• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

В Бишкеке состоялась конференция на тему «Русские в Кыргызстане. Дружба с многовековой историей»

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 16.06.21. /Кабар/. Политологи, журналисты, общественные деятели, а также студенты и преподаватели вузов Бишкека приняли участие в конференции на тему: «Русские в Кыргызстане. Дружба с многовековой историей».

Организатором мероприятия выступил Фонд «Евразийцы – новая волна».

Эксперты и молодежь Кыргызстана обсудили вопросы влияние масштабного переселения русских крестьян в Среднюю Азию на жизненный уклад и культуру кыргызов, исторические примеры поддержки и сотрудничества местных кыргызов и русских переселенцев, билингвизм как свидетельство взаимного обогащения и проникновения культур кыргызского и русского народов.

По словам кандидата исторических наук, учителя истории Олега Шатилова, русские переселенцы прибыли в Кыргызстан во второй половине 19-века – после вхождения его северной части в состав Российской империи.

«К примеру, в Таласской долине первая русская община появилась в 1876 году. Это был непростой контакт таких разных культур: патриархальной – местной, и отчасти буржуазной (в России тогда уже складывались буржуазные отношения) культурой приезжих русских крестьян. Несмотря на различия, кыргызы и русские быстро нашли общий язык. Процесс культурного сближения был взаимным. Переселенцы учились у кыргызов разведению местных пород скота и местных культур, таких как многолетняя туркестанская люцерна, саманному строительству. Русские крестьяне совершенно не были знакомы с ирригационным земледелием. Они научились у местного населения искусству прокладывания каналов», - сказал он.

Как отметила, доктор исторических наук, декан факультета истории и социально-правового образования КГУ им. И. Арабаева Назира Курбанова, религиозный фактор может оказывать влияние на изменения межэтнических отношений как в сторону усиления их напряженности, так и в направлении урегулирования и гармонизации.

«Русская православная церковь появилась в республике в последней четверти 19 века – вместе с переселенцами. Однако местное население не подверглось религиозному притеснению. В Кыргызстане генерал Колпаковский разрешал воинам-мусульманам молиться, ходить в мечеть. Доходы мусульманского духовенства не облагались налогами, были сохранены вакуфные земли и шариатские суды, юрисдикции русских властей подлежали только самые тяжкие уголовные преступления», - добавила она.

«Сейчас трудно представить, но каких-то сто лет назад город Каракол (Иссык-Кульская область) опережал столицу – тогда Пишпек, и по развитию, и по количеству населения. И возник он, в отличие от Пишпека, не стихийно на месте разрушенной крепости и рынка, а целенаправленно и запланировано. Среди уездных городов Центральной Азии того времени Каракол отличал высокий культурный уровень населения. В 1887 году в городе была открыта первая в стране метеостанция, несколько лет спустя там заработала первая публичная библиотека, открылись русско-туземная школа и гимназия», - считает политолог Алина Молдокеева.

Кроме того президент общественного объединения «Русский культурный центр «Гармония» Александр Степанюк подчёркивает, что взаимопроникновение культур – великое дело.

«Мои бабушка и дедушка переехали в Кыргызстан еще до революции 1917 года. И с тех пор моя семья здесь проживает. Огромная благодарность кыргызам, которые приняли переселенцев», - сказал он.

Комментарии

Оставить комментарий