и примирения.

Были проведены встречи с предпринимателями по обсуждению дальнейших шагов для улучшения условий ведения предпринимательства в республике. Одним из главных факторов, препятствующих развитию предпринимательства, является отсутствие механизмов разрешения споров между предпринимателем и контролирующим государственным органом. В этой связи планируется внедрить возможность обращения в Третейский суд. Для разрешения споров стороны выберут арбитров, которым доверяют.

Востребованность института третейского разбирательства для рассмотрения экономических споров, в том числе инвестиционных, диктуется рядом преимуществ такой формы разрешения правовых конфликтов по сравнению с государственным судопроизводством. Такой метод разрешения споров необходим для повышения привлекательности КР, в том числе и на международном экономическом уровне.

На данном этапе предлагается внести изменения в действующие Законы «Об инвестициях в Кыргызской Республике» и в Закон «О третейских судах в КР», которые позволят уравнять в правах иностранных и национальных инвесторов в части разрешения инвестиционных споров путем третейского разбирательства. Данные изменения позволят Международному третейскому суду при Торгово-Промышленной палате КР разрешать инвестиционные споры между КР и иностранными, а также отечественными инвесторами.

В действующем Законе КР «Об инвестициях» необходимо также внести уточнения и конкретизацию определения «инвестиционный спор», поскольку в редакции указанного Закона на государственном языке «инвестиционный спор» определен как спор, возникающий при продаже инвестиций, что в значительной мере ограничивает права инвесторов.

Устранение отрицательного стереотипа, сложившегося у иностранных и отечественных инвесторов относительно существования возможности справедливого разрешения экономических и инвестиционных споров в нашей стране возможно только при условии нормального функционирования и дальнейшего развития третейского арбитража как механизма внесудебного разрешения споров.

Третейские суды автономны и независимы и не подчиняются какими-либо государственным органам, однако они признаются и поддерживаются государством в качестве альтернативных институтов, осуществляющих правосудие по некоторым категориям споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений, что, безусловно, обеспечивает перспективное развитие данной формы судопроизводства.

Основные преимущества процедуры третейского разбирательства это:

- Оперативность (рассмотрение спора в одной инстанции)
- Экономичность;
- Конфиденциальность третейского разбирательства;
- Возможность определить применимое право, язык и место разрешения спора и т.д.

В нынешних условиях, в связи с перегруженностью государственных судов и длительной процедурой, когда неминуемо прохождение нескольких инстанций, и в некоторых случаях, вообще вся процедура может возвратиться на новый круг и реальна перспектива несколько лет ходить по судам дожидаясь окончательного решения, конечно, третейские суды обладают бесспорными преимуществами.

КР строит правовое государство с рыночной экономикой и в его основе должна быть не только развитая государственная система правосудия, но и внесудебная форма разбирательства споров гражданских правоотношений, которая сможет в своей деятельности руководствоваться и применять общепризнанные требования и стандарты в сфере защиты граждан и юридических лиц на экономическую свободу. Без этого невозможно создать благоприятный инвестиционный климат, привлекательный не только для зарубежных, но и отечественных инвесторов.

Кроме того, дополнение списка органов имеющих право рассмотрения инвестиционных споров указанных в части 2 статьи 18 Закона КР «Об инвестициях в КР» позволит КР любой инвестиционный спор между инвестором и государственными органами рассматривать внутри республики, избегая уплаты высоких арбитражных сборов предусмотренных регламентами зарубежных дорогостоящих арбитражей. При этом государственные органы смогут полноценно защищать интересы государства, как истцом, так и ответчиком. Такой подход к разрешению инвестиционных споров, рассматриваемых внутри республики в ходе третейского разбирательства, позволит инвестором знать, что в отношении инвестиций со стороны государства не последует неоправданного давления.

В настоящее время необходимо, чтобы КР была более активна в части продвижения экономических реформ. Залогом успеха в проведении таких реформ является наличие современной правовой базы и механизмов, позволяющих осуществлять комплексную защиту прав предпринимателей.

Так же, предлагается внести изменения в Закон КР «О медиации», направленные на расширение прав субъектов предпринимательства на применение внесудебных и досудебных способов разрешения споров с государственными органами при осуществлении последними своих полномочий. Действующая редакция Закона предусматривает применение медиации в разрешении споров возникающих из гражданско-правовых и уголовно-правовых отношений, предлагается включить в сферу применения медиации споры, возникающие из административно-правовых отношений, к которым, прежде всего, относятся налоговые и таможенные споры.

Изменения позволят повысить уровень прозрачности процесса принятия решений сотрудниками государственных органов, снизить коррупционные риски при взаимодействии субъектов предпринимательства с государственными органами, значительно сократить финансовые и временные затраты.

На сегодняшний день, в КР поступательно осуществляются прогрессивные реформы во всех сферах государственной и общественной жизни, создаются все условия для развития экономической свободы, частного предпринимательства и инициатив гражданского общества.

Комментарии

Оставить комментарий