Бишкек, 28.04.21. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Законопроект запрещает восстанавливать имущественные права лиц, имеющих отношение к семье Курманбека Бакиева и его окружению, которые приобрели имущество незаконным образом, сообщает Министерство экономики и финансов.
По данным ведомства, МЭФ считает необходимым прокомментировать и прояснить ситуацию с находящимися в процессе общественного обсуждения законопроектами «О разрешении спорных отношений по Декретам Временного Правительства КР о национализации» и «О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс КР», поскольку заголовок статьи, размещенной в одном из интернет-издания, вводит читателей в заблуждение, а цель законопроекта может неправильно интерпретироваться в медийном пространстве.
Отмечается, что законопроект был разработан исключительно в целях реализации Решения Конституционной палаты Верховного суда от 11 июля 2014 года, в соответствии с которым правительству поручено создать правовые механизмы, обеспечивающие в разумные сроки разрешение спорных отношений по Декретам Временного Правительства и возможность восстановления имущественных прав законных собственников позволяющих субъектам спорных отношений реализовать свое право на судебную защиту.
Так, Конституционной палатой было установлено, что национализация, осуществленная Временным Правительством, была обусловлена исключительными обстоятельствами. В содержательном смысле национализация 2010 года преследовала цель сохранения и установления государственного контроля над имуществом, предположительно присвоенного незаконным образом. В указанном Решении Конституционной палаты приводится вывод о том, что оспариваемые на предмет конституционности Декреты требуют исследования и проверки фактических обстоятельств, имеющих отношение к данному вопросу. Исходя из выводов Конституционной палаты среди собственников имущества, «предположительно присвоенного незаконным образом» и впоследствии национализированного Декретами Временного Правительства, могут быть «законные собственники», чьи права могут быть восстановлены в судебном порядке.
Согласно статье 51 конституционного Закона «О Конституционной палате Верховного суда КР» акты Конституционной палаты являются окончательными и обжалованию не подлежат. Акты Конституционной палаты обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории республики.
Следует отметить, что вопрос неисполнения Правительством Решения Конституционной палаты Верховного суда от 11 июля 2014 года рассматривается в рамках постановления Жогорку Кенеша «О политике Правительства КР по привлечению и защите инвестиций, развитию предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний рынок» от 31 марта 2016 года №412 – VI», также ряд бывших собственников национализированных объектов обращается в адрес вышестоящих государственных органов и омбудсмена КР.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса КР защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Таким образом, инициированный законопроект направлен на создание правового механизма рассмотрения исключительно в судебном порядке заявлений лиц, являющихся добросовестными собственниками и заявляющих требования о восстановлении имущественных прав, как того требует Конституционная палата.
Концепция законопроекта предполагает, что добросовестность и законность приобретения бывшим собственником объектов должна быть доказана в судебном порядке. Законность приобретения национализированного объекта подтверждается наличием следующих обстоятельств:
1. заявитель не является лицом, указанным в представлениях Генеральной прокуратуры КР о национализации как лицо, имеющее отношение к семье Бакиева К.С. и его окружению;
2. заявитель не является покупателем, приобретшим право собственности на объект, приватизированный с 2005 года по 2010 год на аукционе без установления цены;
3. право собственности на национализированный объект было приобретено заявителем на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством КР;
4. заявитель осуществлял права собственника на момент принятия Временным Правительством КР Декрета о национализации объекта;
5. право собственности заявителя на национализированный объект было в установленном порядке зарегистрировано (для случаев, когда право собственности на объект подлежит государственной регистрации);
6. отсутствие в производстве правоохранительных органов КР дел, связанных с незаконным приобретением заявителем права собственности на национализированный объект или неосновательным обогащением заявителя;
7. отсутствие в производстве судебных органов КР дел, связанных с оспариванием действительности сделок (и/или применением последствий недействительности сделок) по приобретению заявителем национализированного объекта;
8. отсутствие решений судебных органов КР о признании правомерными притязаний третьих лиц на национализированный объект.
Как известно Декреты Временного Правительства о национализации принимались на основании представлений Генеральной прокуратуры. Так, правоохранительными органами были выявлены определенные нарушения, связанные с приобретением прав на объекты, либо их эксплуатацией либо иные факты, ставящие под сомнение социальную справедливость нахождения тех или иных объектов у аффилированных с К.Бакиевым лиц, что и послужило мотивом национализации.
Таким образом, законопроект запрещает восстанавливать имущественные права лиц, имеющих отношение к семье К. Бакиева и его окружению, которые приобрели имущество незаконным образом.
Комментарии
Оставить комментарий