• 87.86
  • 93.94
  • 1
  • 0.2

В КР планируют передать полномочия гендирекций СЭЗ на аутсорсинг управляющим компаниям

Экономика 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 02.10.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство экономики КР выносит на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в закон КР «О свободных экономических зонах в КР».

В настоящее время в КР функционируют 5 свободных экономических зон (далее – СЭЗ): «Бишкек», «Каракол», «Нарын», «Маймак» и «Лейлек». Однако наибольшее количество субъектов располагается на территории СЭЗ «Бишкек».

В последние годы наметилась негативная тенденция снижения количества резидентов СЭЗ. Так, численность резидентов СЭЗ «Бишкек» в 2015 году составляла 372 хозяйствующих субъекта, в 2016 году – 377, в 2017 году – 339, за 6 месяцев 2018 года – 298 единиц. Всего с 2014 года по настоящее время утратили статус субъекта данной СЭЗ и ликвидировались 360 хозяйствующих субъектов.

Аналогичная ситуация и с показателями объемов экспортируемой с территории СЭЗ продукции. Так, по СЭЗ «Бишкек» объем экспорта в 2015 году составлял 2 464 млн. сомов, в 2016 году он упал до 1 506 млн. сомов, а в 2017 году до 1 024 млн.сомов.

Одной из основных причин низкой заинтересованности инвесторов в приобретении статуса резидента СЭЗ является непривлекательность условий осуществления деятельности в СЭЗ. На сегодняшний день неразвитость инфраструктуры, административные барьеры и слабая система защиты прав субъектов СЭЗ значительно ухудшают условия пребывания предпринимателей в качестве субъектов СЭЗ, ставя под сомнение само функционирование СЭЗ как эффективного инструмента развития экспортно-ориентированного производства.

Как показал опрос, проведенный среди субъектов СЭЗ «Бишкек», основными проблемами предпринимателей являются трудности, связанные с электроснабжением, водоснабжением, отсутствием очистных сооружений на территории СЭЗ.

Одним из факторов, способствующих усугублению данных проблем, является неэффективная организация системы управления СЭЗ, администрирования и расходования бюджета СЭЗ.

Необходимо отметить, что в настоящее время полномочия администрирования СЭЗ выполняют генеральные дирекции СЭЗ – государственные учреждения, которые на практике осуществляют исключительно административные функции – ведут реестр субъектов СЭЗ, заключают с субъектами СЭЗ договора аренды земельных участков и помещений. При этом генеральные дирекции по действующему Закону «О СЭЗ в КР» обладают рядом дискреционных полномочий: возможностью самостоятельно устанавливать ставки арендной платы за пользование земельными участками и помещениями, принимать решения о регистрации либо отказе в регистрации в качестве субъекта СЭЗ, устанавливать период действия свидетельства о регистрации субъекта СЭЗ, взимать вступительные и добровольные взносы от субъектов СЭЗ.

Также следует отметить, что генеральный директор СЭЗ по своей сути является политической должностью, которая, как правило, характеризуется нестабильностью, что в ряде случаев влияет на внутреннюю кадровую политику в генеральной дирекции и институциональную преемственность.

Кроме того следует обратить внимание на вопросы формирования и расходования бюджетов СЭЗ. Так, в последние годы наблюдается заметное снижение объем капитальных вложений по СЭЗ «Бишкек». Так, с 2014 года объем капитальных вложений, произведенных генеральной дирекцией данной СЭЗ, снизился с 70 млн. сомов до 16,8 млн. сомов. В то же время наблюдается рост числа работников генеральной дирекции: от 218 человек в 2014 году до 398 в 2017 году.

В этой связи на данный момент созрела необходимость повышения эффективности управления СЭЗ. В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона «О СЭЗ в КР» Министерство экономики является уполномоченным органом по разработке государственной политики функционирования свободных экономических зон.

Наиболее оптимальным решением накопившихся в данной сфере проблем может стать проект по передаче полномочий генеральных дирекций СЭЗ на аутсорсинг управляющим компаниям на договорной основе.

Привлечение управляющих компаний имеет ряд преимуществ, среди которых – возможность использовать потенциал и ресурсы частного сектора, минимизация политического вмешательства, а также оптимизация административных процедур. Следует отметить, что отношения с управляющей компанией будут строиться на договорной, взаимовыгодной основе, при этом она будет коммерчески мотивирована в открытии на территории СЭЗ как можно большего количества предприятий, развитию инженерной, транспортно-логистической инфраструктуры СЭЗ.

Привлечение частного оператора позволит сократить административные барьеры, оптимизировать бизнес-процессы, выстроить эффективную систему предоставления субъектам СЭЗ комплекса услуг (строительные, эксплуатационно-инженерные, коммунальные, транспортные, маркетинговые, консалтинговые).

В целях законодательного закрепления возможности привлечения на открытой конкурсной основе управляющих компаний в СЭЗ разработаны изменения в Закон «О СЭЗ в КР».

Законопроектом предлагается для общего надзора за деятельностью управляющей компании ввести институт наблюдательного совета СЭЗ. Наблюдательный совет предлагается формировать из представителей государственных органов, органов местного самоуправления и самих субъектов СЭЗ.

Кроме того законопроектом предусматривается, что наблюдательный совет будет согласовывать бюджет СЭЗ, что обеспечит прозрачность и открытость расходования средств, поступающих от субъектов СЭЗ.

При этом предлагается создать в системе Единого казначейского счета государственный фонд развития СЭЗ, средства которого будут реинвестироваться на цели создания и развития СЭЗ и промышленных зон по всей республике, оказания финансовой поддержки субъектам СЭЗ.

Комментарии

Оставить комментарий