Бишкек, 03.12.21. /Эркеайым Таалайбекова - Кабар/. В Бишкеке презентовали «Концепцию развития таможенной службы КР на 2022-2024 годы».
По словам заместителя председателя Государственного таможенного комитета Азербайджана Игбала Бабаева, который презентовал концепцию и является привлеченным экспертом в разработке проекта Концепции, проект является документом, определяющим основные направления развития таможенной службы и совершенствования таможенного администрирования на краткосрочный и среднесрочный периоды.
«Методологический подход, использованный при разработке Концепции, состоял из двух этапов: аналитический и планирование. Так, на этапе функционального анализа проведена оценка текущего состояния и выявлены проблемные вопросы в сфере таможенного дела. В свою очередь, этап планирования заключался в разработке содержания Концепции, планировании мероприятий, необходимых для успешной ее реализации, в определении индикаторов и рисков исполнения, а также необходимых для реализации Концепции ресурсов и получении ожидаемого конечного результата», - сказал он.
Так, в Концепции обозначена следующая текущая ситуация и проблемы:
- недостаточный институциональный потенциал, низкая эффективность и слабое администрирование процедур в пунктах пропуска, расположенных на кыргызском участке внешней границы Евразийского экономического союза, что не позволяет обеспечить качественную работу по вопросам экономической безопасности;
- существующие административные барьеры, усложненность, многоконтрольность и невзаимосвязанность бизнес-процессов государственных контролирующих органов в пунктах пропуска не позволяет эффективно использовать имеющие технические оснащения и возможности инфраструктуры, что усложняет процедуры внешней торговли;
- отсутствие на пунктах пропуска предоставления государственных услуг в электронном виде, а также неоптимальное и неэффективное использования технических средств таможенного контроля, направленные на минимизацию контактов граждан и сотрудников, требует безотлагательную инвентаризацию существующей технической базы в пунктах пропуска;
- несоответствие инфраструктуры для обеспечения таможенного контроля в зоне прибытия пассажиров, что приводит к низкому качеству предоставления сервиса гражданам в международном аэропорту «Манас», негативному имиджу страны, а также риску национальной безопасности;
- переход на безбумажные технологии осложнен неготовностью других государственных контролирующих органов к использованию современных механизмов взаимодействия. Таможенное декларирование и выпуск товаров осуществляются на основе бумажных сопроводительных и разрешительных документов, выдаваемых государственными контролирующими органами, которые необходимы для выполнения импортных, экспортных или транзитных процедур, что усложняет бизнес-процесс по выпуску товаров и создает бюрократические барьеры для бизнеса-сообщества.
В свою очередь, для создания благоприятных условий применения электронного декларирования требуется развитие системы электронного межведомственного взаимодействия и получение сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов, а не от участников внешнеэкономической деятельности.
Необходимо завершить работу по формированию базы данных разрешительных документов в электронном виде, внедрение которой должно повысить эффективность таможенного контроля при их проверке.
Особое значение для оценки эффективности таможенными администрациями государственного контроля имеет система управлениями рисками как центральное звено применения форм таможенного контроля. Отсутствие нормативных актов и методологий по управлению рисками в таможенной сфере и неэффективное функционирование существующей системы управления рисками усложняют процедуры таможенного контроля, позволяют управлять таможенными процессами на основе субъективных решений и ограничивают возможности внедрения проектов по упрощению торговли.
Отсутствие экспертных решений по анализу и проведению исследований импортируемых товаров с целью определения таможенной классификации и стоимости, необеспеченность системой таможенной экспертизы приводят к усложнению задач по проведению полноценного таможенного контроля над товарами и транспортными средствами как в пунктах пропуска, так и в местах таможенного оформления, к недопоступлению доходов в государственный бюджет.
Существующая Единая автоматизированная информационная система таможенной службы, разработанная на платформе «Однопользовательской системы» и внедренная в 2011-м году, не позволяет в настоящее время оперативно обновлять программные продукты с целью охвата всех таможенных процессов и предоставления бизнес-сообществу таможенных услуг в электронном виде, использовать таможенные информационные ресурсы по принципу «Таможня-Бизнес (C2B)», «Таможня-Правительство (C2G)» и «Таможня-Таможня (C2C)».
«Проведенный анализ показывает, что совершенствование системы управления таможенной службой требует повышения эффективности ее работы посредством оптимизации структуры и перераспределения полномочий и функций, новых подходов в системе профессионального образования, отвечающей современным требованиям и задачам таможенных органов. Так, действующая структура не соответствует новым целям, задачам и видениям, предусмотренные в настоящей Концепции неоптимальное распределение человеческих ресурсов для осуществления таможенного контроля, и иные процедуры приводят к излишним издержкам и административным барьерам для выпуска товаров, отсутствие системы мотивации таможенных сотрудников является одной из причин некачественного выполнения функциональных обязанностей и источником возникновения коррупционного риска», - сказал он.
Бабаев также озвучил цели и задачи Концепции.
«Концепция определяет ключевые условия и приоритеты комплексной цифровизации таможенной системы с учетом тенденций развития таможенной службы, таких как автоматизация (цифровизация) таможенных процессов с применением системы управления рисками, повышение эффективности таможенного контроля, ускорение и упрощение таможенных операций, развитие и совершенствование кадрового потенциала. Ее целью является содействие внешней торговле и обеспечение эффективности внешнеэкономической деятельности за счет повышения качества и результативности таможенного администрирования и внедрения современных инновационных проектов в таможенной сфере», - пояснил зампред.
Достижение же стратегической цели будет обеспечено путем выполнения следующих поставленных задач:
- оптимизация контрольных процедур, совершаемых в пунктах пропуска, расположенных на кыргызском участке внешней границы Евразийского экономического союза;
- развитие электронного таможенного декларирования и автоматизация совершения таможенных операций с применением системы управления рисками, в том числе связанных с принятием решения о выпуске товаров в автоматическом режиме;
- модернизация информационно-коммуникационной и таможенной инфраструктуры, систем информационной безопасности для обеспечения эффективного функционирования;
- совершенствование системы управления и повышение кадрового потенциала.
Отметим, с полным проектом Концепции можно ознакомиться на официальном сайте кабинета министров.
Комментарии
Оставить комментарий